Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:25, курсовая работа
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна.
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование
коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и
социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
I. Введение...............................................................................................3
II. Основные формы организации учебного процесса........................ 5
2.1. Урок как основная единица учебного процесса........................... 5
2.2. Специфика урока иностранного языка.......................................... 6
2.3. О повышении действенности урока иностранного языка ……. 7
III. Нетрадиционные формы урока.......................................................11
3.1. Особенности нетрадиционных форм урока................................. 11
3.2. Интернет на уроках иностранного языка..................................... 12
3.3. Метод проектов...............................................................................14
3.4. Видеоурок........................................................................................15
3.5. Урок – экскурсия............................................................................16
3.6. Урок – спектакль............................................................................17
3.7. Урок –праздник................................................................................17
3.8. Урок –интервью..............................................................................17
3.9. Урок-эссе.........................................................................................18
3.10. Интегрированный урок................................................................19
3.11. Урок-мюзикл.................................................................................20
IV. Заключение......................................................................................21
V. Библиография...................................................................................
2.1. Урок как
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в
качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и
выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые
определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у
учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.
Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического
образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных
ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке [27].
Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.
У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.
Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного
характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности.
Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей.
Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и
чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики,
преследования за ошибки и наказания.
При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.
Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.
2.3. О повышении действенности урока иностранного языка
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу
воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях
имеется много возможностей.
К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам
познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной
самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом
вообще, а иностранным языком в большей мере, возможно лишь при
условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую
деятельность.
Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться
изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для
учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии
такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать
высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и
сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к
предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая
технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него
школьники.
Тщательная подготовка к уроку иностранного языка – это другая возможность
повысить его действенность.
Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Современный урок
иностранного языка – это сложное образование. Подготовка и проведение его
требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся
непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым
языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения
новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о
культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то
есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию
страны изучаемого языка.
Материал урока и средства для его активизации следует использовать в
воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у
школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и
интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы:
групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно
развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки
своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими
решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств
обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это
возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит
постоянно в рабочем состоянии.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении