Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
4. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста в семье.

Содержание

Ввeдeниe
Глaвa 1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe в рaзвитии личнocти рeбeнкa
1.1.Вocпитaниe кaк cрeдcтвo фoрмирoвaния личнocти чeлoвeкa
1.2. Духoвнo - нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв: мeтoды и приeмы.
Глaвa 2. Рaзвитиe духoвнo – нрaвcтвeнных кaчecтв у млaдших шкoльникoв
2.1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe млaдших шкoльникoв вo внe клaccнoй рaбoтe
2.2. Пeрcпeктивы духoвнo-нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв в эcтeтичecкoй дeятeльнocти
Зaключeниe
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры

Вложенные файлы: 1 файл

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     В 1м классе проводится диагностика  нравственной воспитанности учащихся, что позволяет в дальнейшем определить основные направления работы. Основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы, занятия клубного типа.

     Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя – внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания. В своей практике я использую подвижные игры в группе продленного дня, на экскурсиях, при проведении различных внеклассных мероприятий.

     Развитию  нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе.

     Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).

     1.Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.

     2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.

     3. Экскурсии по городу. Дети видят,  как изменяется и хорошеет  наш

     город. Это способствует формированию чувства  уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.

     4. Экскурсии в Центр детского  творчества.

     5. Экскурсии в Республиканскую детскую библиотеку. Библиотечные

     уроки, конкурсы, выставки, юбилеи – все эти мероприятия способствуют нравственному воспитанию учащихся.

     Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками. Занятия клубного типа – интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников.

     Каждый  классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов надо стараться подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

     Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии

     целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и отношениях. 

     2.2. Перспективы духовно-нравственного  воспитания младших  школьников в эстетической деятельности

     В современной отечественной педагогике активно разрабатывается проблематика, связанная с духовным воспитанием. Прежде всего, духовное воспитание рассматривается  в контексте культуры, через призму ценностного подхода (Е. В. Бондаревская, Е. П. Белозерцев, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, Н. Е. Щуркова). Предпринимаются попытки найти «точки соприкосновения» между религиозной и светской образовательной парадигмами, в том числе в понимании духовного воспитания как социокультурного явления, процесса и вида воспитательной деятельности (В. В. Зеньковский, В. Г. Федотова).

     Гуманность  – одна из ведущих нравственных ценностей, которая формируется  у младшего школьника в эстетической деятельности. Распространение идей гуманизма на эстетическую деятельность означает обеспечение разностороннего развития личности, ее деятельного участия в

     жизни общества на основе совершенствования  в личности способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать  прекрасное в жизни и искусстве, созидать по законам красоты. В содержательном плане гуманизация личности рассматривается как «превышение» собственно узкой направленности нравственного воспитания, которая призвана адаптировать личность к жизни в социальной общности, коллективе, обеспечить «педагогическую огранку» ее нрава (С. М. Каргапольцев). [9,С.226]. 

     Заявленные  задачи гуманизации личности решаются на пути отношения к другому как  к несравненной единичности, очевидной  для всех непохожести, воплощающих  неизбывную талантливость добра. По мнению С. Г. Кутеповой, гуманизм сам по себе является развернутым нравственным качеством, проявляющемся в доброте, доброжелательности, чуткости, вежливости, великодушии, добросовестности, ответственности по отношению к другому человеку; сочувствие, сопереживание, сострадание – это различные проявления гуманизма и в то же время показатели нравственности человека.

     Важнейшей отличительной чертой мировоззрения  младших школьников выступает преобладающая  роль нравственного сознания, так  как в этом возрасте мораль и является формой личностного мировоззрения: ребенок относится к миру (в том числе и к другому человеку) именно с позиций нравственного сознания. Поскольку любовь к людям, по словам В. А. Сухомлинского, является «нравственной сердцевиной настоящего человека», направленность эстетической деятельности на развитие у младших школьников средствами музыки представлений о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве означает и усвоение личностью эстетических норм и оценок, необходимых для жизнеосуществления. [18,С.209]. 

     При общей актуализации у младших  школьников предметно-практической и  познавательной деятельности, при жажде  узнать окружающий мир и получить новые впечатления ребенку этого  возраста свойственна деятельность по усвоению норм взаимоотношений, которые в период от 7 до 12 лет приобретают особую значимость, поскольку самый интересный предмет для ребенка этого возраста – это другой человек. Вслед за рассуждениями С. М. Каргапольцева отмечаем, что в своем генезисе гуманные чувства неразрывно связаны с возникновением у детей потребности в общении; в приобщении к миру других людей; в эмоциональном контакте с ними, что является своего рода «стратегической линией движения морального мира личности», чувства которой должны иметь «действенно-альтруистический характер».

     Важную  роль при этом играет музыкальное  образование школьников, обеспечивающее восхождение личности к более  высокой цели, смыслу как глубинному основанию ценностного подхода  к явлениям действительности и искусства. Так в направлении освоения музыки возникает проблема развития умения соотносить свое чувство с наличием или отсутствием подобного чувства у другого, при этом музыкально-ощущаемая данность может быть тождественной чувствам других. Ряд исследователей отмечает как наличие данной способности, так и «природную недостаточность» выделенного качества у младших школьников. Данное обстоятельство позволяет актуализировать проблему взаимодействия музыки и личности как наиболее концентрированной, идеальной формы эстетического отношения личности к действительности, оказывающей влияние на выработку высоконравственного поведения. Поэтому эстетическую деятельность мы рассматриваем как новую педагогическую идеологию, главными ценностями которой являются личность ребенка и процесс ее развития, а эстетическими константами – признание целостности эстетического развития личности, способной к эстетическому преобразованию действительности. Эстетическая деятельность в нашем понимании – это создание условий для развития социальной активности ребенка и мягкое недерективное управление этим процессом на уроке и во внеучебное время. [8,С.39]. 

     Эстетическая  деятельность, таким образом, представляет собой специально организованный процесс  развития эстетической направленности личности, выступающей в совокупности потребностей в эстетической гармонии с миром, интересов в познании произведений искусства, отношений к красоте как феномену человеческой жизнедеятельности и опыта восхождения к ощущениям прекрасного в целях приобретения социального опыта.

     Особенностью эстетической деятельности является наличие способности школьника подходить с эстетической меркой ко всем сторонам человеческой жизни, понимание красоты окружающего мира и человеческих отношений, стремление к преобразованию мира на основе восприятия возвышенного, прекрасного, изящного в жизни и искусстве; познание в связи с этим категорий эстетики; понимание эстетических ценностей и эстетических идеалов культуры и искусства. [17,С.71].

     Специфика эстетической деятельности состоит  в наличии ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Другое важное исходное положение теории эстетической деятельности состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного в окружающем мире. Третье основополагающее утверждение заключается в признании необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе эстетического развития личности: эстетического воспитания; вовлечения школьников в активную творческую деятельность; формирования их духовных сущностных сил и способностей.

     В условиях эстетической деятельности как  среды творческого самовыражения  у школьников появляется возможность  реализации своего внутреннего потенциала, образования себя в соответствии с индивидуальными возможностями и общечеловеческими культурно-историческими процессами, что характеризует специфику духовно-нравственной воспитательной деятельности педагога. 

Заключение

 

     Современная ситуация в России привела к переоценке человеческой жизни и к утрате многих традиционных ценностей. В связи с этим возникает проблема поиска культурологических оснований воспитания личности. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождение лучших образцов народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история. В педагогической науке и практике наиболее широко изучены вопросы нравственного воспитания в традиционной системе работы школы, но использование средств народной педагогики остается мало исследованной областью. Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника.

     Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где требуется самостоятельность принятия  решения и нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

     При выборе форм и методов воспитательной работы педагог должен помнить, что большое место в младшем школьном возрасте продолжает занимать игра. Для получения наибольшего воспитательного эффекта от игры учителю необходимо фиксировать внимание младших школьников  не только на игровых действиях, но и на осознанных способах решения возникающих конфликтных ситуаций. В этом случае у школьников появится потребность осуществлять перенос этих способов в различные жизненные ситуации.

     С учетом того, что в младшем школьном возрасте значимым взрослым для ученика остается учитель, мнение которого является очень важным для ребенка, оценка со стороны учителя становится действенным фактором развития личности школьника.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников