К 6 годам у многих детей значительно
возрастает эмоциональная вовлеченность
в деятельность и переживания сверстника.
Детям важно, что и как делает другой ребенок
(во что играет, что рисует, какие книжки
смотрит), ровесник становится для ребенка
не только предметом сравнения с собой,
но и целостной личностью, потому что этот
другой становится интересен сам по себе.
[24, с.157] [27]
Эти изменения в отношении к сверстнику
свидетельствует о том, что появляются
определенные сдвиги в самосознании дошкольника,
мысли и действия направлены уже непосредственно
на другого ребенка, на то, чтобы ему было
лучше.
Многие дети уже способны сопереживать
как успехам, так и неудачам ровесника.
Так, они, например, радуются, когда воспитатель
в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются
или пытаются помочь, когда у него что-то
не получается. Сверстник, таким образом,
становится для ребенка не только средством
самоутверждения и предметом сравнения
с собой, не только предпочитаемым партнером,
но и самоценной личностью, важной и интересной,
независимо от своих достижений и своих
игрушек.
Дети начинают интересоваться тем, что
переживает и предпочитает другой ребенок.
Сверстник является самоценной, значимой
человеческой личностью со своими переживаниями
и предпочтениями. [11, с.206]
В старшем дошкольном возрасте отношение
к сверстникам становится более устойчивым,
не зависящим от конкретных обстоятельств
взаимодействия. Они больше всего заботятся
о своих друзьях, предпочитают играть
с ними, сидеть рядом за столом, гулять
на прогулке и т. п. Друзья рассказывают
друг другу о том, где они были и что видели,
делятся своими планами или предпочтениями,
дают оценки качествам и поступкам других.
[26, с.261]
Таким образом, к дошкольному возрасту
у ребёнка преобладает высшая форма коммуникативной
деятельности - внеситуативно-личностное
общение. Первое - яркая характеристика
общения сверстников заключается в его
чрезвычайной эмоциональной насыщенности.
Контакты дошкольников отличаются повышенной
эмоциональностью и раскованностью. Если
со взрослым ребёнок обычно разговаривает
относительно спокойно, то для разговоров
со сверстниками, как правило, характерны
резкие интонации, крик, смех. В среднем
в общении сверстников наблюдается в 9-10
раз больше экспрессивно-мимических проявлений,
выражающих различные эмоциональные состояния
- от яростного негодования до бурной радости,
от нежности и сочувствия - до драки. Вторая
важная черта контактов детей - их нестандартность
и нерегламентированность. В общении со
сверстниками дошкольники ведут себя
непринужденно. Их движениям свойственна
особая раскованность и естественность:
дети прыгают, принимают причудливые позы,
кривляются, визжат, бегают друг за другом,
передразнивают друг друга, изобретают
новые слова и придумывают небылицы и
т.п. Третья отличительная особенность
общения сверстников - преобладание инициативных
действий над ответными. Общение предполагает
взаимодействие с партнером, внимание
к нему, способность слышать его и отвечать
на его предложения.
Перечисленные особенности характерны
для детских контактов на протяжении всего
дошкольного возраста.
1.2 Особенности межличностного
общения детей-логопатов
Основы формирования всесторонне
развитой личности закладываются в дошкольном
детстве, что во многом предопределяет
успех его дальнейшего полноценного развития.
[32]
Речевая деятельность является
одним из компонентов механизма адаптации
ребенка с нарушением речи. А уровень речевого
развития одним из критериев успешности
адаптации.
Речь формируется и функционирует
в тесной связи со всеми психическими
процессами. Речевая недостаточность
у детей влияет на их общее развитие: тормозит
формирование психических функций, ограничивает
познавательные возможности, нарушает
процесс социальной адаптации.
В большинстве случаев у таких
детишек процесс адаптации протекает
тяжело, это выражается в проявлении невротических
реакций, тревожности, фобий и т.д.
Имеются определённые, но недостаточно
систематизированные данные о том, что
страх и тревога как вторичные аффективные
расстройства наблюдаются у детей с заиканием,
дизартрией, алалией. [25]
У детей с речевой патологией
преобладают страхи, волнения, тревога,
мнительность, общая напряжённость, склонность
к дрожанию, потливости, покраснению. [7]
Исследователи говорят о фиксированности
таких детей на своём дефекте и разном
эмоциональном отношении к нему (переживание,
тревожность, боязливость, страх). Наблюдаемые
у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные
трудности в организации собственного
речевого поведения отрицательно сказываются
на их общении с окружающими.
В зависимости от отношения
ребенка с особенностями речевого развития
к себе, к своей собственной речи, умения
и готовности общаться (эмоциональное
переживание особенностей своей речи,
особенности речи как препятствие в общении,
ориентирование в ситуации общения), можно
определить два основных типа самооценки
речевой деятельности:
1. Коммуникабельный;
2. Некоммуникабельный.
