Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей межличностного общения детей – логопатов.
Объект исследования: межличностные отношения детей с нарушениями речи дошкольного возраста с нарушениями речи как социально-психологическое явление.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели исследования мы поставили следующие задачи:
Подобрать теоретическую и методическую литературу по данной проблематике;
Дать описание межличностного общения детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ.
1.1 Особенности межличностных отношений у детей с нормальным речевым развитием .......................................................................................………………..6
1.2 Особенности межличностного общения детей-логопатов ……….............13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ.
2.1 Методики исследования особенностей межличностного общения детей-логопатов ..............................................................……………………………….20
2.2 Результаты и анализ исследования……………………………………........22
Выводы по второй главе..................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 265.91 Кб (Скачать файл)

2. Переменные, характеризующие особенности  самого ребенка:

8). Любознательность;

9). Стремление к общению в  больших группах детей;

10). Стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

11). Конфликтность, агрессивность;

12). Реакция на фрустрацию;

13). Стремление к уединению.

Каждая переменная образует самостоятельную шкалу.

По итогам методики заполнялся регистрационный лист. Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, вписывался номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа получается профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого. Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ.

Для определения межличностных взаимоотношений дошкольников с нарушениями речи со сверстниками нами была взята методика не в полном объеме, для исследования были выбраны шкалы VI. «Отношение к другу», IX. «Стремление к доминированию», X. «Стремление к общению в больших группах детей». [16] [17] [29]

 

2.2 Результаты и анализ  исследования

 

В констатирующем эксперименте принимали участие дети дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и дети с нарушениями речи, в количестве 16 человек: 8 детей из 2 группы (дети с нарушением речи, зрения) и 8 детей из 10 группы МБДОУ д/с № 128 г. Владимира.

Во 2 группе МБДОУ д/с № 128г. Владимира воспитываются 4 мальчика и 4 девочки. В группе №10 воспитывается большее количество детей, по сравнению с группой № 2, но в эксперименте смогли принять участие лишь 8 человек (все девочки), поскольку эксперемент проводился в конце зимы - начале весны многие дети на тот момент болели и не могли посещать дошкольное учреждение.

Все дети, принимавшие участие в констатирующем эксперименте одного возраста 5-7 лет, следовательно, имеют, одинаковые психологические характеристики, свойственные этому возрасту. Констатирующий эксперимент проводился в конце зимы – начале весны.

Задачей констатирующего эксперимента было изучение социально - психологических качеств дошкольников с речевой патологией и с развитием речи в норме. Для решения поставленной задачи использовалась методика Рене Жиля «Особенности характера вашего ребенка и его поведения в семье, школе (детском саду)». В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии и речью в норме, в количестве 16 человек (8 человек с нормальным речевым развитием и 8 человек с нарушениями речи).

При изучении социально-психологических качеств детей с нарушениями речи выявили следующие результаты (приложение № 3,5, таблица №2).

 

Выводы по второй главе

Для того, чтобы подтвердить теорию было проведено исследование среди детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и дети с нарушениями речи, в количестве 16 человек: 8 детей из 2 группы (дети с нарушением речи, зрения) и 8 детей из 10 группы МБДОУ д/с № 128 г. Владимира.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Разница между отношениями детей с нарушенным развитием и с нормальным речевым развитием к подругам, друзьям существенна. Дети с нарушением речи менее общительны;

2. Такое качество как лидерство у исследуемых детей различаются. Дети в норме обладают большими лидерскими качествами, нежели дети с речевой патологией (р< 0,005);

3. Социальный статус у детей с нарушением речи достоверно ниже чем у детей с нормальным речевым развитием (р < 0,005).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

У детей с речевой патологией также отмечается ряд специфических особенностей социального поведения: речевые контакты, включенные в деятельность, сводятся к минимуму; практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными; наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели, предвидеть возможные препятствия и продумывать пути решения проблемы; обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии.

Наблюдаемые у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими.

В связи с нарушением всех компонентов деятельности у детей с речевой паталогией наблюдаются и изменения мотивационного звена общения. Рассмотрим один из важнейших мотивов общения – мотив афиликации.

Мотив афиликации актуализируется и удовлетворяется только в общении людей. Он обычно появляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с окружающими.

В связи с нарушением речи у детей наблюдается нарушение мотива афиликации, который зачастую заменяется мотивом отвергания, проявляющимся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми. Доминирование у человека мотива отвергания формирует стиль его общения с окружающими, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

Речевая деятельность нужна для общения. У детей с речевой патологией количество целей общения значительно уменьшается в силу имеющегося дефекта, преобладает ситуативное общение в пределах бытовой тематики.

Таким детям свойственно сужение возможностей коммуникации.

Коммуникативная способность включает в себя экстралингвистические факторы, а также подразумевает наличие совпадений мотивационной и познавательной базы субъектов общения.

Низкий уровень языковой способности определяет и низкий уровень коммуникации, что, в свою очередь, усложняет процесс учебной (коррекционной) коммуникации, поскольку именно коммуникативная способность (способность адекватно целям обучения и воспитания организовывать неречевое и речевое взаимодействие логопсихолог–ребенок) является одним из условий успешности обучения в целом. Поэтому важно расширять коммуникативные способности ребенка с целью формирования и развития у него смысловой системы и связи личности с миром.

Становление речевой деятельности как первичной по отношению ко всем другим видам деятельности очевидно. Поскольку речь тесно связана со всеми ВПФ, она соответственно влияет на ход формирования и развития всех видов деятельности ребенка. Ввиду изменений личности ребенка с речевой патологией измененными оказываются и мотивы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Баранова О.М. Дополнительные возможности методики «Рисунок семьи» // Школьный психолог. 2001. № 29. – С. 3–7. 

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – 448с

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно- стике. – СПб.: Питер, 2000. – 528с

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.
  1. Гильяшева И. П., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие. Вып. 7. – М.: Фолиум, 1994. – 64с

  1. Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994
  2. 2Захаров А.И.  Предупреждение отклонений в поведении ребёнка.         С-Пб., 2000.
  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
  4. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2007.
  5. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М., 2002.
  6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
  1. Лубовский Д.В. О применении теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в школьной психодиагностике // Вопр. психологии 1990. № 3. – С. 151–154

  1. Макарец А.А. Возможности применения методики «Фильм-тест» Р. Жиля для детей младшего школьного возраста: Дипломная работа. – Владивосток, 2001. 

  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.,1997.
  2. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
  3. Методика Рене Жиля //Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. – 39-44 с. (Практическая психология).
  4. Методика «фильм-тест» Рене Жиля [Электронный носитель] // http://www.persev.ru/catalog/metodika-rene-zhilya
  5. Морозова Е.А. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Дис. канд.психол. наук. М., 1999.
  1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 305с

  1. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Р. Жиля // Вопр. психологии. 1997. № 1.– С. 18–19c.
  2. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. М., 1998.
  3. Пантелеева Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями //Логопед, 2004, №4.
  4. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.
  5. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 211с.
  6. Селиверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. М., 2010.
  7. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.
  8. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996.
  9. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждений // Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт- Кольмер, 1980.
  10. Тестируем детей / сост. Т.Г. Макеева  ̶ 5-е изд., стер. ̶  Ростов н/Д : Феникс, 2011. ̶  348 с.
  11. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304с.
  12. Шипицына Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова // Дефектология, 1993,№ 4.
  13. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Стимульный материал к методике Рене Жиля

  1. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  1. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь.  
    Где сел бы ты?  
    Кто этот человек?

  1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз.  
    Ты хочешь, чтобы это сделали?  
    Кому?  
    А может быть тебе все равно?  
    Напиши ниже

  1. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.  
    Кого бы ты взял с собой?  
    Напиши ниже.

  1. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.  
    Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?  
    Напиши ниже.

  1. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.  
    Ты пойдешь один?  
    Или с кем-нибудь?  
    Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

  1. Ты сдал экзамен.  
    Кому первому ты расскажешь об этом?  
    Напиши ниже

  1. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.  
    Подпиши, что это за люди

  1. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.  
    Кого бы ты хотел видеть на его месте?  
    А может быть, тебе все равно?  
    Напиши.

  1. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.  
    По кому бы ты тосковал сильнее всего?  
    Напиши ниже.

  1. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

Информация о работе Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи