Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Содержание

Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе

22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

0321247_23283_diplomnaya_rabota_netradicionnye_metodiki_ozdorovleniya_dosh.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Использование ароматерапии предусматривает активизацию обонятельных центров головного мозга - это свежий запах хвои, острый запах корейского бальзама приятный запах лимона, кинзы, душицы, мяты. Вдыхая на уроке эти ароматы, дети представляют, что находятся в лесу, где чистый и свежий воздух.

Особое значение придаем дыханию носом, т.к. в средней части носа находятся обонятельные нервы. Систематическое проведение занятий на улице в любую погоду помогают закалить и укрепить навык дыхания носом, а не ртом, как в основном приучены дети. В носовой полости воздух очищается, согревается и увлажняется, что позволяет избежать охлаждения, перегрева и воздушных инфекций. Обонятельные нервы передают информацию о запахах наполняющих воздух, нашему головному мозгу и восстанавливают гармонию ребенка с окружающей средой. Свежий запах хвои, эвкалипта, розмарина, лимона, полыни, душицы, мяты, разнотравья возбуждают приятые ассоциации.

Для распыления ароматических веществ можно применять прибор <Фитам>, карманный ингалятор, фитопалочки или наполнить кабинет легким запахом, накапав 10 капель любого ароматического масла в горячую воду.

 

 

2.1.4. Музыкотерапия

Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.


Воздействие музыкой на человека - один из самых древних методов лечения, возникший одновременно с появлением первобытных целителей [Алексеев Г.И., Батурина Л. А. 1991г.]. Музыка - один из наиболее древнейших способов исцеления от болезней. Еще Пифагор более 500 лет до нашей эры возвышал музыку над другими лечебными средствами, приписывая ей универсальность в исцелении души и тела Ибн Сина изучал влияние музыки не только на больного, а всесторонне испытывал действие музыки и на здорового человека, что дало возможность использовать музыку как одно из сильнейших средств профилактики нервно-психических заболеваний. Музыка оказывает на организм неспецифическое стимулирующее симпатометическое и седативное действие (Г. Шипулен, I. Koher). Основоположник музыкотерапии в России В.М. Бехтерев. В мире сегодня значительно возрос интерес к использованию немедикаментозных методов, как для профилактики, так и для лечения заболеваний. Лечить больного, а не болезнь - старая мудрая истина врачевания.   
В 1988 году профессор P.Hubner ( Германия ) предложил методику применения медицинской резонансной музыки ( МРМ ) во многих областях медицины. Применение МРМ рекомендовано Европейской ассоциацией врачей. МРМ - новый уникальный феномен в медицине. Терапевтический эффект данной музыки объясняется, как считают зарубежные ученые, природным феноменом резонанса - в данном случае резонанса между микрокосмосом музыки и законами функционирования человеческого организма. Полученные результаты от применения МРМ свидетельствуют о разнообразном позитивном влиянии музыки на организм как здорового, так и находящегося в различных патологических состояниях организма. Резонансная музыка является одним из наиболее действенных средств так называемой Holistis- медицины - целостной медицины, которая рассматривает человека как единое целое.   
    Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.                В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа “Здравствуй” (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как “ именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления”.  Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки  способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.      Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.          

 В-третьих, музыка позволяет  дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например,  при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная  музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.         

 В-четвертых, музыка позволяет  совершенствовать дыхательную функцию  опосредованно. Например, играя на  духовом инструменте, ребенок должен  подчинить свое дыхание тому  размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других  нюансов музыки.        Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх –60 вдохов, гнев – 40 вдохов.         В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.          В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы.  Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Кроме того, специально подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень имунных процессов в организме, т. е. Приводит к снижению его заболеваемости.   Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музыцировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.   Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание.       Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.        У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

--В григорианских песнопениях  используются ритмы естественного  дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

--Медленная музыка в стиле  барокко ( И.С. Бах, В.А. Гендель и др) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

--Классическая музыка (Д.Гайдн и В.А. Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие

--Музыка романтизма (П.И. Чайковский, Ф. Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

--Музыка импрессионистов (Ж.К. Дебюсси, Д.Равель) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

--Джаз, блюз, регги и другие музыкальные  формы могут  поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность. 

--Румба, маранга, макарена обладают  живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает  дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается  редкостным свойством возбуждать  и успокаивать одновременно.

--Поп-музыка, а также народные  мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

--Рок-музыка в исполнении таких  гениальных артистов, как  Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

--Спокойная фоновая музыка или  современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.     --Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.

--Религиозная и обрядовая музыка  может успокоить нас и привести  в состояние умиротворенности.                     

 Остановимся на особенностях  уроков здоровья. Каждый урок  строится по определенной схеме  и решает познавательные, оздоровительные  и исследовательские задачи. Он  в основном начинается с психологического  настроя, а заканчивается одним  из приемов закрепления нового материала. Кроме этого в процессе урока, независимо от изучаемой темы, дети учатся приемам расслабления. Все три эффекта (психологический настрой, закрепление материала, снятие стрессов) достигается с помощью лобно-затылочной коррекции. Снятие стрессов с помощью лобно-затылочной позиции приучит детей после каждого неприятного случая оказывать себе первую психологическую помощь. В оздоровительные занятия входит и медитация. В контексте программы она понимается как самопогружение, свободное внутреннее созерцание и самовнушение. - Текст медитации и музыка может меняться ежедневно, для него предлагается использовать слова и фразы из ответов детей, после того, как они расскажут о своих ощущениях во время медитации. Можно попросить нарисовать увиденные ими образы.

- Медитация не должна длиться  более 5-7 минут.

- Желательно использовать инструментальную  музыку, неритмичную (ближе к классическому  направлению) или специальную «медитативную», «космическую» музыку.

- Особым видом медитации является настрой. Педагог внушает детям определенные правила, настраивая их на определенные события, явления, виды деятельности. Колыбельные также являются своеобразными медитациями – настроями, с их помощью формируется сознание ребенка.   Для каждого урока составляется программа оздоровления, предполагающая оптимизацию различных психофизических факторов у детей.      Если проанализировать все семь тем программы, то можно заметить следующее соотношение: в каждой теме один-два урока здоровья, а остальное пятиминутки, минутки здоровья и оздоровительные паузы.          В теоретическом  обосновании нет разграничения данных видов занятий. Можно увидеть, что они различаются насыщенностью предлагаемого материала и протяженностью во времени. Их рекомендуется проводить в любое время дня при наличии свободного времени.

 На оздоровительных занятиях происходит не только развитие физических способностей детей - движения исполняются под музыку, что существенно способствует улучшению координации ребенка.

Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации - веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий - интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.

Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.

Наглядность (иллюстрации, игрушки) помогает установлению контакта с детьми, дает возможность привлечь их внимание к занятиям, расширяет представление малышей об окружающем мире.

В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Эффективно применяется метод "гипносон" - отдых под музыку.

В начале занятия должна звучать медленная, спокойная лирическая музыка для  снятия напряжения," затем более оживлённая, а в завершении - спокойная и оптимистическая. В первую очередь выбирают музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Не рекомендуется использовать модные шлягеры и музыкальные новинки. Опыт Устюжаниной Л.В.показывает,что достаточно длительное и, универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения оказывают лишь классические произведения. 

В первую часть занятия включаем спокойную музыку для снятия напряжения и. переключаем : с левого полушария, на правое: (П.И.Чайковский <Времена года>, <6-я симфония>, В.Бетховен <Симфония №3, 5>), затем более оживленная (Д. Ватсон -музыка 70-х годов, Ричард Прддольный): происходит внутренняя анатомия, воздействие на печень, сердце, легкие, почки, мочевой пузырь, половые органы, тонкий и толстый кишечник, поджелудочную железу, желудок, желчный пузырь, а в завершении - спокойная и оптимистическая: Рушель Блаво (для повышения творческой способностей, для массажа и физической релаксации), Доктор Айболит <3най свое тело>.

Музыкотерапия позволяет влиять на эстетическое <меню> и энергосистему ребенка. Рычков С. <Музыка высших сфер> (идет внутреннее очищение, успокаивает ум и чувства, человек входит в глубокий покой, музыка применяется для глубокого отдыха и восстановления сил, снятия стрессов, лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, а также выполняет функции развития правополушарной системы). -

Для гармонизации ребенка с природной используем прослушивание звуков природы: шепот листьев, журчание ручья и шум моря, звонкую трель птиц и животных, звон колоколов церковных звонниц и колокольчика, шум гор и субтропиков.

В результате дети становятся спокойными, доброжелательными, лучше усваивают учебный материал, проявляют интерес к более трудным предметам (русский язык, математика), приучаются слушать и слышать музыку вокруг себя.

Это созвучно с концепцией В.А. Сухомлинского «Человек стал Человеком только потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту».

 

 

 

2.1.5. Цветовоздействие

Влияние на психику света, а также цвета и красок внимательно изучается физиологами, врачами, гигиенистами. Их рекомендации ДОУ используют три окраске, освещении и оформлении  помещений. В группах дизайн служит созданию здоровой рабочей обстановки, сосредоточению внимания.

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников