Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:22, курсовая работа
Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства. Задачи:
1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира
1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Заключение
Список литературы
Принцип постоянства связи с жизнью
Реализация:
1. Метод привлечения: в беседах с детьми, во время организации совместной игровой деятельности личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей – актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности.
2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творческим заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру – это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармонизацию мира и себя в мире.
3. Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими: будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что они умеют, чему научились за определенный отрезок времени.
Принцип опоры на апогей в искусстве
Любое явление необходимо осознать в чистоте его проявления, в «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, связанном, переплетенным с другими явлениями. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Но показать их, чтобы ребенок уяснил отличие, уяснил специфику, необходимо не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях - в апогее явления.
Реализация
1. Работа с отдельными произведениями искусства: имеется в виду работа с жанрами в искусстве, которые предъявляются детям в чистом виде, а на обобщающей беседе дети «собирают» специфические отличительные их признаки (так мы знакомим с жанрами в литературе – стихотворение, рассказ, быль, былина и т.д.; в музыке – песня, мелодия, частушка, хороводная и т.д.; в живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, марина, бытовая картина и т.д.).
2. Работа с языком искусства: в искусстве есть закон моноканалъности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства «говорит» с нами на своем особом, специфическом для данного вида искусства «языке», не переводимым на язык другого вида искусства (невозможно, например, краску, звук перевести в слово, также как жест перевести в музыку и т.д.). Это означает, что работа с искусством должна строиться на освоении языка конкретного вида искусства – необходимо знать, как искусство «говорит» с нами, с помощью чего, какие изобразительно-выразительные средства для этого у него имеются (так, у литературы – слово, метафора; в музыке – тон, ритм, тембр, высота и т.д.; в живописи – линия, тон, пятно, композиция, светотень и т.д.; в скульптуре – контур, объем, материал, рельеф и т.д.).
3. Сопряжение с личным опытом: работа с искусством должна строиться на постоянном «примеривании» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребенка, детей. Скажем, показывается пейзаж и идет работа по сравниванию, сопоставлению того, что знает и видит ребенок вокруг себя; знакомимся со сказочными героями, имеющими «говорящие» характеристики (лиса – хитрая, плутовка; волк – злой; ворона – глупая, заяц – бедный, трусливый, лев – сильный, смелый, царь зверей и т.д.) и уместно «перенести» эти качества на людей, поговорить о себе, о человеческих качествах детей: А мы какие? А что у нас есть? А что нам не хватает и т.д.
Принцип единства формы и содержания
Реализация.
1. Постановка эмоциональноо-отношенческих задач в любой практической работе: это основной метод в данном принципе. Необходимо постоянно обращать внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Описание характера предмета, его «внутренней жизни», оценка его ребенком – все это должно вытекать из выразительных особенностей его форм, его чувственного облика. Это требует развития особого внимания к единичной неповторимой форме предметов и явлений. Например, предложим ребенку понаблюдать, а потом нарисовать, описать словами, звуками, жестами как кошка нежится, как готовится к прыжку, как потягивается и т.д. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это? Или предложим ребенку описать яблоко с точки зрения здорового человека, больного, выздоровевшего (от внутреннего настроения зависит и восприятие), или посмотрим на горбушку хлеба глазами голодного и сытого человека и т.д.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков
Реализация.
1. Метод свободы в системе ограничении: каждое занятие, беседа, совместная игровая деятельность создают свои довольна четкие ограничения и в содержании, и в техниках. Ребенок тренируется, переходя от одних ограничений к другим, приучается четко отвечать на поставленные задачи.
2. Метод аналогичности: воспитатель и ребенок - собеседники, сотоварищи, соратники, содеятели, сотворцы. Совместно выясняют и находят. Наивные словесные, изобразительные образы детей – бесценный материал для воспитателя, в группе не может быть бесед-монологов, любая беседа с детьми – это диалог и полилог взрослого и ребенка... Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми в процессе ее коллективного поиска и желания найти, постигая истину в процессе диалогического общения. Гуманитарные науки, как говорил М. Бахтин, - это науки о духе, а значит, они всегда диалогичны.
3. Метод сравнения как путь активизации мышления: метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению. Психологической особенностью сравнения детей является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов. Особую трудность для них представляет сравнение предметов и явлений, с которыми нет возможности непосредственно действовать, а также тех, которые обладают небольшим количеством признаков или признаки скрыты. Нередко дети затрудняются сравнивать предметы и явления потому, что они не могут самостоятельно составить план сравнения, поэтому необходимо вести целенаправленную каждодневную работу по развитию у детей приемов сравнивания как основы развития ассоциативного и творческого мышления. Детям предлагаются различные игры, задания по развитию творческого мышления, основанные на приемах сравнения. Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии. Необходимо, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколь-нибудь необычным, – только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между словами родство, создать единое, в котором оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.
4. Метод коллективных и групповых работ: этот метод – резерв активизации деятельности мышления детей в различных видах художественно-творческой работы. Метод заключается в том, что ребенок из пассивного слушателя, зрителя превращается в активного творца в группе, когда идет бурное обсуждение, ищутся варианты решения задания, когда ключом бьет детская энергия, фантазия, воображение [IV. – с.98-101].
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Таким образом, зная все эти пункты и положения, можно говорить об уровне, качестве и виде преподавания. Диагностируя каждую школу, каждый класс с помощью этого свода правил, можно сделать вывод сразу по многим показателям о способе подачи материала, об уровне подготовленности учителей искусства, об их просвещенности, о качестве тех знаний, которые они могут дать детям. Если правильно использовать, разрабатывать достойные планы занятий, учитывая всё выше перечисленное, можно устранить и избежать в последствии большинства проблем, о которых мы говорили в первой главе. Описано достаточное количество методик, которые просты в применении и их можно и нужно использовать на уроках. Как оказалось, проблема не такая уж неразрешимая. Достаточно лишь разработать цельную программу, основанную на этих нормах и принципах.
Заключение
В работе рассмотрены различные аспекты, способы, методы использования народного искусства как средства воспитания школьников, охарактеризованы его черты, особенности, виды. Дана общая теоретическая картина и рассмотрены пункты, по которым должно проводиться и оцениваться образование данной сферы. Предложены конкретные методики работы. Сравнивая эти положения с практической ситуацией в школах, можно сделать вывод, что на сегодняшний день народное искусство практически не используется на уроках, а если и используется, то делается это неправильно и бесцельно. Всё сочетание и весь комплекс занятий должны проходить в общей системе, по конкретным программам, в связи с другими предметами и практическими занятиями. Уровни сформированности у учителей данного аспекта находятся в лучшем случае на среднем показателе. С этим надо бороться. Необходимо внедрять искусство в школу, в сознание людей, ведь оно таит в себе столько потенциала для развития различных сфер жизни, что даже нельзя его сравнить с рядом обычных тематических уроков. Осознавая глубину и социальность народного искусства, мы осознаем многовековой опыт людей, несущий в себе нравственные, эстетические, духовные, исторические, философские, педагогические, культурные и другие аспекты жизни.
Пути нравственного воспитания с помощью народного искусства бесконечно разнообразны. Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание всё большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что: 1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3) произведения народного искусства (живопись, графика, скульптура) способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Отбор художественных произведений в процессе изучения народного искусства должен опираться на продуманную систему методических приемов.
При создании и в процессе восприятия декоративного решения нужно опираться на явления действительности, эстетически освоенные учащимися, чтобы формировалось осознанное отношение детей к системе изобразительно-выразительных средств декоративного искусства. Декоративные задания логически связываются со всеми видами работы по изобразительному искусству. На этой базе формируются работы учащихся, ведущее место должны занимать приемы свободной кистевой росписи.
Таким образом, народное искусство – не консервативная, мёртвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной ёмкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства.
Для учителя, ведущего уроки изобразительного искусства с семилетними учениками, эмоциональный настрой детей очень важен: без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Ёмкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогают учителю сделать процесс эстетического познания искусства детьми увлекательным и интересным с первых же уроков.
Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением разной техники обработки формы предмета позволят учителю просто и доходчиво познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приемы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создается для человека и живет в тесном взаимоотношении с другими вещами. Человек с развитым художественным вкусом способен понимать и ценить стилевое единство предмета, чувствовать связь декоративного искусства с эстетическими требованиями своего времени или прошедших эпох. Потому так важно развивать способность учащихся видеть вещь в среде, в интерьере, в связи с другими вещами и потребностями человека.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами народного искусства