Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования - изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
4. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста в семье.
Ввeдeниe
Глaвa 1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe в рaзвитии личнocти рeбeнкa
1.1.Вocпитaниe кaк cрeдcтвo фoрмирoвaния личнocти чeлoвeкa
1.2. Духoвнo - нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв: мeтoды и приeмы.
Глaвa 2. Рaзвитиe духoвнo – нрaвcтвeнных кaчecтв у млaдших шкoльникoв
2.1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe млaдших шкoльникoв вo внe клaccнoй рaбoтe
2.2. Пeрcпeктивы духoвнo-нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв в эcтeтичecкoй дeятeльнocти
Зaключeниe
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры
В 1м классе проводится диагностика нравственной воспитанности учащихся, что позволяет в дальнейшем определить основные направления работы. Основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы, занятия клубного типа.
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя – внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания. В своей практике я использую подвижные игры в группе продленного дня, на экскурсиях, при проведении различных внеклассных мероприятий.
Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе.
Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).
1.Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.
2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.
3. Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш
город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.
4. Экскурсии в Центр детского творчества.
5. Экскурсии в Республиканскую детскую библиотеку. Библиотечные
уроки, конкурсы, выставки, юбилеи – все эти мероприятия способствуют нравственному воспитанию учащихся.
Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками. Занятия клубного типа – интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников.
Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов надо стараться подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии
целостности
и систематичности процесса воспитания,
единства формирования нравственного
сознания и поведения, участия школьников
в общественной жизни и отношениях.
В
современной отечественной
Гуманность – одна из ведущих нравственных ценностей, которая формируется у младшего школьника в эстетической деятельности. Распространение идей гуманизма на эстетическую деятельность означает обеспечение разностороннего развития личности, ее деятельного участия в
жизни
общества на основе совершенствования
в личности способности воспринимать,
правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное в жизни и искусстве,
созидать по законам красоты. В содержательном
плане гуманизация личности рассматривается
как «превышение» собственно узкой направленности
нравственного воспитания, которая призвана
адаптировать личность к жизни в социальной
общности, коллективе, обеспечить «педагогическую
огранку» ее нрава (С. М. Каргапольцев). [9,С.226].
Заявленные задачи гуманизации личности решаются на пути отношения к другому как к несравненной единичности, очевидной для всех непохожести, воплощающих неизбывную талантливость добра. По мнению С. Г. Кутеповой, гуманизм сам по себе является развернутым нравственным качеством, проявляющемся в доброте, доброжелательности, чуткости, вежливости, великодушии, добросовестности, ответственности по отношению к другому человеку; сочувствие, сопереживание, сострадание – это различные проявления гуманизма и в то же время показатели нравственности человека.
Важнейшей
отличительной чертой мировоззрения
младших школьников выступает преобладающая
роль нравственного сознания, так
как в этом возрасте мораль и является
формой личностного мировоззрения: ребенок
относится к миру (в том числе и к другому
человеку) именно с позиций нравственного
сознания. Поскольку любовь к людям, по
словам В. А. Сухомлинского, является «нравственной
сердцевиной настоящего человека», направленность
эстетической деятельности на развитие
у младших школьников средствами музыки
представлений о совершенстве красоты
в природе, обществе, человеке, искусстве
означает и усвоение личностью эстетических
норм и оценок, необходимых для жизнеосуществления. [18,С.209].
При
общей актуализации у младших
школьников предметно-практической и
познавательной деятельности, при жажде
узнать окружающий мир и получить
новые впечатления ребенку
Важную
роль при этом играет музыкальное
образование школьников, обеспечивающее
восхождение личности к более
высокой цели, смыслу как глубинному
основанию ценностного подхода
к явлениям действительности и искусства.
Так в направлении освоения музыки
возникает проблема развития умения соотносить
свое чувство с наличием или отсутствием
подобного чувства у другого, при этом
музыкально-ощущаемая данность может
быть тождественной чувствам других. Ряд
исследователей отмечает как наличие
данной способности, так и «природную
недостаточность» выделенного качества
у младших школьников. Данное обстоятельство
позволяет актуализировать проблему взаимодействия
музыки и личности как наиболее концентрированной,
идеальной формы эстетического отношения
личности к действительности, оказывающей
влияние на выработку высоконравственного
поведения. Поэтому эстетическую деятельность
мы рассматриваем как новую педагогическую
идеологию, главными ценностями которой
являются личность ребенка и процесс ее
развития, а эстетическими константами
– признание целостности эстетического
развития личности, способной к эстетическому
преобразованию действительности. Эстетическая
деятельность в нашем понимании – это
создание условий для развития социальной
активности ребенка и мягкое недерективное
управление этим процессом на уроке и
во внеучебное время. [8,С.39].
Эстетическая деятельность, таким образом, представляет собой специально организованный процесс развития эстетической направленности личности, выступающей в совокупности потребностей в эстетической гармонии с миром, интересов в познании произведений искусства, отношений к красоте как феномену человеческой жизнедеятельности и опыта восхождения к ощущениям прекрасного в целях приобретения социального опыта.
Особенностью эстетической деятельности является наличие способности школьника подходить с эстетической меркой ко всем сторонам человеческой жизни, понимание красоты окружающего мира и человеческих отношений, стремление к преобразованию мира на основе восприятия возвышенного, прекрасного, изящного в жизни и искусстве; познание в связи с этим категорий эстетики; понимание эстетических ценностей и эстетических идеалов культуры и искусства. [17,С.71].
Специфика эстетической деятельности состоит в наличии ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Другое важное исходное положение теории эстетической деятельности состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного в окружающем мире. Третье основополагающее утверждение заключается в признании необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе эстетического развития личности: эстетического воспитания; вовлечения школьников в активную творческую деятельность; формирования их духовных сущностных сил и способностей.
В
условиях эстетической деятельности как
среды творческого
Современная ситуация в России привела к переоценке человеческой жизни и к утрате многих традиционных ценностей. В связи с этим возникает проблема поиска культурологических оснований воспитания личности. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождение лучших образцов народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история. В педагогической науке и практике наиболее широко изучены вопросы нравственного воспитания в традиционной системе работы школы, но использование средств народной педагогики остается мало исследованной областью. Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
При выборе форм и методов воспитательной работы педагог должен помнить, что большое место в младшем школьном возрасте продолжает занимать игра. Для получения наибольшего воспитательного эффекта от игры учителю необходимо фиксировать внимание младших школьников не только на игровых действиях, но и на осознанных способах решения возникающих конфликтных ситуаций. В этом случае у школьников появится потребность осуществлять перенос этих способов в различные жизненные ситуации.
С учетом того, что в младшем школьном возрасте значимым взрослым для ученика остается учитель, мнение которого является очень важным для ребенка, оценка со стороны учителя становится действенным фактором развития личности школьника.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников