Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
- изучить современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности……………………………………………………………………………..9
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества.……………………………………………………...18
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания………………………………………………….23
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение…………………………………………………………………….......35
Список использованной литературы…………………………………………..38
В доклассовом
обществе коллективность творчества не
только сливалась с индивидуальностью,
но подчиняла ее. Здесь даже самая
выдающаяся личность воспринималась как
воплощение силы и опыта всего
племени; так зарождалось характерное
для эпоса и раннего
Развитие
классовых отношений не могло
не изменить коллективного творчества.
С появлением классового общества идеология
антагонистических классов
1.2. Современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.
Педагогический
процесс в любом коллективе - производственном,
трудовом, научном, школьном (ученическом),
студенческом - специфичен по организации,
содержанию, методике проведения и
используемым средствам. Специфика
эта определяется также характером
и основным предметом деятельности,
которую выполняют члены
Не является
исключением в этом отношении
и художественный коллектив, основной
предмет деятельности которого - искусство,
а основная цель - формирование и
удовлетворение духовно-эстетических
потребностей народа. В народном художественном
коллективе эта цель трансформируется
в область решения
Конечно,
нельзя придавать участию в работе
художественных, научно-технических, литературных,
прикладных самодеятельных, любительских
коллективов и объединений
Роль
искусства в процессе формирования
личности можно определять как корректирующую,
обогащающую, усиливающую нравственно-
Роль
народного художественного
В чем
же заключается специфика
Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право - правовое, идеология, политика - идейно-мировоззренческое.
Искусство влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическая
игра, развлечение незаметно
Советскими
психологами, в первую очередь Л.
Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым,
Л. Якобсоном, достаточно всесторонне
и глубоко проанализировано и
экспериментально подтверждено влияние
искусства на развитие личности: умственное,
нравственное, эстетическое; вскрыты
природа художественных способностей
и предрасположенность человека
к искусству как форме
Основной
приметой взаимодействия искусства
с человеком является глубокая эмоциональная,
чувственная основа этого процесса.
Однако эмоциональная интенсивность
различных видов деятельности неодинакова.
В научном познании эмоции носят
подчиненный, фоновый характер. Здесь
на первом плане мышление, сознание.
В искусстве, художественной практике
доминирующее значение имеют эмоции,
эмоционально-чувственный опыт. На
их основании возникает и
Эмоциональное
мышление, или мышление эмоциями, возникшее
как результат соприкосновения
с искусством, имеет непосредственный
выход на действия человека, их смысловое
и эмоциональное наполнение. Эмоции,
чувства, как известно, не являются
конечным продуктом психической
деятельности. Они предстают как
вполне конкретный результат (при определенной
условности термина) влияния искусства,
проявляющийся в форме
Данная
особенность эмоционально-
Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и - человеку.
Исполнительство
в художественном коллективе связано
с процессом создания эстетических,
духовных ценностей. Одной из них
является глубокая нравственная» социализация,
моральное совершенствование
Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для художественного творчества, ибо эта задача - важнейшая из его функций (6, с. 77).
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества .
2.1. Индивидуальные особенности учащихся как важный педагогический фактор.
Проблема индивидуально-
Проявление музыкального
дарования зависит не только от учителей,
которые его воспитывают, и не
только от природных задатков чисто
музыкальных способностей. Многое оказывается
связанным и с
Каждый учащийся, который
входит в класс, - это уникальный
мир, единственное в своем роде сочетание
особенностей личности, характера, темперамента.
Считается, что обучение может быть
успешным только тогда, когда педагог
ищет и находит в ученике то
особенное, уникальное, что отличает
его от другого. Особенно это необходимо
в условиях индивидуального обучения,
которое характерно для обучения
игре на музыкальных инструментах.
Весь склад, весь психический облик
личности формируется в ходе жизни.
Его развитие обусловлено врожденными
анатомо-физиологическими особенностями
организма, прежде всего нервной
системой, ее типом. Но эти особенности
– задатки – очень многозначны,
они могут развиваться в
Характер – это стержневая особенность личности (главная, постоянная), которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека. В итоге в характере человека отражается все, что для него значимо, и потому является смыслом жизни. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.
Научное определение характера впервые было дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа «высшей нервной» деятельности человека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменением условий жизни и деятельности. Изменение внешних условий вызывает изменения и в образовавшейся системе нервных связей. В ответ на изменившиеся условия деятельности человек реагирует адекватными новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Отсюда понятно, что от круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровной жизнью, формируется сильный и цельный характер (1, с. 67).
Характер имеет своей предпосылкой темперамент личности. Конечно, темперамент и характер отличаются друг от друга, но, вместе в тем, они тесно связаны друг с другом. В отличие от характера, как стержневой особенности личности, темперамент характеризует ее динамическую сторону, ее импульсивность, эмоциональную возбудимость, стремительность, степень напряженности и скорости, темп, ритм протекания психических процессов. Исторически определились четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Знание преподавателем темперамента, особенностей «высшей нервной» деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к школьникам. На основе этого знания педагог опирается на положительные стороны темперамента ученика и борется с отрицательными его качествами.
Например, положительными качествами у сангвиника являются живость, подвижность, общительность, у холерика – быстрота реакции, активность, у меланхолика – чуткость и отзывчивость, у флегматика – выдержка, спокойствие, большая выносливость и трудоспособность, ровность в обращении. При отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно быстро: у флегматика – вялость, малая подвижность как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов; у сангвиника – отсутствие устойчивости, у холерика – резкость, несдержанность, агрессивность, эмоционально легкая возбудимость, неумение хорошо владеть своими чувствами, что нередко приводит холериков к осложнению отношений с окружающими; у меланхолика – замкнутость, застенчивость, мнительность, нерешительность (11, с. 78).
Классические типы темперамента разделяют всех людей на четыре большие группы, но в чистом виде эти типы встречаются довольно редко и существует большое количество взаимопереходов и взаимовлияний одних типов на другие.
В учебной деятельности резко проявляются индивидуальные различия в представлении силы нервной системы, то есть выносливости, работоспособности. Сила нервной системы – это природная индивидуальная особенность. Градации индивидуального представления силы нервной системы – от слабости до большой силы – обнаруживаются в возможности выдерживать кратковременные, но интенсивные воздействия – как физические, так и психологические. Чем слабее нервная система, тем менее она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них реагировать. Однако большая сила нервной системы соответствует относительно малой чувствительности.
Информация о работе Народное художественное творчество как средство воспитания