Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР.doc

— 780.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

        

 Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети -  это наша старость. Правильное воспитание -  это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе,  это -  наши слезы,  это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.                                                                                                               

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. В современных условиях, когда динамичная социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест. И совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями:

 Во-первых, наше общество нуждается  в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.                                      

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

          Тема исследования соответствует введенному в школы России Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

Проблемой нашего исследования является поиск эффективности приемов и методов нравственного воспитания в процессе внеурочной деятельности.

Объект исследования – процесс воспитания школьников во внеурочное время. 

Предмет исследования – приемы и методы нравственного воспитания младших школьников, имеющих ЗПР, во внеурочное время.

Гипотеза – мы предполагаем, что нравственное воспитание будет осуществляться в том случае, если:

- в содержание внеклассной работы  будут включены компоненты, способствующие  формированию нравственного сознания, чувства, мышления;

- будут использоваться разнообразные  виды, формы и методы нравственного воспитания;

 - учитель личным примером способствует воспитанию нравственности младших школьников.

 Целью нашей работы является выявление эффективности методов и приемов нравственного воспитания младших школьников и их практическое применение.

Задачи выпускной квалификационной работы:  

- изучить научную литературу по проблеме исследования;

- рассмотреть сущность основных  понятий темы исследования: нравственность, нравственное воспитание, воспитанность;

- изучить методы и приемы нравственного воспитания;

- применить методы и приемы нравственного воспитания на практике.

Методы исследования:  

- анализ программ, учебников и методических пособий разных авторов;

- аналитический обзор исследований по проблеме использования различных форм и видов нравственного воспитания;

- синтез используемой литературы.

          Относительная новизна данного исследования состоит в следующем: 

- выявлены и описаны разнообразные виды и формы нравственного воспитания, используемые во внеурочное время в группе продленного дня;

- доказано применение различных способов нравственного воспитания школьников, имеющих задержку психического развития.

Основное содержание работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении рассматривается обоснование выбора темы, актуальность и методологический аппарат исследования.

Глава I посвящена проблеме нравственного воспитания младших школьников в педагогической литературе.                                                                                           

Глава II раскрывает формы организации нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности.                                                                 

Глава III раскрывает практические основы использования различных видов и форм в формировании нравственного воспитания младших школьников, имеющих задержку психического развития.

В заключении сделаны выводы по выполненной работе.

  В работе имеются приложения. 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.  Сущность основных  понятий темы исследования

Нравственность – это внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек; правила поведения, определяемое этим качеством; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.     

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.                                         Духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров» - писал В.А. Сухомлинский. Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах» (В.А.Сухомлинский). Важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, - писал В.А. Сухомлинский, - значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств». «Нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает; создание добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте», - писал В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «эстетические чувства в младшем возрасте - один из самых богатых источников чувств моральных».                                             

Нравственное воспитание - формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности.                                 Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.                                                                                                                        

Воспитанность – умение вести себя в обществе; учтивое, вежливое поведение человека, отличающееся хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими в различных ситуациях.                                              

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения окружающих. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» - желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком. Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом и взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как и любое другое воспитание, требует постоянных практических усилий, устойчивости в достижении цели. Иначе импульсы доброты, желания помочь людям, уже вспыхнувшие в сознании, могут затухать. Многие негативные черты в облике современной молодежи – результат того, что растущий человек редко включался в разрешение нравственных коллизий, ограждался от всего противоречивого, негативного. Постоянный надзор со стороны учителей, контроль со стороны общественности, опека со стороны родителей – это прекрасно, но развитие личности, воспитание нравственности при этом, как правило, затормаживается или сводится на нет.

Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое, вырабатываются не в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных правил, а в борьбе со злом, за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни и деятельности ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований, самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Задача задач – растить человека, отличающегося ясно видимой для него общественной целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека, они обретают силу, лишь претворяясь в поступок. Здесь особенно важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Обзор проблем нравственного воспитания младших школьников в педагогической литературе

 

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью - девальвацией человеческих ценностей».

Данная проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др. В трудах этих педагогов выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. М.М.Гей, А.А. Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др., освещают в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников. Педагогу требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания во внеклассной деятельности.

Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную.

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых, как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш, и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.                                                                                         

Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, считает Дробницкий О.Г., в том числе и внеурочная, которая, по мнению психологов, обладает большими воспитательными возможностями. Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.        Многогранная деятельность многих философов, великих ученых и педагогов пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народов. Основу нравственности составляют образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР