Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Содержание

Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе

22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

0321247_23283_diplomnaya_rabota_netradicionnye_metodiki_ozdorovleniya_dosh.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Ведение

         2

Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

 

1.1.Здоровье дошкольников и факторы  его определяющие

       6

1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Выводы по 1 главе

 

       22

       29

Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

 

2.1. Характеристика  нетрадиционных  методов, используемых для сохранения  и укрепления здоровья.

    30

2.1.1.Оздоровительные игры

    37

2.1.2.Дыхательная гимнастика

    39

2.1.3.Ароматерапия

2.1.4. Музыкотерапия

2.1.5. Цветовоздействие                                                               

Выводы по II главе

    43

    46

    54

    56

Заключение

57

Литература

60

   

Приложения

62


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» (1998) особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В работах И.И.Мастюковой (1997), С.Н.Попова (1999, 2005), С.С.Бычковой (2001), Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной (2001) указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы В.К.Велитченко (2000), Т.В.Антонова, Л.А.Парамонова (1997), М.Н.Кузнецова (2002), С.Н.Дышаль (2001), А.С.Галанов (2001), М.В.Антропова (2004), М.М.Безруких (2004) проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности.

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Юрко Г.П., 2000; Маймулов В.Г. и соавт., 2003; Рапопорт И.К. и соавт., 2004; Симонова И.В., 2006). В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания (Баранов А.А, Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др., 2006).

Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Показано, что частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей к его общению со сверстниками (Богина Т.Л., 2002; Timmerman A. et al, 2007).

Кроме того частая заболеваемость приводит как к большим экономическим затратам со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом (Баранов А.А., 2002).

В связи с этим разработка эффективных методов профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста, и поиск действенных способов оздоровления  являются актуальными задачами не только здравоохранения, но и образовательных учреждений.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь. Традиционных методов работы по оздоровлению дошкольников явно не всегда бывает достаточно.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

В условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности особую актуальность приобретает поиск новых форм, путей и средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Таким образом, проблема может быть сформулирована как противоречие между необходимостью использования физкультурных занятий с целью оздоровления дошкольников и отсутствием методических рекомендаций по использованию нетрадиционных методик оздоровления в организации физкультурных занятий.

На основе выделенной проблемы была сформулирована тема нашего исследования: «Использование нетрадиционных методик оздоровления на физкультурных занятиях в ДОУ».

Следовательно, актуальность нашей работы определяется, с одной стороны, необходимостью проведения систематической работы по оздоровлению детей в ДОУ, с другой стороны, недостаточной разработанностью возможности использования нетрадиционных методик оздоровления в регламентированных видах двигательной деятельности.

Целью исследования будет изучение оздоровительного воздействия на  дошкольников в процессе физкультурных занятий.

Объект исследования: педагогический процесс  в рамках физкультурных занятий ДОУ.

Предмет исследования: оздоровительное воздействие нетрадиционных методик, используемых на физкультурных занятиях в ДОУ.

Гипотеза: Оздоровительное воздействие физкультурных занятий будет более успешным, если

- будут подобраны эффективные  оздоровительные методики;

- процесс оздоровления  будет непрерывным и включающим  в себя все виды двигательной  деятельности детей;

- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Осуществить теоретический  анализ проблемы в психолого-педагогических  исследованиях.

2. Подобрать педагогические условия, способствующие оздоровлению дошкольников в процессе  проведения физкультурных занятий.

3. Дать характеристику  нетрадиционных методов оздоровления  дошкольников.

4. Определить место нетрадиционных  методов сохранения и укрепления  здоровья на физкультурных занятиях в ДОУ.

3. Методологическая основа исследования определяется использованием     положений     возрастной             физиологии (А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких), концепции сенситивных периодов в развитии физических качеств (З.И. Кузнецова), теории адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев), теории и методики комплексной реабилитации (С.Н. Попов).

Структура работы: исследование состоит из введения, I главы, II главы, заключения, списка литературы и приложений.

 

 I глава. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

    1. Здоровье дошкольников и факторы его определяющие

Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы обеспечить свое существование, должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгивать препятствия, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве. Основными движениями, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. (6.с.6)

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для психологов и воспитателей является наличие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно – психическом состоянии детей. Но и общее физическое состояние тоже является немаловажным. Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт.

В литературе существует множество определений понятия здоровья. Оно встречается в трудах Н.М. Амосова, Р.М. Баевского, И.И. Брехмана, В.М. Дильмана, Ю.Ф. Змановского, В.П. Казнаева, В.В. Колбанова, Ю.П. Лисицина и др.

В толковом словаре Кузнецова С.А. предлагается следующая формулировка: здоровье – нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы.

С точки зрения Кудрявцева В.Т. здоровье — это основание жизненной целостности организма.

Всемирная Организация Здравоохранения трактует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов .

Здоровье физическое - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

В соответствии с официальным определением, принятым ВОЗ, можно выделить три основных элемента в системе здоровья человека: физический, духовный и социальный компоненты.

На основе анализа указанных источников можно сделать вывод о том, что в существующей иерархии на первом уровне стоит биологическое здоровье, на втором – социальный его компонент, на третьем духовный. Отклонения или изменения в одном из этих компонентов ведут к нарушению в общем состоянии человека, которое можно характеризовать как нездоровье.

Каждый из этих компонентов связан с определенными функциями здоровья, которые некоторым образом влияют на основной результат образования – присваиваемый дошкольниками уровень образованности. При этом под образованностью понимается внутреннее свойство человека, выражающее определенную меру овладения социальным опытом и способность пользоваться им в своей жизнедеятельности (Г.Н. Сериков).

С позиций современной концепции здоровья, разработанной рядом отечественных ученых (В.П. Казначеев, М.Л. Лазарев, Б.Н. Чумаков), основными его составляющими являются: физический, психологический и поведенческий аспекты жизнедеятельности человека.

Физическая составляющая включает в себя уровень роста и развития органов и систем организма, а также – текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию организма к внешним условиям.

Психологическая составляющая – это состояние психической сферы. Она определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основу его определяет состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Поведенческая составляющая – проявляется в умении общаться. Основу его составляет: жизненная позиция и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия организма с внешней средой  (биологической и социальной).

С точки зрения ведущих российских ученых (Ю.Ф. Змановский, Э.С.Виленский, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова), физическое воспитание детей дошкольного возраста является «фундаментом здоровья». Какая ответственность ложится на плечи педагогов за качество строительства этого «фундамента здоровья», которое зависит от многих факторов, главным из которых является организация рационального питания, так как питание - врожденная биологическая потребность и обязательное условие для долгой, здоровой и счастливой жизниВ движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. П.Ф. Лесгафт считал, что использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками [20 с.12].

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников