Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Содержание

Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе

22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

0321247_23283_diplomnaya_rabota_netradicionnye_metodiki_ozdorovleniya_dosh.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 При подборе можно использовать классификацию Давинье о влиянии цвета на настроение человека: 
»   оранжевый- бодрит, освежает, настраивает на активную деятельность;.. 
■   желтый - создает хорошее настроение; 

■."зеленый - успокаивает, освежает; 
■   синий - освежает, снижает физическое напряжение, регулирует ритм дыхания, улучшает работу сердца.

Вот лишь некоторые заболевания, которые по словам Д. Либермана, лечатся   видимой нами частью солнечного спектра - цветами. 

Красный цвет стимулирует высокую физическую активность в. организме, воздействует на работу половых органов.

Оранжевый цвет нормализует работу желудочно-кишечного тракта, кровяное давление.

Желтый цвет нормализует работу желудочно-кишечного тракта, кровяное давление. i

Зеленый цвет способствует излечению сердечно-сосудистой и кроветворной системы.

Голубой цвет помогает при заболеваниях, связанных с обменом веществ, болезней центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, а также костно-мышечной системы.

Синий цвет стимулирует зрение, помогает при заболеваниях уха.

Фиолетовый цвет способствует нормальному функционированию мозга, а также выработке гормона мелатонина. омолаживающего организм и снимающего депрессии.

При этом, когда происходит излечение того или иного заболевания, то цвет ранее воспринимавшийся как неприятный, дискомфортный, начинает вызывать радость или удовольствие.

Проверить, какой именно цвет вам необходим, можно также в медитации, которую разработал ученый. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что внутри вас расположены семь прозрачных резервуаров в виде прямоугольных и высоких колоне. Вообразите, что через макушку вашей головы в вас проникает ослепительно белый солнечный свет и разбивается на отдельные цвета, которые заполняют колонки. Посмотрите, какие колонки заполнятся не до конца, какой цвет вы не можете представить сече ярко. Значит, именно он вам и необходим. Затем постарайтесь наполнить себя мысленно именно тем цветам, которого окажется меньше всего в данный момент в ваших резервуарах.

В целях оздоровительного воздействия в рамках физкультурного занятия цветовоздействие может применятся в трех вариантах:

- декоративное оформление стен  и оборудования

- использование на занятии дополнительной  подсветки разного цвета

-методика «Сухой дождь». Применение методики предполагает наличие в зале разноцветных лент, подобранных согласно спектру и закрепленных на направляющей. В начале занятия в целях активизации и поднятия тонуса дети проходят сквозь «дождь» от холодной части к теплой, в заключительной части – в обратном направлении. Многие педагоги (Шувалова Н.И., Лапенко Н.В. и др.) считают, что применение методики не только значительно облегчает переход детям от одного вида деятельности к другому, но и повышает оздоровительный эффект занятия.

 

 

 

ВЫВОДЫ по II главе

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности.

В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ всех перечисленных технологий невозможно и неоправданно. Каждый педагогический коллектив должен при выборе ориентировать на особенности здоровья детей и материально-техническую базу.

Заключение

Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со  сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение  адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.

        В ДОУ следует  стремиться создать оптимальный  двигательный режим, обеспечивающий  детям достаточный уровень двигательной  активности, являющейся биологической  потребностью ребенка, одним из  главных факторов его роста  и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

  • интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);
  • увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня  для самостоятельной двигательной деятельности);
  • составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей.

           Научные  исследования показали, что для  обеспечения потребности  в движении  и оздоровления детей необходимо  совершенствовать методику проведения  всех форм двигательной деятельности  в ДОУ.

        Включение  в двигательный режим дополнительных  форм двигательной деятельности  лечебно-оздоровительной направленности  позволяет качественно проводить  коррекционную работу с детьми. Эффективно использование корригирующих  и дыхательных упражнений , оздоровительных игр, включаемых в заключительную часть физкультурного занятия.

        При организации  физического воспитания с детьми  дошкольного  возраста основной  формой остаются физкультурные  занятия. В эти занятия целесообразно  включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития,  мелкой моторики;  лечебно-оздоровительные игры.

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.

Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

-гармонизация физического и  нервно-психического развития детей;

-улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

-положительная динамика развития  двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

-формирование правильной осанки  и нормального свода стопы;

-расширение функциональных возможностей  организма;

-снижение заболеваемости;

-устойчивое желание заниматься  физкультурой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Айенгар Б. Прояснение йоги. - М., 1993.
  2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.
  3. Алферова В. П. Как вырастить здорового ребенка.- Калининград, 1991.
  4. Беззубцева Г.Г., Ермолина А.М. В дружбе со спортом.- М., 2003.
  5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- М., 2006.
  6. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей.- М., 1987.
  7. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983
  8. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1983
  9. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.
  10. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей 3-5, 5-7 лет). - М., 2005.
  11. Глазырина Л.Д., Овсянник В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2001.
  12. Дидур М.Д., Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. - СПб., 2001.
  13. Зайцев А. А., Конеева Е. В. Физическое воспитание дошкольников. - Калининград, 1997.
  14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М., 1989.
  15. Иванов Ю. М. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье. - М., 1991.
  16. Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. - Ростов/н-Д., 2000.
  17. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4, 5-6, 6-7 лет. - М., 2004.
  18. Короткое В. Т. Подвижные игры детей. - М., 1987.
  19. Кудрявцев В. Т., Егоров В. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000.
  20. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М., 1987.
  21. Мацкешвили Т. Я. Нарушения осанки и искривления позвоночника у детей. - М., 1999.
  22. Миллер Э. Б. Упражнения на растяжки. Простая йога везде и в любое время. - М.,2001.
  23. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Владимир, 2005.
  24. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М., 2004.
  25. Назарова А.Г.  Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. - СПб., 1994.
  26. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993.
  27. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. - М.,2001.
  28. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Калининград, 1987.
  29. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве.- М., 2005.
  30. Программа «Детство». - СПб., 1997.
  31. Программа «Радуга». - М, 2003.
  32. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2005.
  33. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием.- СПб. 2005.
  34. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.
  35. Утробина К.К. Занимательная гимнастика для дошкольников.- М.2003.
  36. Хиттелмен. Йога. Путь к физическому совершенству.- Ульяновск, 1992.
  37. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.

 

 

Приложение1 .

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным  пальцем правой руки. Левой ноздрей  делать тихий продолжительный  вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки г- через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников