Народное художественное творчество как средство воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
- изучить современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности……………………………………………………………………………..9
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества.……………………………………………………...18
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания………………………………………………….23
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение…………………………………………………………………….......35
Список использованной литературы…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика НХТ курсовая.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Диагностика дает возможность определить наиболее интересные нормы вовлечения человека в творчество. Многие руководители принимают в коллектив не всех желающих, чтобы не снижать исполнительский  уровень коллектива, так как не все желающие завираться художественным творчеством имеют ярко выраженные для этого способности. Тем не менее, известно, что практически  каждый человек обладает в той  или иной мере художественными задатками. Но проявляются и реализуются  они по-разному и, естественно, имеют  разную направленность и интенсивность. Значит, для их развития нужна очень  гибкая и дифференцированная методика. Поэтому так необходима диагностика  способностей участников, их психологических  и умственных особенностей развития: воображения, творческого мышления, скорости реакции и т. п. Обязательно  также знать их интересы и устремления. Эти факторы следует учитывать, ориентируя участника самодеятельности на тот или иной вид творчества (12, с. 48).

Диагностика может касаться различных сторон личности участника или может  иметь как бы несколько уровней:

- диагностика  общих способностей к художественной  деятельности - способности к восприятию  искусства, художественному воображению,  эмоциональной отзывчивости, художественному  мышлению и т. п.;

- более  частных способностей к конкретному  виду исполнительской деятельности: овладению навыками, игры на музыкальном  инструменте, пению, актерскому  мастерству, ритмике.

В практике весь комплекс личностных качеств может  проявиться более или менее полно  с помощью различных типов  деятельности - обычного восприятия искусства, исполнительства, критического анализа  и т. д. Вместе с тем любая деятельность имеет конкретные формы организации  и объединяет определенные группы людей - слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованного  или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касается художественной самодеятельности, то подготовка участников опирается на исполнительское мастерство, художественные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель  исследования заключалась в выявлении эффективности индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества.

В ходе данного  исследования, были определены задачи для достижения поставленной цели:

-  охарактеризовать  сущность народного художественного творчества;

-  рассмотреть  проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества;

- выявить  проблему учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания;

- раскрыть  принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества.

Первая  задача была раскрыта очень подробно. В основе ее раскрытия лежало то, что народное художественное творчество являлось коллективным творчеством  народа, искусством, созданным массой народа. Также было выявлена сущность фольклора. В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Именно народное творчество способно сохранить патриотизм, возродить интерес к культуре и национальным традициям общества, воспитать личностные качества участников народных коллективов.

Было  определено, что русский фольклор имеет множество функций: вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм. Также, что  фольклор является основой, на которой  развивается индивидуальное творчество.

Во второй задаче мы рассмотрели педагогический процесс  в художественно-творческой деятельности. Оказывается, что педагогический процесс имеет свою специфику в процессе реализации воспитательных задач в художественно-творческой деятельности.

Художественное  творчество является основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности.

Искусство, влияя на сознание, духовно-эмоциональный  мир человека, воспитывает идейные  и нравственные убеждения, стимулирует  социально-преобразующую деятельность, активно содействует духовному  росту, повышают культуру труда и  быта.

В художественной практике искусства доминирующее значение имеют эмоции и эмоционально-чувственный  опыт. На их основании возникает  и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.

Третья  задача была направлена на рассмотрение проблемы индивидуально-психологических  особенностей личности. Было раскрыто, что к индивидуально-психологическим  особенностям личности относятся особенности  эмоциональной сферы, специфика  мыслительной деятельности, тип нервной  деятельности, темперамент, характер и  др. Именно эти  индивидуально-психологические  особенности и отличают друг от друга  участников коллектива народного художественного  творчества.

В процессе решения четвёртой задачи было определено, что индивидуальный подход - один из важнейших принципов отечественной  педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается  в необходимости постоянно учитывать  индивидуальные качества и особенности  личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.

Было  исследовано, что индивидуальные качества, способности играют огромную роль именно в художественной деятельности, организации  учебно-творческого процесса. В зависимости  от способностей, индивидуальных склонностей  и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это  предполагает знание руководителем  психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому  руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.

Итак, рассмотрев реализацию индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества, можно прийти к выводу о том, что реализация индивидуального подхода в процессе обучения участников коллектива народного художественного творчества способствует плодотворной педагогической и воспитательной деятельности всего коллектива, что является основой успешной работы коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

  1. Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: проблемы общей методики воспитательного процесса/ В.М. Коротов. – М.: Педагогика. 1974. – 280с.
  2. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. пед. вузов/  Под ред.: М.В. Булановой-Топорковой, А.П. Кушнарева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 510с.
  3. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика»/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М.: Педагогическое о-во России, 2004. – 480с.
  4. Голованова, Н.Ф. общая педагогика: учебное пособие для вузов/ Под ред.: В.А. Якунина, В.В. Серикова. – СПб.: Речь, 2005. – 318с.

5. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие для студентов культ. просвет. фак. вузов культуры и искусств/ А.С. Каргин.– М.: Просвещение, 1984. – 224с. 

6. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций: Учебное пособие/ А.С. Каргин. - М.: 1997. – 288с.

7. Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учебное пособие/ А.С. Каргин. – М.: Высш. шк., 1988. - 271

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов/ П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2004. – 352с.
  2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология»/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 160с.
  3. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитания детского сада/ Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 1981. – 128с.
  4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец./ И.Ф. Исаев, Е.П. Белозерцев, А.Н. Ходусов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 208с. (Высшее образование). – Прил.: с. 182 – 205.
  5. Методы систематического педагогического исследования: Учебное пособие/ под ред. Н.В. Кузьминой; ред.: Я.Я. Юрченко, В.П. Трусов. – М.: Народное образование, 2002. – 208с.
  6. Педагогическая энциклопедия. Т: А-Е/ Гл. ред.: И.А. Каиров (гл. ред.), Ф.Н. Петров (гл. ред.), А.И. Богомолов и др. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 832 столб.: 7л. ил. – (Энциклопедии. Словари. Справочники).
  7. Руководитель и педагогический коллектив/ сист.: В.И. Меньшов, В.Д. Федоров. – М.: Профессионал- Ф, 2003. – 96с. – Библиогр.: 93с.
  8. Игнатова, И.Б. Коллектив Художественного творчества: проблема педагогического руководства: учебное пособие/ И.Б. Игнатова, С.М. Малакуцкая: Упр. культ. Белгородской обл.; БГИКИ; Петровская академия наук и искусств; каф. Теории и истории НХК; ред.: Т.В. Самосенкова, Е.В. Малейченко. – Белгород: БГИКИ, 2006. – 163с. – Библиогр.: с.156-162.
  9. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов Педагогическое наследие/ сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф. Смирнова; ред.: В.Ф. Кузьмин, Н.В. Чистякова. – М.: Педагогика, 1988. – 384с. – Ком.: с.360-383
  10. XXI век: проблемы культ. и образов. Сборник научных статей. Вып. 2/ Науч. ред.: Т.Г. Киселева, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2003 – 197с.



Информация о работе Народное художественное творчество как средство воспитания