Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:37, дипломная работа
Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание – сложный, тонкий
и ответственный процесс. Перед педагогом
неизбежно встает масса труднейших вопросов:
как научить детей учиться, как воспитать
в каждом чувство любви к Родине, доброту,
отзывчивость, честность, правдивость
и непримиримость к злу. «Наши дети -
это наша старость. Правильное воспитание
- это наша счастливая старость, плохое
воспитание - это наше будущее горе,
это - наши слезы, это - наша вина
перед другими людьми, перед всей страной»
- говорил известный ученый А.С. Макаренко.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. В современных условиях, когда динамичная социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест. И совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Тема исследования соответствует введенному в школы России Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
Проблемой нашего исследования является поиск эффективности приемов и методов нравственного воспитания в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс воспитания школьников во внеурочное время.
Предмет исследования – приемы и методы нравственного воспитания младших школьников, имеющих ЗПР, во внеурочное время.
Гипотеза – мы предполагаем, что нравственное воспитание будет осуществляться в том случае, если:
- в содержание внеклассной
- будут использоваться
- учитель личным примером способствует воспитанию нравственности младших школьников.
Целью нашей работы является выявление эффективности методов и приемов нравственного воспитания младших школьников и их практическое применение.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить научную литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть сущность основных понятий темы исследования: нравственность, нравственное воспитание, воспитанность;
- изучить методы и приемы нравственного воспитания;
- применить методы и приемы нравственного воспитания на практике.
Методы исследования:
- анализ программ, учебников и методических пособий разных авторов;
- аналитический обзор исследований по проблеме использования различных форм и видов нравственного воспитания;
- синтез используемой
Относительная новизна данного исследования состоит в следующем:
- выявлены и описаны разнообразные виды и формы нравственного воспитания, используемые во внеурочное время в группе продленного дня;
- доказано применение различных способов нравственного воспитания школьников, имеющих задержку психического развития.
Основное содержание работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении рассматривается обоснование выбора темы, актуальность и методологический аппарат исследования.
Глава I посвящена проблеме нравственного воспитания
младших школьников в педагогической
литературе.
Глава II раскрывает формы организации нравственного
воспитания младших школьников во внеклассной
деятельности.
Глава III раскрывает практические основы использования различных видов и форм в формировании нравственного воспитания младших школьников, имеющих задержку психического развития.
В заключении сделаны выводы по выполненной работе.
В работе имеются приложения.
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность основных понятий темы исследования
Нравственность – это внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек; правила поведения, определяемое этим качеством; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании
духовных, нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными.
Духовности и нравственности нельзя научить.
Она «внутри» каждого человека. «Чувства
- это плоть, кровь и сердце моральной убежденности:
без чувств нравственность превращается
в сухие слова, способные воспитать лицемеров»
- писал В.А. Сухомлинский. Поэтому процесс
нравственного воспитания личности рассматривался
им как «воспитание чувств человека, чтобы
добрые поступки воспитанников основывались
на этих чувствах» (В.А.Сухомлинский). Важное
значение в этом процессе имеют дошкольный
и младший школьный возраст. «Упустить
младший возраст, - писал В.А. Сухомлинский,
- значит, упустить все». «Детство и отрочество
должны стать школой доброты, сердечности,
чуткости. Только при этом условии в сердце
человека будет вся гамма добрых чувств».
«Нравственные понятия доступны пониманию
ребенка лишь при условии яркой наглядной
очевидности морального смысла того, что
он видит и делает; создание добра для
людей начинается с заботы ребенка о красоте»,
- писал В.А. Сухомлинский, подчеркивая,
что «эстетические чувства в младшем возрасте
- один из самых богатых источников чувств
моральных».
Нравственное воспитание - формирование долга, ответственности,
гуманности, справедливости, чести, благородства
в отношении человека к обществу, Родине,
окружающим людям и самому себе. Эти общечеловеческие
моральные ценности были и остаются главной
мерой достоинства личности.
Воспитанность – умение вести себя в обществе; учтивое,
вежливое поведение человека, отличающееся
хорошими манерами, правильной речью,
умением общаться с окружающими в различных
ситуациях.
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения окружающих. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» - желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком. Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом и взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как и любое другое воспитание, требует постоянных практических усилий, устойчивости в достижении цели. Иначе импульсы доброты, желания помочь людям, уже вспыхнувшие в сознании, могут затухать. Многие негативные черты в облике современной молодежи – результат того, что растущий человек редко включался в разрешение нравственных коллизий, ограждался от всего противоречивого, негативного. Постоянный надзор со стороны учителей, контроль со стороны общественности, опека со стороны родителей – это прекрасно, но развитие личности, воспитание нравственности при этом, как правило, затормаживается или сводится на нет.
Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое, вырабатываются не в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных правил, а в борьбе со злом, за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни и деятельности ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований, самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Задача задач – растить человека, отличающегося ясно видимой для него общественной целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека, они обретают силу, лишь претворяясь в поступок. Здесь особенно важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности.
1.2. Обзор проблем нравственного воспитания младших школьников в педагогической литературе
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью - девальвацией человеческих ценностей».
Данная проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др. В трудах этих педагогов выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. М.М.Гей, А.А. Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др., освещают в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников. Педагогу требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания во внеклассной деятельности.
Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную.
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так
и в нравственном поведении детей младшего
школьного возраста было направлено внимание
таких ученых, как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева,
И.И. Лобанова, Л.А. Регуш, и многих других.
В своих исследованиях они обращаются
к формированию нравственных мотивов
поведения, оценки и самооценки нравственного
поведения.
Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, считает Дробницкий О.Г., в том числе и внеурочная, которая, по мнению психологов, обладает большими воспитательными возможностями. Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко. Многогранная деятельность многих философов, великих ученых и педагогов пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народов. Основу нравственности составляют образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР