Народное художественное творчество как средство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
- изучить современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности……………………………………………………………………………..9
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества.……………………………………………………...18
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания………………………………………………….23
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение…………………………………………………………………….......35
Список использованной литературы…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика НХТ курсовая.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

В доклассовом  обществе коллективность творчества не только сливалась с индивидуальностью, но подчиняла ее. Здесь даже самая  выдающаяся личность воспринималась как  воплощение силы и опыта всего  племени; так зарождалось характерное  для эпоса и раннего литературного  творчества изображение масс народа через образ героя (Вейнемейнен, Прометей, Бальдер, позднее - русские  богатыри и другие образы героических  сказаний).

Развитие  классовых отношений не могло  не изменить коллективного творчества. С появлением классового общества идеология  антагонистических классов отчетливо  сказывается в различной трактовке  образов, сюжетов сказаний и песен  (1, с. 67).

 

1.2. Современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.

 

 

Педагогический  процесс в любом коллективе - производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом - специфичен по организации, содержанию, методике проведения и  используемым средствам. Специфика  эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением в этом отношении  и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого - искусство, а основная цель - формирование и  удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В народном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс  реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и  социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных  занятий, концертных выступлений.

Конечно, нельзя придавать участию в работе художественных, научно-технических, литературных, прикладных самодеятельных, любительских коллективов и объединений излишнее значение в плане формирования творческого  потенциала личности. В этом случае, с одной стороны, под творческой личностью может пониматься лишь человек, участвующий в художественной самодеятельности, пишущий музыку или  стихи, играющий на музыкальном инструменте  или же делающий успехи в техническом  творчестве, рационализаторстве, а  с другой стороны, непроизвольно  принижается роль других более важных факторов в социализации творческих устремлений человека. К сожалению, такой подход - фетишизация роли участия в самодеятельности для  развития личности - характерен для  многих диссертационных исследований, статей, брошюр, рассматривающих эти  вопросы. Художественное творчество объявляется  основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При  этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений  в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности (4, с. 71).

Роль  искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих  противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Роль  народного художественного коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его  педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции  (2, с. 244).

В чем  же заключается специфика искусства  как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?

Прежде  всего, нужно подчеркнуть: искусство  не является единственной формой общественного  сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие  каждой из этих форм общественного  сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право - правовое, идеология, политика - идейно-мировоззренческое.

Искусство влияя на сознание, духовно-эмоциональный  мир человека, (тем самым формирует  его целостный облик; активно  содействует духовному росту, воспитывает  идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую  деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Эстетическая  игра, развлечение незаметно переводят  богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение  человека к миру, накладывается отпечаток  на все стороны его жизни и  деятельности, на отношения, понимание  цели и смысла жизни. Искусство обостряет  ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического»  - «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы  социального бытия, которые могут  как усиливать, так и снижать  эффективность процесса (9, с. 53).

Советскими  психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне  и глубоко проанализировано и  экспериментально подтверждено влияние  искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты  природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности (12, с. 39).

Основной  приметой взаимодействия искусства  с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность  различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят  подчиненный, фоновый характер. Здесь  на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание  содержания искусства (10, с. 47).

Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее  как результат соприкосновения  с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое  и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической  деятельности. Они предстают как  вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям  соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и  формы проявления.

Данная  особенность эмоционально-психологической  деятельности личности в процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность  ее художественно-эстетического и  нравственного обогащения, процесс  развития художественно-творческих навыков.

Оригинальность  результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать  и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с  точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и - человеку.

Исполнительство в художественном коллективе связано  с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них  является глубокая нравственная» социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться  в самостоятельном решении или  нахождении путей решения разнообразных  художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого  потенциала. Причем данный потенциал  реализуется не только в сфере  художественной практики, но и во всей системе отношений человека с  окружающими. Творческий подход к решению  возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.

Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого  типа личности. Данный критерий является определяющим для художественного  творчества, ибо эта задача - важнейшая  из его функций (6, с. 77).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества .

2.1. Индивидуальные особенности учащихся как важный педагогический фактор.

 

Проблема индивидуально-психологических  особенностей личности является одной  из важных в психологии. Значение и  учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно  обращается к жизни, к практике.

Проявление музыкального дарования зависит не только от учителей, которые его воспитывают, и не только от природных задатков чисто  музыкальных способностей. Многое оказывается  связанным и с психодинамическими характеристиками личности, фундамент  которых составляют врожденные свойства нервной системы. Чувствуя особенности  ученика, его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может  подобрать разные формы педагогического  воздействия для обеспечения  наиболее полного развития и актуализации всех творческих сил и возможностей учащегося (9, с. 60).

Каждый учащийся, который  входит в класс, - это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание  особенностей личности, характера, темперамента. Считается, что обучение может быть успешным только тогда, когда педагог  ищет и находит в ученике то особенное, уникальное, что отличает его от другого. Особенно это необходимо в условиях индивидуального обучения, которое характерно для обучения игре на музыкальных инструментах. Весь склад, весь психический облик  личности формируется в ходе жизни. Его развитие обусловлено врожденными  анатомо-физиологическими особенностями  организма, прежде всего нервной  системой, ее типом. Но эти особенности  – задатки – очень многозначны, они могут развиваться в различных  направлениях, но не предопределяют психических  свойств человека. На основе одних  и тех же задатков у человека в  зависимости от хода его жизни  могут выработаться различные черты  характера.

Характер – это стержневая особенность личности (главная, постоянная), которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека. В итоге в характере человека отражается все, что для него значимо, и потому является смыслом жизни. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.

Научное определение характера  впервые было дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа «высшей нервной» деятельности человека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменением условий жизни и деятельности. Изменение внешних условий вызывает изменения и в образовавшейся системе нервных связей. В ответ на изменившиеся условия деятельности человек реагирует адекватными новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Отсюда понятно, что от круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровной жизнью, формируется сильный и цельный характер (1, с. 67).

Характер имеет своей  предпосылкой темперамент личности. Конечно, темперамент и характер отличаются друг от друга, но, вместе в тем, они тесно связаны друг с другом. В отличие от характера, как стержневой особенности личности, темперамент характеризует ее динамическую сторону, ее импульсивность, эмоциональную возбудимость, стремительность, степень напряженности и скорости, темп, ритм протекания психических процессов. Исторически определились четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Знание преподавателем темперамента, особенностей «высшей нервной» деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к школьникам. На основе этого  знания педагог опирается на положительные  стороны темперамента ученика и  борется с отрицательными его  качествами.

Например, положительными качествами у сангвиника являются живость, подвижность, общительность, у холерика – быстрота реакции, активность, у меланхолика  – чуткость и отзывчивость, у  флегматика – выдержка, спокойствие, большая выносливость и трудоспособность, ровность в обращении. При отрицательных  условиях воспитания могут развиться  особенно быстро: у флегматика –  вялость, малая подвижность как  во внешних проявлениях, так и  в скорости протекания нервных процессов; у сангвиника – отсутствие устойчивости, у холерика – резкость, несдержанность, агрессивность, эмоционально легкая возбудимость, неумение хорошо владеть своими чувствами, что нередко приводит холериков  к осложнению отношений с окружающими; у меланхолика – замкнутость, застенчивость, мнительность, нерешительность (11, с. 78).

Классические типы темперамента разделяют всех людей на четыре большие  группы, но в чистом виде эти типы встречаются довольно редко и  существует большое количество взаимопереходов  и взаимовлияний одних типов  на другие.

В учебной деятельности резко  проявляются индивидуальные различия в представлении силы нервной системы, то есть выносливости, работоспособности. Сила нервной системы – это природная индивидуальная особенность. Градации индивидуального представления силы нервной системы – от слабости до большой силы – обнаруживаются в возможности выдерживать кратковременные, но интенсивные воздействия – как физические, так и психологические. Чем слабее нервная система, тем менее она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них реагировать. Однако большая сила нервной системы соответствует относительно малой чувствительности.

Информация о работе Народное художественное творчество как средство воспитания