2. Переменные, характеризующие особенности
самого ребенка:
8). Любознательность;
9). Стремление к общению в
больших группах детей;
10). Стремление к доминированию,
лидерству в группах детей;
11). Конфликтность, агрессивность;
12). Реакция на фрустрацию;
13). Стремление к уединению.
Каждая переменная образует самостоятельную
шкалу.
По итогам методики заполнялся регистрационный
лист. Соотнеся полученный от испытуемого
ответ с той или иной переменной, вписывался
номер выполненного задания в клеточку
соответствующей шкалы. В итоге заполнения
регистрационного листа получается профиль
особенностей системы отношений ребенка
и связанных с нею некоторых личностных
и поведенческих характеристик испытуемого.
Кроме того, можно соотнести уровни распределения
выраженности разных отношений с числовыми
значениями в процентах. Полученные процентные
значения облегчают сравнительный анализ.
Для определения межличностных
взаимоотношений дошкольников с нарушениями
речи со сверстниками нами была взята
методика не в полном объеме, для исследования
были выбраны шкалы VI. «Отношение к другу»,
IX. «Стремление к доминированию», X. «Стремление
к общению в больших группах детей». [16]
[17] [29]
2.2 Результаты и анализ
исследования
В констатирующем эксперименте
принимали участие дети дошкольного возраста
с нормальным речевым развитием и дети
с нарушениями речи, в количестве 16 человек:
8 детей из 2 группы (дети с нарушением речи,
зрения) и 8 детей из 10 группы МБДОУ д/с
№ 128 г. Владимира.
Во 2 группе МБДОУ д/с № 128г. Владимира
воспитываются 4 мальчика и 4 девочки. В
группе №10 воспитывается большее количество
детей, по сравнению с группой № 2, но в
эксперименте смогли принять участие
лишь 8 человек (все девочки), поскольку
эксперемент проводился в конце зимы -
начале весны многие дети на тот момент
болели и не могли посещать дошкольное
учреждение.
Все дети, принимавшие участие
в констатирующем эксперименте одного
возраста 5-7 лет, следовательно, имеют,
одинаковые психологические характеристики,
свойственные этому возрасту. Констатирующий
эксперимент проводился в конце зимы –
начале весны.
Задачей констатирующего эксперимента
было изучение социально - психологических
качеств дошкольников с речевой патологией
и с развитием речи в норме. Для решения
поставленной задачи использовалась методика
Рене Жиля «Особенности характера вашего
ребенка и его поведения в семье, школе
(детском саду)». В исследовании принимали
участие дети дошкольного возраста с нарушениями
в речевом развитии и речью в норме, в количестве
16 человек (8 человек с нормальным речевым
развитием и 8 человек с нарушениями речи).
При изучении социально-психологических
качеств детей с нарушениями речи выявили
следующие результаты (приложение № 3,5,
таблица №2).
Выводы по второй главе
Для того, чтобы подтвердить
теорию было проведено исследование среди
детей дошкольного возраста с нормальным
речевым развитием и дети с нарушениями
речи, в количестве 16 человек: 8 детей из
2 группы (дети с нарушением речи, зрения)
и 8 детей из 10 группы МБДОУ д/с № 128 г. Владимира.
Результаты исследования позволили сделать
следующие выводы:
1. Разница между отношениями детей с
нарушенным развитием и с нормальным речевым
развитием к подругам, друзьям существенна.
Дети с нарушением речи менее общительны;
2. Такое качество как лидерство у исследуемых
детей различаются. Дети в норме обладают
большими лидерскими качествами, нежели
дети с речевой патологией (р< 0,005);
3. Социальный статус у детей с нарушением
речи достоверно ниже чем у детей с нормальным
речевым развитием (р < 0,005).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У детей с речевой патологией
также отмечается ряд специфических особенностей
социального поведения: речевые контакты,
включенные в деятельность, сводятся к
минимуму; практическая деятельность
и поведение ребенка остаются непосредственными,
невербальными; наблюдается сниженный
уровень понимания того, как достичь цели,
предвидеть возможные препятствия и продумывать
пути решения проблемы; обнаруживается
низкий уровень эмоциональной эмпатии.
Наблюдаемые у детей с нарушениями
речи серьезные трудности в организации
собственного речевого поведения отрицательно
сказываются на их общении с окружающими.
В связи с нарушением всех компонентов
деятельности у детей с речевой паталогией
наблюдаются и изменения мотивационного
звена общения. Рассмотрим один из важнейших
мотивов общения – мотив афиликации.
Мотив афиликации актуализируется
и удовлетворяется только в общении людей.
Он обычно появляется как стремление человека
наладить добрые, эмоционально положительные
взаимоотношения с окружающими.
В связи с нарушением речи у
детей наблюдается нарушение мотива афиликации,
который зачастую заменяется мотивом
отвергания, проявляющимся
в боязни быть непринятым, отвергнутым
значимыми людьми. Доминирование у человека
мотива отвергания формирует стиль его
общения с окружающими, что ведет к неуверенности,
скованности, неловкости, напряженности.
Речевая деятельность нужна
для общения. У детей с речевой патологией
количество целей общения значительно
уменьшается в силу имеющегося дефекта,
преобладает ситуативное общение в пределах
бытовой тематики.
Таким детям свойственно сужение
возможностей коммуникации.
Коммуникативная способность
включает в себя экстралингвистические
факторы, а также подразумевает наличие
совпадений мотивационной и познавательной
базы субъектов общения.
Низкий уровень языковой способности
определяет и низкий уровень коммуникации,
что, в свою очередь, усложняет процесс
учебной (коррекционной) коммуникации,
поскольку именно коммуникативная способность
(способность адекватно целям обучения
и воспитания организовывать неречевое
и речевое взаимодействие логопсихолог–ребенок)
является одним из условий успешности
обучения в целом. Поэтому важно расширять
коммуникативные способности ребенка
с целью формирования и развития у него
смысловой системы и связи личности с
миром.
Становление речевой деятельности
как первичной по отношению ко всем другим
видам деятельности очевидно. Поскольку
речь тесно связана со всеми ВПФ, она соответственно
влияет на ход формирования и развития
всех видов деятельности ребенка. Ввиду
изменений личности ребенка с речевой
патологией измененными оказываются и
мотивы деятельности.
Библиография
Баранова О.М. Дополнительные
возможности методики «Рисунок семьи»
// Школьный психолог. 2001. № 29. – С. 3–7.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – 448с
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно- стике. – СПб.: Питер, 2000. – 528с
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.
Гильяшева И. П., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие. Вып. 7. – М.: Фолиум, 1994. – 64с
- Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка.
– М., 1994
- 2Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. С-Пб., 2000.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
- Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2007.
- Коробейников И.А. Нарушения
развития и социальной адаптации. М., 2002.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
Лубовский Д.В. О применении теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в школьной психодиагностике // Вопр. психологии 1990. № 3. – С. 151–154
Макарец А.А. Возможности применения методики «Фильм-тест» Р. Жиля для детей младшего школьного возраста: Дипломная работа. – Владивосток, 2001.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.,1997.
- Межличностные отношения от рождения
до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой.
- М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
- Методика Рене Жиля //Ануфриев А.Ф., Костромина
С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностические методики. Коррекционные
упражнения. — М.: Ось-89, 1997. – 39-44 с. (Практическая психология).
- Методика «фильм-тест» Рене Жиля [Электронный носитель]
// http://www.persev.ru/catalog/metodika-rene-zhilya
- Морозова Е.А. Психологические
аспекты адаптации к новым условиям воспитания
детей раннего возраста с психофизическими
нарушениями. Дис. канд.психол. наук. М., 1999.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 305с
- Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Р. Жиля // Вопр. психологии. 1997. № 1.– С. 18–19c.
- Павлова О. С. Нарушение коммуникативного
акта у детей с общим недоразвитием речи.
М., 1998.
- Пантелеева Л. А. Психологическая готовность
к школьному обучению детей с речевыми
нарушениями //Логопед, 2004, №4.
- Поливанова, К.Н. Развитие общения
дошкольников со сверстниками [Текст]
/ К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. -
284с.
- Развитие общения дошкольников
со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской.
- М.: Педагогика, 1989. - 211с.
- Селиверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. М., 2010.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения
с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.
- Смирнова Е.О., Утробина В.Г.
Развитие отношения к сверстнику в дошкольном
возрасте // Вопросы психологии, 1996.
- Социальная адаптация у детей
в дошкольных учреждений // Под ред. Р.В.
Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт- Кольмер, 1980.
- Тестируем детей / сост. Т.Г.
Макеева ̶ 5-е изд., стер. ̶ Ростов н/Д : Феникс, 2011. ̶ 348 с.
- Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304с.
- Шипицына Л.М. Некоторые особенности
эмоционально-личностных качеств у младших
школьников с общим недоразвитием речи
/ Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова // Дефектология,
1993,№ 4.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989
Приложение 1
Стимульный материал
к методике Рене Жиля
- А теперь размести несколько
человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения
(папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ,
одноклассник).
- Во главе стола сидит человек,
которого ты хорошо знаешь.
Где сел бы ты?
Кто этот человек?
- Еще раз у знакомых. Обозначь
комнаты некоторых людей и твою комнату.
Решено преподнести одному
человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть тебе все равно?
Напиши ниже
Ты имеешь возможность уехать
на несколько дней отдыхать, но там, куда
ты едешь, только два свободных места:
одно для тебя, второе для другого человека.
Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.
Ты потерял что-то, что стоит
очень дорого.
Кому первому ты расскажешь
об этой неприятности?
Напиши ниже.
У тебя болят зубы, и ты должен
пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной
зуб.
Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то
кто этот человек?
Ты сдал экзамен.
Кому первому ты расскажешь
об этом?
Напиши ниже
- Теперь на этом рисунке размести
несколько человек и себя. Нарисуй или
обозначь крестиками.
Подпиши, что это за люди
Тебе и некоторым другим дали
подарки. Кто-то получил подарок гораздо
лучше других.
Кого бы ты хотел видеть на его
месте?
А может быть, тебе все равно?
Напиши.
Ты собираешься в дальнюю дорогу,
едешь далеко от своих родных.
По кому бы ты тосковал сильнее
всего?
Напиши ниже.
Вот твои товарищи идут на прогулку.
Обозначь крестиком, где находишься ты.