Дети, имеющие коммуникабельный
тип самооценки речевой деятельности
испытывают потребность в общении, проявляют
инициативу в установлении новых контактов.
Особую важность для данной категории
детей имеют доверительные отношения,
позиция сверстника. Как правило, дети
с коммуникабельным типом самооценки
речевой деятельности стремятся к общению,
но иногда испытывают трудности в силу
эмоционального переживания особенностей
своей речи. Для детей с данным типом самооценки
речевой деятельности особенности собственной
речи не являются препятствием к установлению
личных отношений. Они легко знакомятся
с новыми людьми, у них много друзей.
Дети с некоммуникабельным
типом самооценки речевой деятельности
внешне неконтактны, не всегда выступают
инициаторами общения. Из-за выработанного
стереотипа в общении с окружающими избегают
новых ситуаций общения, что приводит
к узости межличностных контактов. Но,
несмотря на внешние проявления нерешительности
в общении, дети внутренне готовы и стремятся
к общению с окружающими. В силу данных
обстоятельств в некоторых случаях дети
не всегда проявляют инициативу при знакомстве
с новыми людьми, стараются общаться в
привычном круге людей.
В связи с этим необходимо объяснить
ребенку, что особенности речи не являются
основным показателем отношения к человеку,
что его нарушение преодолимо, и он будет
успешен в жизни.
Как правило, дети реализуют
три уровня проявления коммуникативных
умений, оказывающих влияние на способность
к установлению социального взаимодействия:
Дети, имеющие низкий уровень реализации
коммуникативных умений проявляют
недостаточную активность коммуникативных
умений. Они не стремятся к общению, чувствуют
себя неуверенно в новой компании, коллективе,
предпочитают проводить время наедине
с собой, ограничивают свои знакомства,
испытывают трудности в установлении
контактов с людьми, плохо ориентируются
в незнакомой ситуации, тяжело переживают
обиды, предпочитают избегать принятия
самостоятельных решений.
Дети со средним уровнем
проявления коммуникативных умений
стремятся к контактам с людьми, не ограничивают
свой круг знакомств, не теряются в новой
обстановке, имеют друзей, проявляют инициативу
в общении, принимают участие в организации
общественных мероприятий, могут принять
самостоятельные решения в трудной ситуации.
Дети с уровнем проявления
коммуникативных умений выше среднего
испытывают потребность в коммуникативной
деятельности и активно стремятся к ней,
быстро ориентируются в трудной ситуации,
непринуждённо ведут себя в новом коллективе,
инициативны, предпочитают самостоятельно
принимать решения, могут внести оживление
в незнакомую компанию, любят организовывать
и участвовать в общественных мероприятиях,
настойчивы в деятельности, которая их
привлекает.
Таким образом, родителям и специалистам
следует брать во внимание данные особенности
ребенка и учитывать их в процессе воспитательной
и педагогической работы по формированию
навыков общения.
Дети, имеющие нарушения речи,
не способны к длительной игровой деятельности,
они упрямы, в отдельных случаях проявляется
негативизм. У них отмечаются склонность
к колебаниям настроения, переходы от
импульсивного состояния к заторможенному.
[8]
Если дети выполняют какую-либо
общую работу по поручению взрослого,
то каждый ребенок стремится сделать все
по-своему, не ориентируясь на партнера,
не сотрудничая с ним.
Роль, которую играет ребенок
в игре, очень сильно зависит от особенностей
характера, темперамента ребенка. Поэтому,
в каждом коллективе найдутся «звезды»,
«предпочитаемые» и «изолированные» дети.
[4]
Среди «непринятых» и «изолированных»
чаще всего оказываются дети, которые
плохо владеют коммуникативными средствами.
Для детей-дошкольников, страдающих различными
речевыми расстройствами, игровая деятельность
— необходимое условие разностороннего
развития их личности и интеллекта. Недостатки
звукопроизношения, ограниченность словарного
запаса, нарушения грамматического строя
речи, а также изменения темпа речи, ее
плавности — все это влияет на игровую
деятельность детей, порождает определенные
особенности поведения в игре. [10] Так,
например, они не могут совместно действовать
со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения,
неумения выразить свою мысль, боязни
показаться смешным, хотя правила и содержание
игры им доступны. В коллективе нормально
говорящих сверстников дети держатся
в стороне или, играя вместе с другими
детьми, выполняют только подчиненные
роли, не вступают в словесный контакт.
Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает
на логопедических занятиях определенный
запас слов и навыки фразообразования,
в игре эти навыки он самостоятельно не
использует. Слово в игре употребляется
в основном для называния предметов, при
этом отсутствует обозначение действий
с ними. [14][18]
Их игровые умения, как правило, развиты
слабо, игра сводится к манипуляции с предметами.
Попытки общения этих детей со сверстниками
не приводят к успеху и нередко заканчиваются
вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
[21]
Вместе с тем нельзя преувеличивать влияние
речевого дефекта на возможности взаимодействия
детей с коллективом сверстников. Решающее
значение в этом имеют прежде всего индивидуальные
(в том числе затронутые дефектом) особенности
ребенка, и в меньшей степени — тяжесть
речевого дефекта.[22]
В целом коммуникативные возможности
детей с выраженной речевой патологией
отличаются заметной ограниченностью
и по всем параметрам значительно ниже
нормы.
Для большинства таких детей
характерна крайняя возбудимость, которая
связана с различной неврологической
симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые
воспитателем, приобретают порой весьма
неорганизованные формы. Часто дети данной
категории вообще не могут занять себя
каким-либо делом, что говорит о недостаточной
сформированности у них навыков совместной
деятельности. [9][28]
Большую роль в общении детей
с окружающими играет самооценка ребенка.
Самооценка является ядром
самосознания, так же как и связанный с
самооценкой уровень притязаний. У детей
с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная
самооценка. Дети с заниженной самооценкой
нерешительны, малообщительны, недоверчивы,
молчаливы, скованны в движениях. Они очень
чувствительны, готовы расплакаться в
любой момент, не стремятся к сотрудничеству
и не способны постоять за себя. Эти дети
тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются
в деятельность. Они заранее отказываются
от решения задач, которые кажутся им сложными,
но при эмоциональной поддержке взрослого
легко справляются с ними. Ребенок с заниженной
самооценкой кажется медлительным. Он
долго не приступает к выполнению задания,
опасаясь, что не понял, что надо делать
и выполнит все неправильно; старается
угадать, доволен ли им взрослый. Чем более
значима деятельность, тем труднее ему
с ней справиться.[32]
Эти дети, как правило, имеют
низкий социальный статус в группе сверстников,
попадают в категорию отверженных, с ними
никто не хочет дружить.
У большинства старших дошкольников
(5-6 лет) с нарушениями в речевом развитии
преобладает ситуативно-деловая форма
сотрудничества, что характерно для нормально
развивающихся детей 2-4 лет. Предпочитаемый
вид коммуникации - общение со взрослым
на фоне игровой деятельности, которая
отличается не только содержательной
бедностью, но и недостаточной структурированностью
используемой речи. Практически у половины
детей с нарушениями речи не сформирована
культура общения: они фамильярны в общении
со взрослыми, у них отсутствует чувство
дистанции, интонации часто крикливы,
резки, они назойливы в своих требованиях.
У некоторых детей с нарушениями
речи преобладает внеситуативно познавательная
форма общения. Они с интересом откликаются
на предложение взрослого почитать книги,
внимательно слушают несложные тексты,
но по окончании чтения организовать с
ними беседу трудно: как правило, дети
почти не задают вопросов по содержанию,
не могут сами пересказать услышанное
в силу недостаточно сформированной репродуцирующей
фазы монологической речи. Даже при наличии
интереса в общении со взрослым ребенок
часто перескакивает с одной темы на другую,
познавательный интерес его носит кратковременный
характер и беседа не может длиться более
5-7 мин. Значительная часть детей данной
категории старается изолироваться от
взрослых. Они замыкаются в себе, очень
редко обращаются к старшим, стесняются
и избегают контактов с ними.
Очень важной для формирования
личности ребенка с речевой патологией
является проблема осознания своего дефекта.
Расстройства в эмоционально-волевой
и личностной сфере детей с нарушениями
речи не только снижают и ухудшают их работоспособность,
но и могут приводить к нарушениям поведения
и явлениям социальной дезадаптации.
Таким образом, комплекс нарушений речевого
и когнитивного развития у детей с речевой
патологией препятствует становлению
у них полноценных коммуникативных связей
с окружающими, затрудняет контакты со
взрослыми и может приводить к изоляции
в коллективе сверстников. [9]
Также адаптация ребенка с речевыми
нарушениями в окружающую социальную
жизнь зависит не только от объективных
причин: потребности, направленности и
мотивации к речевому общению, уровня
сформированности речевой деятельности,
но и от активной оптимистичной жизненной
позиции родителей. Дети с речевыми нарушениями
нуждаются в помощи специалистов разного
профиля: логопеда, психолога, дефектолога,
педагога, детского психиатра, невролога,
а также консультациях отоларинголога,
окулиста, эндокринолога, врача-генетика
и др.