Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР.doc

— 780.00 Кб (Скачать файл)

7. Быть более внимательным и  настойчивым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                            

       Целью данной работы являлось выявление эффективности методов и приемов нравственного воспитания младших школьников и их практическое применение. Для реализации поставленной цели были разработаны и проведены несколько занятий с использованием таких приемов нравственного воспитания,  как беседа, рассказ, пример, игра и таких средств воспитания, как презентации и  наглядный материал.

В первой главе рассматривается проблема нравственного воспитания младших школьников в педагогической литературе.  В этой главе изучаются мнения о воспитании нравственности различных ученых, таких  как А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской и др., выявляется сущность основных понятий темы исследования, дается психолого-педагогическая и нравственная характеристика детей, имеющих задержку психического развития, изучается формирование нравственного воспитания младших школьников, имеющих ЗПР.

Во второй главе раскрываются формы организации нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности и описываются методы нравственного воспитания.

В третьей главе раскрываются практические основы использования различных видов и форм в формировании нравственного воспитания младших школьников, имеющих задержку психического развития. Описывается опытно-практическая работа, которая осуществлялась на базе МБОУ «Основная образовательная  школа» с. Перемское, ее общая характеристика и три основные этапа проделанной работы. Даются методические рекомендации, которые необходимы педагогу для того, чтобы младшие школьники, имеющие задержку психического развития, смогли усвоить материал занятия.

Таким образом, в ходе опытно-практической работы подтверждается гипотеза,                                                             что нравственное воспитание будет осуществляться в том случае, если:

- в содержание внеклассной работы  будут включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувства, мышления;

- будут использоваться разнообразные  виды, формы и методы нравственного воспитания;

 - учитель личным примером способствует воспитанию нравственности младших школьников.

Проблема данной работы интересна и актуальна, решая ее, можно добиться значительных результатов в воспитании нравственности.

Цель исследования достигнута, гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Абраменкова В.В. Социальная психология  детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2000.                                                   

2. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. С.Н. Крыгиной, Н.Н. Крыгиной, О.А. Копцевой. Магнитогорск, 2001.     

3.  Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 2004.  

4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах: Учеб. Пособие. – М., 2004.

5. Волшебный короб: старинные русские пословицы, поговорки, загадки (вступ. Ст., состав., прим., В.П. Аникина); худож. Е. Валерьянова, Т. Яковлева. – М.: Дет. Лит., 2009.                                                                                                                                                             

6. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития // «Воспитание нравственно-эстетических качеств у дошкольников с ОНР на занятиях по развитию речи» А.В. Ускова-Молчанова, учитель-логопед // Научно-методический и практический журнал, 2010. № 6.- С. 15-18.

7. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М.; Л., 2001

8. Герои Эллады: из мифов Древней Греции / Рассказала для детей В. Смирнова; худож. И. Архипов. – М.: Дет. Лит., 2011.

9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005

10. Дмитриев Ю. Соседи по плане. Домашние животные. СП «Юнисам» 2001                                                                                     

11. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: Сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов. / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - М., 2006.

12. Камчадалова О.В. Я расту среди людей: классный час. // Классный руководитель, 2010. - №8.- С.73-77.

13. Камчадалова О.В. Кодекс чести класса // Классный руководитель, 2010. - №8.- С.47-50.

14. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: методическое пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс» - М.: Просвещение, 2008.

15. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981, с.71.

16. Лушагина И.В. Методики, сценарии, примеры //Открытый урок, 2008.- №4. - С. 21-23.                                                  

17. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. Развитие ранней помощи семье с проблемным ребенком в РФ. / Дефектология. - 2002. - №6. - С.60-11.                                              18.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

19. Маяковский В. Что такое хорошо, что такое плохо: стихи/ Рис. А. Пахомова. Лит. – М.: Просвещение, 2005.

20.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2003.                                                   

21. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2007.

22. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2008.

23. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2009.

24. Паустовский К.Г. Заячьи лапы: рассказы и сказки/ Рис. Г. Епишина – Переизд. – М.: Дет. Лит., 2001.

25. Педагогический энциклопедический  словарь /Гл. ред. Бим-Бад Б. М. – М., 2002.

26. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей / Сост. Посшакова Е.В. – Екатеринбург, 2005.

27. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2006.

28. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие. / Под. ред. Т.Г. Неретиной. - М., 2004.                                                                                                 

29. Сухомлинский В.А. Мера всех ценностей. (Наброски к статье)// ЦГАОР (Киев). Ф. 5097. Оп.1. Д. 116. Л. 268

30. Уленкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

31. Фаязова А.Ф. Целеполагание в воспитательном процессе: учебно-методическое пособие.- Пермь, 2008. 

Интернет ресурсы:                                                                                   

32. www.deti-indigo.ru

33. www.fpgp.ru/inclusive/

34. www.school.edu.ru/catalog

35. collection.edu.ru/default.asp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы первичной диагностики

Анкета

Добрый человек это___________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плохой поступок. Для тебя это____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воровство это хорошо или плохо? Почему?_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что за праздник отмечают 9 мая? Кого на нем поздравляют?_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли у тебя дома любимые питомцы? Как ты за ними ухаживаешь?____________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если ты нашел гнездо птицы, в котором лежат яйца, что ты сделаешь?____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие книги, журналы ты любишь читать?_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие мультфильмы, кинофильмы нравится смотреть___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест на выявление нравственных качеств у детей

младшего школьного возраста.

  1. Любишь ли ты природу?        Да (1 Б) нет (0 Б)
  2. Нравятся ли тебе животные?  Да (1Б) нет (0 Б)
  3. Много ли у тебя друзей? Да (1Б) нет (0 Б)
  4. Тебе нравиться общаться? Да (1Б) нет (0 Б)
  5. Когда идешь по улице обертку от шоколадки бросаешь где придется? Да (0 Б) нет (1 Б)
  6. Ты ходишь (ездишь) к памятным местам твоего города (села, края, района)? Да (1Б) нет (0 Б)
  7. Ты обижаешь младших? Да (0 Б) нет (1 Б)
  8. За косички девочек дергаешь?  Да (0 Б) нет (1 Б)
  9. Кидаешься хлебом? Да (0Б) нет (1 Б)
  10. Да (0 Б) нет (1 Б)
  11. Когда идешь в лес на пикник костер делаешь в выкопанной ямке?

 Да (1Б) нет (0 Б)

  1. После пикника мусор собираешь, сжигаешь? Да (1Б) нет (0 Б)
  2. Если видишь что бабушке или дедушке трудно нести сумку с продуктами, то ты поможешь? Да (1Б) нет (0 Б)
  3. Человек спросил у тебя «Как пройти до ул. Московской?» ты отправишь его на ул. Ленинградскую и засмеешься в след? Да (0 Б) нет (1 Б)
  4. В магазине покупатель не заметил, как выронил кошелек. Ты подберешь его и отдашь владельцу Да (0 Б) нет (1 Б)
  5. Ты поймал голубя. Будешь привязывать к его лапкам веревки и дрессировать? Да (0 Б) нет (1 Б)
  6. Ты любишь читать книги журналы? Да (1Б) нет (0 Б)
  7. Читаешь книги про собак и других животных

Да (0 Б) нет (1 Б)

  1. Любишь оскорблять, обзывать окружающих? Да (0 Б) нет (1 Б)
  2. Хамишь, грубишь учителю? Да (0 Б) нет (1 Б)

Критерии к тестированию:

15-20 баллов – Нравственные качества привиты

10-14 – нравственные качества присутствуют, но не всегда ребенок ими может пользоваться

Менее 10 баллов – нравственные качества привиты плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диаграмма 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Диаграмма 2 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект занятия

Чтение произведения «Стальное колечко» К. Паустовского

 

Дата проведения «_10___» ____февраля________ 2012__ года

 

Цель: повышение нравственных качеств детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР

Задачи: познакомить школьников с произведением К. Паустовского «Стальное колечко». Дать сведения об авторе и его творчестве. Развить навыки чтения – выразительности, осознанности, беглости и умение ориентироваться в тексте. Научить рассуждать и думать о прочитанном. Воспитать у учащихся чувства: сострадание, любовь к близким людям, бережное отношение к природе. Привить интерес к книге, как источнику знаний.

Оборудование: портрет К. Паустовского, плакаты с пословицами и словосочетаниями, рисунки с изображениями девочки Вари и бойца.

1.Организационный момент

Начинаем наше занятие по чтению. Сегодня мы поработаем над разделом «Весна идет, весне дорогу!»

2.Знакомство с новой темой.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР