Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
4. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста в семье.

Содержание

Ввeдeниe
Глaвa 1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe в рaзвитии личнocти рeбeнкa
1.1.Вocпитaниe кaк cрeдcтвo фoрмирoвaния личнocти чeлoвeкa
1.2. Духoвнo - нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв: мeтoды и приeмы.
Глaвa 2. Рaзвитиe духoвнo – нрaвcтвeнных кaчecтв у млaдших шкoльникoв
2.1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe млaдших шкoльникoв вo внe клaccнoй рaбoтe
2.2. Пeрcпeктивы духoвнo-нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв в эcтeтичecкoй дeятeльнocти
Зaключeниe
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры

Вложенные файлы: 1 файл

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Методы  этой  группы  очень  важны  и  для  успешного  прохождения  следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального  переживания  требуемого  поведения.  Если  ученики  остаются  безразличны  к  педагогическому  воздействию,  то,  как  известно,  процесс  развивается  медленно  и  редко  достигает  намеченной  цели.  Глубокие  чувства  рождаются  тогда,  когда  осознанная  школьниками  идея  облекается  в  яркие,  волнующие  образы.

     В  учебных  пособиях  прежних  лет  методы  этой  группы  назывались  короче и  выразительнее  –  методами  убеждения,  поскольку  главное  их  назначение  –  формирование  устойчивых  убеждений.  Не  знания,  а  убеждения  стимулируют  поступки  школьников,  поэтому  не  столько  понятия  и  суждения,  сколько  нравственная  уверенность в общественной  необходимости и личной  полезности  определенного типа  поведения должна  формироваться на  этапе развития  сознания.  Методы  достигают цели,  когда у воспитанников сформировалась  готовность  активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания  деятельность.

     Убеждение  в  воспитательном  процессе  достигается  при  использовании  различных  приемов  и  методов:  чтение  и  анализ  притч,  басен,  назидательных  рассказов;  этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

     Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  этой  группы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

     Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа, –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.  Применение  этого  метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и  личностных  качеств  членов  коллектива.  Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и т. п. [15,С.113]

     Разъяснение  применяется  только  там  и  только  тогда,  когда  воспитаннику действительно  необходимо  что-то  объяснить,  сообщить  о  новых  нравственных положениях,  так  или  иначе  повлиять  на  его  сознание  и  чувства.  Но  разъяснения  не  нужны  там,  где  речь  идет  о  простых  и  очевидных  нормах  поведения  в  школе  и  обществе:  нельзя  резать  и  разрисовывать  парту,  грубить,  плевать  и  т. д.  Здесь  необходимы  категорические  требования.  Разъяснение  применяется:

     а) чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;

     б) для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному поступку,  который  уже  совершен. [7, С.49]

     В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Для  него  характерно  некритическое  восприятие  школьником  педагогического  воздействия.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки.  Внушение  используется  для усиления  воздействия  других  методов  воспитания. [5, С.63]

     Необходимо  отметить,  что  при  неквалифицированном  применении  рассказ,  разъяснение,  внушение  могут принимать форму нотации.  Она,  как известно,  никогда не  достигает цели,  а скорее  вызывает  противодействие у воспитанников,  желание действовать вопреки.  Нотация не  становится  формой  убеждения.

     В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников. [5,С.90]  Воспитатель выслушивает и учитывает мнения,  точки зрения  своих собеседников,  строит  свои  отношения с ними  на  принципах равноправия и сотрудничества.  Этической беседа  называется  потому,  что ее  предметом чаще  всего становятся  нравственные,  моральные,  этические  проблемы.  Цель  этической  беседы  –  углубление,  упрочение  нравственных  понятий,  обобщение  и  закрепление  знаний,  формирование  системы  нравственных  взглядов  и  убеждений.

     Этическая  беседа  –  метод  привлечения  воспитанников  к  выработке  правильных  оценок  и  суждений  по  всем  волнующим  их  вопросам.  Обсуждая  ситуации,  конкретные  поступки,  ребята  легче  постигают  их  сущность  и  значение[5,С.96].

     Особенность  проведения  этических  бесед в начальных классах в том,  что в них можно включать  инсценировки,  чтение  отрывков  из  художественных  произведений,  декламацию,  но  при этом  нельзя  забывать,  что в этической беседе  должен  преобладать живой обмен мнениями,  диалог.  После ее  проведения  классному руководителю  необходимо  провести  работу  по  углублению  выявленных  нравственных  понятий,  норм  поведения,  организуя практическую  деятельность  детей.

     Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий:

     Беседа  должна  носить  проблемный   характер.  Воспитатель  должен  стимулировать  нестандартные  вопросы,  помогать  школьникам  самим  находить  на  них  ответы.

     Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию  с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно  детей  с  уважением  относиться  к  мнениям  других,  терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.

     Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию:  воспитатель говорит,  воспитанники  слушают.  Лишь  откровенно  высказанные  мнения  и  сомнения  позволяют  воспитателю  направить  беседу  так,  чтобы  ребята  сами  пришли  к  правильному  пониманию  сущности  обсуждаемого  вопроса.  Успех  зависит  от  того,  насколько  теплым  будет  характер  беседы,  раскроют  ли  в  ней  воспитанники  свою  душу.

     Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные темы  могут быть  успешными.

     В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь  предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа  конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода.

     Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается  на  известной  закономерности:  явления,  воспринимаемые  зрением, быстро  и  без  труда  запечатлеваются  в  сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Пример  дает  конкретные  образцы  для  подражания  и  тем  самым  активно  формирует  сознание,  чувства,  убеждения,  активизирует  деятельность.  Когда говорят о примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых конкретных  людей – родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую воспитательную  силу  имеет и пример  героев  книг,  фильмов,  исторических деятелей,  выдающихся ученых[8,С.25].

     В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в этической беседе.

     Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь  имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде.  Но  без соответственного  подкрепления  другими методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

     Глава 2. Развитие духовно – нравственных качеств у младших школьников

     2.1. Нравственное воспитание младших школьников во вне классной работе

     Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.

     Категория «ценность» – одна из ключевых в современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе, доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность. [2.С.215]. 

     К работе над проблемой развития у детей способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнуло то, что наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

     Задача  нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Необходимые условия нравственного воспитания таковы:

     – направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;

     – включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;

     – создание ситуации самостоятельного нравственного  выбора;

     – гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие

     гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.

     Академик  Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности. От младших школьников требуется:

     – знать гимн, гордиться своей Родиной;

     – уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;

     – любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;

     – дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можновсе доверить и которого никогда не подведешь;

     – трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;

     – бороться с собственной ленью  и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;

     – беречь общественное добро и родную природу;

     – помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;

     – творчески относиться к самостоятельной  работе на уроке, рисовать,

     петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.

     В младшем школьном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей [2,С.71].

     Дидактическая система Л.В. Занкова способствует наиболее полному развитию нравственных ценностей у ребенка, рассматривает проблемы воспитания личности в процессе обучения, объединяет воспитание, развитие и обучение в одно целое. Во внеклассной деятельности в максимальной степени могут реализоваться возможности нравственного воспитания младших школьников.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников