Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Содержание

Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе

22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

0321247_23283_diplomnaya_rabota_netradicionnye_metodiki_ozdorovleniya_dosh.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Удобнее организовывать эти игры двум педагогам – практическому психологу и физинструктору. Один из них исполняет роль наблюдателя и ассистента.

Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, забавное упражнение «Цапля» показывает, у кого из детей нарушена функция статистического равновесие 

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр составляет в среднем 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Оздоровительные игры очень удобны для организации заключительной части физкультурного занятия.

Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет.

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический

бронхит, аденоиды.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить

носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке

дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует

разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции

мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Пастушок дудит в рожок.

Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового

дыхания при спокойно сомкнутых губах.

- Рожок, дудочка.

- Необходимо вдохнуть воздух  через нос и резко выдохнуть  рожок.

Контроль ветров.

Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

- Вертушка или шарик.

- Дети дуют на вертушку или  подвешенные воздушные шарики: воздух

вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

- На столе между карандашами  расположить 5-10 шариков. Вытянув губы

трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2. Дыхательная  гимнастика

 Дыхание является важнейшей  функцией организма. Важное место  в физической культуре занимают  специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается  без   изменений;   в  основном   вентилируется   нижняя часть легких и немного - средняя);

  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

• степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верх них дыхательных путей и т. д.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

  • Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
  • Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медленно вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  • Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Комплексы должны быть связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

  1. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
  2. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику  выполнения  дыхательного  упражнения,  строить  работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

4. Дыхательные упражнения «Дышим  тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» из первого комплекса полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

 

 

 

 

2.1.3. Ароматерапия

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определенными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция эта, как правило, спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищенности. Это связано с тем, что будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав.

Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии. Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является и весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи.

Учеными НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И. М. Сеченова во главе с профессором Николаевским В. В. в течении 5 лет использовалась в детских садах и школах аромапрофилактика. Важной задачей медицинской службы в детских учреждениях является поддержание высокого уровня санитарно-гигиеническо-го режима. Из всего комплекса санитарно-гигиенических мероприятий большое внимание уделяется санации воздуха помещений. Ароматические масла снижают микробную обсемененность воздуха в 2-6 раз. При этом значительно уменьшалось количество сарцин, стафилококков, стрептококков и других микроорганизмов. Наиболее эффективно обеззараживают воздух эфирные масла мяты, лаванды, эвкалипта.

Ароматизация воздуха спальных и игровых комнат детских садов с целью профилактики респираторных заболеваний снижает микробную обсемененность атмосферы помещений в 3-4 раза. Эффект сохраняется в течении суток и более. Эфирные масла угнетают дифтерийные и коклюшные палочки, гемолитические стрептококки и гноеродные стафилококки. Но, кроме того, ароматы эфирных масел ионизируют и озонируют воздух закрытых помещений, уничтожая специфический запах больниц.

Ароматы оказывают положительное действие на бронхолегочную, сердечно-сосудистую, нервную системы. Респираторная заболеваемость детей, принявших курс аромапрофилактики в детских садах, снизилась: в условиях Крыма - на 12-14%. в районах Крайнего Севера - на 25-35%. На ряду с выраженным дезинфицирующим эффектом воздуха ароматы оказывают положительное воздействие на общее состояние ребенка: повышаются бодрость, работоспособность, двигательная активность, снимаются усталость, утомляемость  [19.с.47].

Аромапрофилактика вирусных респираторных заболеваний в детских садах.

Процедуры проводят в спортивных или музыкальных залах во время соответствующих занятий, а в случае необходимости - в спальных помещениях во время дневного сна, при этом начинать процедуру необходимо за 30 - 35 минут до окончания сна. Схемы проведения процедур профилактики следует составлять таким образом, чтобы не нарушать обычный ритм работы детского сада.

Используют эфирные масла лаванды или мяты перечной или их смесь в соотношении 5:1. Продолжительность процедуры 20-25 минут. Концентрация летучих веществ в воздухе 0,5 мг/м3. Курс 12-14 дней ежедневных процедур (исключая выходные дни). Повторный курс проводят через 1,5-2 мес., а в районах средней полосы и южнее - 3 курса в год, с октября по апрель. В летнее время проведение профилактики не целесообразно. В северных регионах и в местах с повышенным промышленным загрязнением атмосферы данный метод можно использовать круглогодично.

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников