Нравственное воспитание младших школьников средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства. Задачи:
1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира
1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гульназ Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

  1. Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира

1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства

  1. Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Цитируя слова великого писателя и педагога Льва Николаевича Толстого, говорившего, что: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», - можно сразу понять и представить, каким должен быть педагог в его истинном предназначении. И в ответ сразу же появляется мысль о несоответствии этого представления реальности. Характеризуя суть воспитания можно обратиться к словам Белинского о том, что: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий». Именно такую цель должен видеть перед собой каждый учитель. Об одном из способов и вариантов реализации этой цели я и хочу рассказать в данной работе. А способ этот – народное искусство как средство воспитания. На первый взгляд звучит непривычно, недоверительно и отталкивающе, но на самом деле хранит в себе огромный потенциал. Актуальность обусловлена как раз тем несовпадением, о котором говорилось вначале. И, мне кажется, народное искусство – один из наиболее простых, доступных и эффективных способов преодоления этой проблемы, создания условий и реализации слов Белинского на практике.

Народное искусство рассматривалось многими деятелями, но так и не получило должной реакции. Выяснению и устранению причин этого и посвящена эта работа.

Все мы были детьми. Являясь детьми, воспитывая детей, внуков – мы никогда не расстанемся с детством. Каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Для этого мы можем сформировать у них способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога.

Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.

Но всё, чему мы можем научить детей, идет от нас и через нас, поэтому крайне важно и самим помнить о культурном, духовном и нравственном наследии. Искусство в школе – это оружие, мощь которого мы до конца не понимаем и мало используем. А учитель при этом более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры.

Доказательство всего этого можно проиллюстрировать таким примером.

Класс начальной школы был разделен на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (красный, желтый и белый пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить одинаковые по форме, объему и цвету предметы по данному образцу (яйцо). Второй группе детей разрешено было лепить все, что они захотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ёжике и предложено вместе вылепить её персонажей и ее предметный мир.

В первой группе учительница проверяла соответствие вылепленных предметов поставленной задаче (точный размер, форма, пропорции). Во второй дала полную свободу (если спрашивали – советовала). В третьей организовала беседу, совместное раздумье – кто сделает ёжика, кто белочку, кто морковку, как все это составить в единую композицию.

Вначале во всех трех группах атмосфера была одинаковой (разделили ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться. В первой становилось всё напряженнее и тише. Во второй - все шумнее и безалабернее: кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал, кто-то кого-то толкнул под локоть, кто-то швырнул пластилин и т.д. В третьей стоял рабочий шумок – ребята тихо разговаривали, советовались, смотрели, сравнивали, старались.

К концу работы в первой группе на столах были поставлены совершенно одинаковые яйца. Дети стояли сзади них красные, очень гордые, улыбчивые, каждый сам по себе, - и в то же время в чем-то, как и их лепка, одинаковые. Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами ребята были в разводах слёз и пластилина, кто-то кого-то дубасил, кто-то плакал, кто-то победно восседал на столе. В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей [XIX. - с. 7-8].

Вот какое воспитание через обучение искусству. Какая великая сила нами не используется.

Но, не смотря на всю важность нравственного воспитания путем народного искусства, существует проблема: отсутствие часов, средств, пособий и материалов. Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста, изобразительное искусство и музыка преподавались бы и в старших классах – самом важном периоде формирования личности человека.

Философом Ю.У. Фохт-Бабушкиным впервые получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всесторонним духовным развитием, о связи между художественным развитием людей и успешностью выполнения ими производственно-общественных функций [XIX. - с.17].

Выготский блестяще окрестил искусство «общественной техникой чувств» и утверждал что «всё прикладное значение искусства в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию» [XIX. - с.18].

Актуальность работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.

Степень разработанности: по данной теме работали такие исследователи, как Прасолова Е.Л, Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я, Рондели Л.Д, Чирков Д.А., Алёхин А.Д., Мухина В.С. и другие.

Объект исследования - процесс воспитания школьника младшего возраста.

Предмет исследования - народное искусство как средство воспитания школьников.

Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства.

Задачи:

1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.

Гипотеза – для осуществления и повышения эффективности нравственного воспитания младших школьников следует использовать на уроках средства народного искусства, учитывая следующие условия:

  1. целесообразный отбор средств народного искусства;
  2. планомерность и систематичность при работе с ними;
  3. использование разнообразных форм и методов работы учителя с детьми.

Теоретическими методами исследования выступают ознакомление с литературой по данной теме, наглядными пособиями, ознакомление со школьными программами и методами работы с детьми, использующими народное искусство.

Эмпирические методы исследования: наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, опросы, классные часы, деловые и творческие игры, самоотчеты, ученические сочинения.

Теоретической и практической значимостью исследования может выступить ознакомление учителей с описанным материалом и разработка новых методов и программ работы с детьми, учитывая условия использования средств народного искусства на уроках.

 

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства

 

1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира

 

Народным называют искусство широких трудящихся масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Одна из черт народного искусства – вариативность в творчестве мастера, т.е. видоизменение изделия в рамках традиции. Преемственность традиций означает, что мастер не просто передаёт потомкам то, что в своё время взял от своих предшественников, но обогащает коллективный опыт своими личными творческими достижениями. Этому всему способствует ручной характер труда.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народное искусство всегда профессионально, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Недаром в народе, если хотят кого-либо похвалить, называют «мастером своего дела». Так, в народном творчестве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

В художественной образности произведений народного искусства – всегда глубокая содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Стремление народа к гармонии, красоте, праздничности выражает оптимизм народного мировоззрения, веру народа в лучшее будущее. В произведениях народного искусства всегда поражает глубокая логичность и совершенство форм, удивительная завершенность художественного решения, т.е. понимание нерасторжимой связи формы и содержания в искусстве.

Изменения, происходящие в жизни народа, не могут не отразиться на развитии народного творчества. Постоянно развиваясь и изменяясь, народное творчество никогда не теряет связи с настоящим.

Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных на протяжении многих веков, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной колористической гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, его бытом, условиями жизни, особенностями его культуры и характера. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры [см.: XVII, c.8].

Искусство порождено потребностью сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть, и художественно воплощается, лишь жизнедеятельность общественно необходимая, т. е. имеющая для общества большое значение. «Искусство в своем художественном содержании, — подчеркивает философ А. Еремеев,— хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир... Художественное содержание не давало индивидууму опуститься ниже уровня требований, предъявляемых к нему обществом» [XIX. – с.19]. Поэтому-то чем выше развито эстетическое чувство (в самом широком смысле, включая и нравственное чувство), тем скорее, острее и точнее человек реагирует на наличие важных для него фактов и ситуаций. Развитое эстетическое чувство является крайне ценным индикатором, барометром. Оно скорее, чем наука, отзывается на совокупное положение дел в реальном мире. Оно позволяет «схватить» образ целостной жизненной ситуации для того, чтобы она была строго и подробно проанализирована жестокой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее.

Виды изобразительного искусства.

Существуют следующие виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Творец архитектуры должен быть прежде всего художником. Он создает произведение, в котором сочетается работа скульптора, графика и живописца, продумывает вопросы композиции, цвета, светотени и многие другие. В своем произведении архитектор может выразить самые различные идеи, настроения, в иносказательной форме вложить в него то или иное содержание.

Произведение архитектуры редко существует само по себе. Обычно оно сочетается с другими видами изобразительного искусства, чаще всего со скульптурой, как, например, здание Государственной библиотеки имени В.И. Ленина в Москве (архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх).

Скульптура бывает круглой (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной. Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое с одной стороны. Если рельеф выступает над плоскостью менее чем наполовину своего объема, то его называют барельефом, если более чем наполовину, то его принято называть горельефом.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами народного искусства