Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:37, дипломная работа
Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.
Целью нравственного воспитания является формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. Ребенок совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений.
Очень высоко оценивал нравственное
воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая есть наука
о том, как жить, делая как можно меньше
зла и как можно больше добра».
Процесс нравственного воспитания - динамичный и творческий. Учителя постоянно
вносят в него свои коррективы, направленные
на совершенствование и эффективность
процесса воспитания, который, как говорила
Н.К. Крупская, “зависит от знания каждым
преподавателем того живого материала,
с которым он имеет дело; он должен знать,
что ему необходимо внимательно изучать
этого ученика и знать его близко”.
1.3. Психолого-педагогическая и нравственная характеристика детей, имеющих задержку психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
В рамках
психолого-педагогического подхода накоплен
достаточно большой материал, свидетельствующий
о специфических особенностях детей с
ЗПР, отличающих их от детей с нормальным
психическим развитием.
Явное отставание
детей с ЗПР от нормально развивающихся
сверстников авторы отмечают при анализе
их мыслительных процессов. Отставание
характеризуется недостаточно высоким
уровнем сформированности всех основных
мыслительных операций: анализа, обобщения,
абстракции, переноса (Т. П. Артемьева,
Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени).
С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого
развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты
речи у таких детей отчетливо проявляются
на фоне недостаточной сформированности
познавательной деятельности.
Психологи отмечают характерные для
этих детей слабость волевых процессов,
эмоциональную неустойчивость, импульсивность
либо вялость и апатичность (Л. В. Кузнецова).
Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение
(без помощи взрослого) развернуть совместную
игру в соответствии с замыслом. У детей
с ЗПР отмечается проявление синдромов
гиперактивности, импульсивности, а также
повышение уровня тревоги и агрессии (М.
С. Певзнер). Измененная динамика формирования
самосознания проявляется у детей с ЗПР
в своеобразном построении взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками. Отношения
отличаются эмоциональной нестабильностью,
неустойчивостью, проявлением черт детскости
в деятельности и поведении (Г. В. Грибанова).
1.4. Формирование нравственного воспитания младших школьников, имеющих задержку психического развития.
Задача социально-нравственного развития
детей с ЗПР является одной из наиболее
важных задач коррекционного обучения
и воспитания, так как социальная адаптация
ребенка в обществе во многом связана
с усвоением социальных норм поведения.
Успешность формирования нравственных
качеств зависит от уровня эмоционально-личностного
и познавательного развития, сформированности
адекватных представлений об окружающем
мире и социальных отношениях. Исследователи
отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг
представлений о явлениях социальной
действительности, отмечается рассогласованность
между вербальным и реальным поведением,
представления о социально-нравственных
нормах поведения имеют размытый характер.
Но даже использование усвоенных моральных
норм зависит от ситуации и от личного
опыта. Эти недостатки затрудняют социальную
адаптацию, взаимодействие с взрослыми
и сверстниками.
Задачи социально-нравственного воспитания
реализуются в процессе ряда занятий при
проведении режимных моментов и в свободной деятельности.
Организуются специально спроектированные
игры и ситуации, позволяющие развивать
нравственно-этическую сферу ребенка.
Значительные возможности
для решения задач социально-нравственного
развития предоставляет сюжетно-ролевая
игра, в которой моделируются социальные
отношения. Особенностью педагогического
процесса для детей с ЗПР является то,
что игра организуется не только как свободная
деятельность, но и становится основным
содержанием специальных занятий "Обучение
игре". Игровая деятельность
реализуется через сюжетно-ролевую игру,
театрализованные игры, игры-драматизации,
дидактические игры, подвижные игры. Для
детей с ЗПР обучение игре позиционируется
как отдельная задача. Это обусловлено
значительным отставанием детей с ЗПР
в овладении игровой деятельностью. Ее
недостаточность проявляется на уровне
общей структуры деятельности (как следствие
недостатков развития при ЗПР), так и на
уровне специфических структурных компонентов,
присущих игре. Кроме того, исследования
показывают, что недостаточная сформированность
игровой деятельности обусловлена не
только недостатками интеллектуальной
деятельности и эмоционально-волевыми
проблемами, но и недостаточным социальным
опытом и низким уровнем речевого развития.
Специальные обучающие занятия проводятся
при реализации следующих направлений:
- формирование игры как ведущей деятельности
ребенка (развитие потребности в игре,
создания замысла игры, формирование ролевого
поведения и игровых действий, развитие
умения действовать адекватно поставленной
цели, обучение действиям по алгоритмам
и т.д.)
- развитие игры как совместной деятельности;
- обогащение содержания детских игр, т.е.
перенос знаний и умений, полученных на
других занятиях (Ознакомление с окружающим
миром, развитие речи, изобразительная
деятельность, конструировании, ознакомление
с художественной литературой и др.), во
время бесед с педагогами, просмотра театрализованных
постановок и др.
Специфика коррекционно-развивающей
работы по развитию игровой деятельности
заключается в том, что воздействовать
следует одновременно по всем направлениям,
развивая игру как ведущую деятельность,
и одновременно преодолевая задержку
психического развития, развивая эмоционально-волевую,
познавательную и коммуникативную сферу
ребенка. При этом, планируя работу по
развитию игровой деятельности, следует
осуществлять индивидуально-
В младшем школьном
возрасте дети реализуют свою потребность
в игре через свободную деятельность и
в специально спроектированных педагогами
игровых ситуациях. Педагоги в процессе
занятий, наблюдений за профессиональной
деятельностью взрослых, бесед и чтения
литературы формируют у детей представления
о природе и материальной культуре, мире
социальных отношений. Проектирование
игровой ситуации и реализация запланированных
взрослым задач возможны только при наличии
у детей определенных знаний и представлений,
а также соответствующих игрушек и атрибутики.
Тематику игр следует
подбирать с учетом уровня развития детей
и стремиться, чтобы она была логично связана
с тематикой занятий по Ознакомлению с
окружающим миром. Детей обучают сюжетно-ролевой
игре, игре-драматизации, подвижной игре.
При обучении широко используют дидактические
игры.
В некоторых случаях
(значительное снижение интеллекта, нарушения
эмоционально-волевой сферы, формирующейся
личности) работа может проводиться с
детьми индивидуально. Такие занятия проводят
учителя-дефектологи или психолог.
После того, как игровая
деятельность достигнет определенного
уровня зрелости, ее можно использовать
как средство в психокоррекционной работе
для коррекции межличностных отношений,
смягчения эмоционального дискомфорта,
формирования приемлемых способов реагирования
на психотравмирующие ситуации, развития
навыков саморегуляции и самоконтроля
поведения, формирования приемов релаксации
и др.
Педагоги проводят специальные занятия по социальному развитию.
Детям демонстрируют образцы норм социально-правильного
поведения и социальных отношений, культуры
общения, формируют представления о добре
и зле, дружбе и взаимопомощи. С этой целью
педагог отбирает художественные произведения
или их фрагменты, в которых затрагиваются
нравственно-этическая сфера отношений
между людьми. В работе он использует элементы
драматизации, а также моделирование проблемных
ситуаций с помощью театрализованной
деятельности.
При ознакомлении с художественной
литературой – метод словесно-эмоционального
воздействия: рассказ - решаются задачи
нравственно-патриотического воспитания,
приобщения к культурно-историческим
ценностям, к устному народному творчеству.
Обогащаются представления детей о человеческих
характерах и поступках, формируются умения
давать им нравственную оценку. В этой
связи возникает необходимость специального
подбора текстов, которые должны соответствовать
названным задачам и быть доступными по
содержанию.
Кроме общеобразовательных
и воспитательных задач решаются и специальные
задачи развития и коррекции недостатков
эмоционально-волевой сферы и формирующейся
личности. Такие занятия проводит педагог-психолог.
Занятия проводятся как со всей группой,
так и со специально отобранной. Специальная
группа комплектуется на основе запросов
педагогов и родителей, коррекционные
задачи отбираются на основе данных углубленного
обследования, бесед с педагогами и родителями.
Вывод. В данной главе представлены сущность основных понятий темы исследования и обзор проблем нравственного воспитания младших школьников в педагогической литературе. Дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников, имеющих задержку психического развития. Рассмотрена специфика коррекционно-развивающей работы с подобными учащимися.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Классификация форм
организации воспитательной
Процесс воспитания осуществляется в
различных формах при помощи разнообразных
методов, приемов и воспитательных средств.
Понятие форма воспитания в педагогической
литературе определяют так - это способ
организации воспитательного процесса.
Формы организации воспитательного процесса
в самом общем виде отражают отношения,
которые складываются между воспитателями
и воспитанниками. Классифицируют формы
воспитания в зависимости от количества
воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие
группы или отдельные ученики (фронтальная,
групповая, индивидуальная работа). Это
наиболее распространенная классификация.
Организация коллективной и групповой
форм учебной деятельности возможна как
на уроках, так и во внеурочное время, во
внеклассной работе.
Правомерна и классификация форм организации
воспитательной деятельности в зависимости
от методов воспитания:
2.2. Методы нравственного воспитания
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР