Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Баженовой Дарьи.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

 ГОУ ВПО «Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»

Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики

Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

3 курса, 33 группы, отделения 

социальной педагогики

Баженова Дарья Евгеньевна

 

Проверил кандидат

 биологических наук, доцент

Голоухова Галина Николаевна

Дата:                           подпись:    

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2008

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Содержание нравственного  образования в современных условиях...5

    1. Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5

1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12

Глава 2. Нравственное воспитание как  направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17

2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17

2.2 Содержание нравственного образования  в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20

Глава 3. Результаты нравственного  образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26

3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26

3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30

3.3 Вариант программы  нравственного образования младших  подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44

Заключение …………………………………………………………………...….51

Библиографический список …………………………………………………….53

Приложение …………………………………………………………………..….55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время стерты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Задача нравственного  воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить  сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.

Формирование нравственной сферы является одной из центральных  и актуальных задач коррекционной школы, где умственно отсталый ребёнок проходит практически все ступени социализации.

Проблема нравственного  образования нашла отражение в фундаментальных работах Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинкого, С.Я.Рубинштейна, Л.И. Божовича, В.Н. Сухомлинского, Т.А.Власова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Объект исследования – нравственное образование младших подростков.

Предмет исследования – нравственное образование младших подростков в условиях специальной коррекционной школе VIII вида.

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.

Гипотеза исследования: Классные часы по нравственному воспитанию будут более эффективными при применении методов повтора, наглядного примера, простоты изложения.

Задачи исследования:

1.Изучение и  анализ  научной литературы;

2.Изучить содержание  нравственного образования в  системе работы с подростками  в условиях специальной (коррекционной)  школы;

3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;

4.Подобрать психодиагностические  методики для изучения нравственной  воспитанности учащихся;

5.Разработать программу  нравственного образования младших  подростков.

Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической литературы по теме, наблюдение, проведение методик.

К своей курсовой работе мы прилагаем программу нравственного  образования « Я среди других людей».

 

База исследования: ГОУ «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» №39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание нравственного  образования в современных условиях

 

1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики

Проблемы морали и  нравственности традиционно занимают большое место в развитии общества [16].

В кратком словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так  же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» [8, с.191-192].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[19, с. 414].

Образование – это  единый процесс физического и  духовного формирования личности процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образцы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированы в общественном сознании социальные эталоны.

Термин «образование»  включает в себя и обучение, и  воспитание.

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности [20].

Нравственное образование, по мнению Э.П. Козлова – это уникальный обязательный и системообразующий компонент общего образования, во многом определяющий как уровень этической грамотности общества, так и качество его морального сознания[10].

Содержание нравственного  образования и воспитания на протяжении развития педагогики  измененялось.

Воспитание детей восточных  славян при первобытнообщинном строе  осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всего сообщества. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, включавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты – табу, устрашения и одобрения [2]. 

В истории  отечественной педагогики накоплен богатейший опыт нравственного воспитания в семье. Достаточно вспомнить обилие «Слов» и «Поучений», которые появились на Руси после принятия христианства, наставляющие христианина, как вести себя в семье.

Христианские  заповеди учили, как укреплять семью: «Почитай отца своего; плати добром за добро; не делай людям того, чего не желаешь себе; возлюби ближнего своего, как самого себя; не лукавь; будь честен; будь справедлив».

Владимир Мономах в «Поучении» утверждает, что в воспитании детей не достигнешь успеха только одними наставлениями. Нужно обучать детей поведению и манерам, научить уважать старших и равных себе, приносить пользу людям, быть верными своему слову, не лениться, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев, делать людям добро и т.д. [1].

 «Домострой»  отражает те же идеалы, которые  сложились в Древней Руси в  первые десятилетия после принятия христианства. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей [4].

В средневековье  вся русская жизнь проходила  под знаком церковности и внутренней религиозности. Церковь была основным социальным институтом, который воспитывал человека. В школе при церкви или монастыре ребенок начинал свое познание истины, любви и чистоты. Приходский священник был центральной фигурой русской жизни. Он был посредником между крестьянином и царем, стоял на защите народной нравственности. Церковь учила нормам поведения человека от рождения до смерти, требовала уважение к власти, приучала с детства ответственность за свои поступки[1].

Для развития педагогики и школы большое значение имели просветительские реформы Петра Великого. Упразднением патриаршества и учреждением синода Петр I подчинил русскую церковь светской власти. Все,  что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам. Россия вступила в новый период истории своей духовной культуры – период ХVIII в. – века Просвещения[4].

В это время  на государственном уровне стали  вырабатываться строгие требования к домашнему воспитанию детей, что  отражено на страницах книги «Юности  честное зерцало». В ней говорилось, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной традиции, а на правилах придворного этикета. Одно из требований  - говорить  с детьми в домашних условиях на иностранных языках, обучать детей светским манерам, правилам культурного поведения за столом,  в обществе, на улице, учить танцам, умению красиво говорить. [2,4].

В.Н. Татищев  одним из первых в истории русской  педагогики поставил проблему личности учителя. По его мнению, учитель должен быть высоконравственным, проявлять заботу о детях, учить их честности, уважению старших. Он должен быть не только моральным образцом для учеников, но и хорошо знать свой предмет. Школы, по его мнению, должны формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия [2].

Иван Иванович Бецкой в конце XVIII века, во время правления Екатерины II, полностью разделял ее идею о необходимости воспитания «новой породы людей». В образовании выделял три направления, одно из которых было нравственное воспитание. В основе нравственного воспитания, по его мнению, должна лежать православная вера. Главными средствами нравственного воспитания является внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию [3].

Николай Иванович Новиков утверждал, что процветание  государства, благополучие народа зависят  от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам [2].

Н. И. Новиков  считал необходимым любить и уважать  детей, воспитывать их на положительных  примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков. Призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимости от их сословия, религии, национальности, положения в обществе. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду [3].

Нравственное  воспитание Виссарион Григорьевич  Белинский считал важнейшей стороной формирования человека. Задача нравственного  воспитания – привитие правильного  отношения к людям: гуманности, любви, уважения, любовь к Родине. Воспитание Белинский рекомендовал начинать с раннего возраста, до начала обучения. Предохранять детей от отрицательного влияния окружающей среды и приучать к нравственным поступкам. Результатом приучения к нравственным поступкам являются нравственные привычки [2].

Средствами  нравственного воспитания, по Белинскому, являются приучение, наставление, положительный  пример окружающих, а также художественная литература, правильный режим, воспитывающие  трудности[2].

Николай Иванович Пирогов выдвинул перед русской общественностью задачу – воспитать совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей, гражданина России. Конечная цель разумного воспитания должна заключаться: в ясном понимании ребенком вещей окружающего мира, преимущественного общества, в котором придется действовать; в развитии добрых инстинктов детской натуры, в сознательном стремлении к идеалам правды и добра. Результатом того и другого должны быть широкие общеобразовательные знания; образование нравственных современных убеждений, образование твердой и свободной воли, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих добродетелей, которые составляют лучшее украшение времени общества[2].

Информация о работе Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида