Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:22, курсовая работа
Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства. Задачи:
1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира
1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Заключение
Список литературы
Триада основ художественного мышления выступает в качестве трех форм (сфер) художественной деятельности, известных детям практически задолго до школы, только никогда не осознававшихся как именно художественная деятельность. Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит (шалаши, замки из песка, домики из кубиков), что-то рисует, что-то изображает (не только на бумаге, но и палочкой на песке, мелом на стене или асфальте, а в объеме — из глины, пластилина, снега), украшает и себя (венком, лентами, бусами в игре), и свои игрушки, и свой уголок, и свою маму. Эти три привычных детских занятия — постройка, изображение, украшение - и являются формой проявления трех элементов (сфер) художественного мышления: конструктивного, изобразительного и декоративного. Так как эти занятия детям уже знакомы, остается только вычленить их из других форм игры и утвердить в сознании детей как занятия искусством. Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Бусы создаются для украшения (цель), в процессе украшения (деятельность) и являются итоговым продуктом — украшением. Таким образом, избавившись от необходимости давать ребенку с первых классов сложную искусствоведческую классификацию искусств с обилием видов и жанров, мы в то же время даем ему в руки точную модель - «куклу», с которой можно многопланово «проигрывать» все реальные связи искусства с жизнью. Не только на уроках, но во всем общении с искусствами вне школы ребенок с первого класса с помощью этой модели сможет членить искусство, а значит, осознанно общаться с ним, размышлять о нем — понимать его, соотносить со всеми «взрослыми» явлениями искусства — в доме, на улице, в кино, театре, музее. Эта триада проста и очень доступна ребенку. А что можно понять, с чем можно оперировать, то ближе и интереснее. А дальше от простого — к сложному.
Три основы художественного мышления раскрывают искусство как одну из корневых потребностей общества, без чего оно не могло бы функционировать. Искусство в свете этих основ понимается как ничем не заменимая форма мышления, без которой человеческого общества не могло бы состояться. И именно такое понимание искусства педагог должен сформировать у каждого своего ученика – будущего участника в развитии нашей культуры. А для этого, естественно, он сам должен глубоко осознать такую роль искусства в жизни, должен суметь утвердить такое её понимание и во всём педагогическом коллективе.
На ряду с этим существует такая проблема, как недостаточность условий и незаинтересованность в предмете. Её можно преодолеть таким образом - обеспечить активность на уроке, а именно создать атмосферу увлечённости.
Увлечённость не рождается сама – она создаётся, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен на уроке сформировать эмоциональную атмосферу, для этого необходимую. Решаю эту задачу, можно представить урок искусства как театральное действие и обставить его должным образом. Но для этого нужна особая атмосфера кабинета искусства, для этого нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений и речь учителя. Каждый педагог – режиссёр, а класс – его труппа. Для введения в состояние сопереживания учащиеся, актёры этого маленького театра, должны «войти в роль». А учитель-режиссёр – тонко, незаметно ввести их в неё, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание, восприятие не произойдёт… И в этом особая трудность, особая сложность и специфика урока искусства. Передача подлинных художественных знаний без этого нереальна. Принципы и методы преподавания искусства и должны быть почёрпнуты из искусства.
Делая выводы на основе теоретического изучения материала и переходя к следующей главе, где мы подробно рассмотрим принципы и методы преподавания искусства в начальной школе, можно сказать, что важность данной проблемы велика и мало рассматриваема. Изучение народного искусства и использование его как средства развития эстетических, нравственных и духовных ценностей детей, приобщения их культурным традициям, развития патриотизма, уважения к творчеству хранит в себе огромный потенциал и, если и используется, то малоэффективно. Народное искусство – это наше историческое прошлое и огромный опыт человечества, при его изучении можно узнать не меньше, чем при изучении учебников по истории. Но главная проблема не использования этого потенциала состоит в том, что современные педагоги сами мало знакомы с ним, его сущностью, принципами и методами работы по его использованию. Современные школьные программы и стандарты не предусматривают достаточное количество часов для полного освещения всех тем, возможностей и практического применения народного искусства. Мало внимания уделено и области технического и материального оснащения. Попробуем осветить хотя бы одну сторону этой проблемы.
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- освоение знаний о классическом и современном искусстве;
- ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- развитие способности узнавать, что изображает произведение искусства;
- развитие эстетического восприятия;
- практическая изобразительная деятельность.
Восприятие произведений изобразительного искусства на уровне узнавания требует от ребёнка развитой способности понимать изобразительный язык самого искусства, специальной выучки. Для него первичной задачей при этом выступает понимание изображения как отображения действительности. Однако одного понимания отношения изображения к действительности недостаточно, чтобы правильно воспринимать свойства изображённых предметов и их соотношения. К восприятию произведений изобразительного искусства ребёнка надо готовить исподволь, постепенно. Учитель поможет ребёнку, если расскажет, что изобразительное искусство имеет свои секреты – приёмы отражения окружающего мира в наглядных, зрительного воспринимаемых образах, в которых надо научиться узнавать изображения самой реальной действительности.
Помимо узнавания отображаемого в произведении искусства ребёнок должен научиться эстетически воспринимать изображения. Для этого учитель, кроме объяснений того, почему это произведение красиво, сам должен искренне переживать эстетические чувства от созерцания картины. Когда ребёнок начинает понимать изобразительный язык того или иного художественного направления, он переживает радость от того, что он уже понимает содержание и может оценить колорит картин. Квалифицированное обучение ребёнка восприятию художественных произведений и рисованию содействует овладению им выразительными средствами какого-либо направления в искусстве. Ребёнок легко усваивает эти средства в элементарной их форме, узнаёт их и пытается пользоваться в своём творчестве.
На уроках изобразительного искусства учитель предоставляет большую часть времени для работы самого ребёнка. Приступая к рисованию или лепке, ребёнок планирует основные моменты своей работы, тем самым образное мышление получает возможность упражняться и развиваться дальше. Самостоятельность, предоставляемая ребёнку на уроках изобразительного искусства, поднимает его ответственность за исполнение работы, даёт свободу воображению и доставляет ребёнку особую радость. На уроках рисования ребёнок находится наедине с самим собой и часто самостоятельно творит в меру развития своих способностей.
По мнению Сластенина нравственное воспитание учащихся средствами искусства и активизация их художественно-творческой деятельности будут успешными при определенных условиях:
1. Учет интересов, потребностей, художественных запросов учащихся, в целом их эстетической воспитанности.
2. Систематичность и целенаправленность художественного образования и воспитания.
3. Координация внеклассной воспитательной работы с деятельностью внешкольных детских учреждений и учреждений культуры, с учебными занятиями по предметам гуманитарного и художественного циклов.
4. Ориентировка не только на
познание и восприятие
Для диагностики воспитания школьника средствами народного искусства необходимо определить принципы работы.
Б.М. Неменский формулирует такие принципы художественной педагогики:
1. Ведущий принцип – закон уподобления, реализуемый на уроках в методах педагогической драматизации, ситуаций уподобления (через метод игры, метод эмпатии и т.д.).
2. Принцип освоения вживанием, т.е. целостности и неспешности эмоционального освоения (эмоции для превращения в мысль нужно время), что реализуется через метод поэтапных открытий, единство восприятия и созидания, на каждом уроке, метод широких ассоциаций, метод творческой интерпретации содержания и др.).
3. Принцип постоянства связи с жизнью, реализация которого осуществляется на основе метода опоры на личный эмоциональный, визуальный, сенсорный, бытовой опыт детей и актуализация этого опыта для конкретного содержания урока, деятельности; метод внеклассной индивидуальной коллективной деятельности по поводу искусства; метод отчетных уроков перед родителями, школой
4. Принцип опоры на апогей в искусстве (пиковые переживания). Данный принцип может быть реализован через методы сопоставления, поэтапности создания художественного образа и др.
5. Принцип единства формы и содержания в искусстве. Свою реализацию находит посредством использования методов постановки эмоционально-отношенческих задач, единства внешнего и внутреннего состояний, внимания к детали и др.
6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков, что может быть осуществлено через методы диалогичности, проблемности, сравнений, коллективных и групповых работ, развития интереса [XX. – с.157].
Остановимся подробнее на каждом из них и определим методы работы.
Закон уподобления
Реализация:
1. «Художник и зритель».
Постоянная смена ролей детьми – то художник, то зритель по отношению к работам мастеров или своим собственным. Ребенок может рассматривать «Сказку о золотой рыбке» с позиций автора, старика, старухи, рыбки и каждый раз он будет открывать неизвестные отношения героев, отношение автора к героям, отношение читателя к авторам и к героям и т.д.
2. «Три брата мастера».
Мастер украшения. Мастер изображения. Мастер постройки. Они способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки).
3. Отдельные игровые задания в процессе организации совместного деятельности и общения (игры на обогащение словарного запаса, внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.).
Принцип освоения вживанием
Реализация:
1. Метод поэтапных открытий.
Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие – новое слово-настроение.
2. Метод единства восприятия и созидания в каждом действии.
Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу – и все на одну тему. Цель здесь – единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.
3. Обобщающие занятия: задача их – сознание целостности изучавшейся темы, перевод ее на новый обобщенный уровень осознания. Обобщенное занятие – вершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня, создание ситуации успеха – «Я могу!».
4. Метод широких ассоциаций: возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное – не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления – способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами народного искусства