Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа
Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Поморский
государственный университет
Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики
Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики
Курсовая работа
Нравственное образование младш
Выполнила студентка
3 курса, 33 группы, отделения
социальной педагогики
Баженова Дарья Евгеньевна
Проверил кандидат
биологических наук, доцент
Голоухова Галина Николаевна
Дата:
Архангельск 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Содержание нравственного
образования в современных
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как
направление образования
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы
нравственного образования
Заключение …………………………………………………………………...….
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время стерты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Задача нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.
Формирование нравственной сферы является одной из центральных и актуальных задач коррекционной школы, где умственно отсталый ребёнок проходит практически все ступени социализации.
Проблема нравственного образования нашла отражение в фундаментальных работах Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинкого, С.Я.Рубинштейна, Л.И. Божовича, В.Н. Сухомлинского, Т.А.Власова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Объект исследования – нравственное образование младших подростков.
Предмет исследования – нравственное образование младших подростков в условиях специальной коррекционной школе VIII вида.
Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Гипотеза исследования: Классные часы по нравственному воспитанию будут более эффективными при применении методов повтора, наглядного примера, простоты изложения.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание
нравственного образования в
системе работы с подростками
в условиях специальной (
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать
5.Разработать программу
нравственного образования
Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической литературы по теме, наблюдение, проведение методик.
К своей курсовой работе
мы прилагаем программу
База исследования: ГОУ «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» №39
Глава 1. Содержание нравственного
образования в современных
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики
Проблемы морали и нравственности традиционно занимают большое место в развитии общества [16].
В кратком словаре
по философии понятие
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[19, с. 414].
Образование – это единый процесс физического и духовного формирования личности процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образцы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированы в общественном сознании социальные эталоны.
Термин «образование» включает в себя и обучение, и воспитание.
Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности [20].
Нравственное образование, по мнению Э.П. Козлова – это уникальный обязательный и системообразующий компонент общего образования, во многом определяющий как уровень этической грамотности общества, так и качество его морального сознания[10].
Содержание нравственного образования и воспитания на протяжении развития педагогики измененялось.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всего сообщества. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, включавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты – табу, устрашения и одобрения [2].
В истории отечественной педагогики накоплен богатейший опыт нравственного воспитания в семье. Достаточно вспомнить обилие «Слов» и «Поучений», которые появились на Руси после принятия христианства, наставляющие христианина, как вести себя в семье.
Христианские заповеди учили, как укреплять семью: «Почитай отца своего; плати добром за добро; не делай людям того, чего не желаешь себе; возлюби ближнего своего, как самого себя; не лукавь; будь честен; будь справедлив».
Владимир Мономах в «Поучении» утверждает, что в воспитании детей не достигнешь успеха только одними наставлениями. Нужно обучать детей поведению и манерам, научить уважать старших и равных себе, приносить пользу людям, быть верными своему слову, не лениться, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев, делать людям добро и т.д. [1].
«Домострой»
отражает те же идеалы, которые
сложились в Древней Руси в
первые десятилетия после приня
В средневековье вся русская жизнь проходила под знаком церковности и внутренней религиозности. Церковь была основным социальным институтом, который воспитывал человека. В школе при церкви или монастыре ребенок начинал свое познание истины, любви и чистоты. Приходский священник был центральной фигурой русской жизни. Он был посредником между крестьянином и царем, стоял на защите народной нравственности. Церковь учила нормам поведения человека от рождения до смерти, требовала уважение к власти, приучала с детства ответственность за свои поступки[1].
Для развития педагогики и школы большое значение имели просветительские реформы Петра Великого. Упразднением патриаршества и учреждением синода Петр I подчинил русскую церковь светской власти. Все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам. Россия вступила в новый период истории своей духовной культуры – период ХVIII в. – века Просвещения[4].
В это время на государственном уровне стали вырабатываться строгие требования к домашнему воспитанию детей, что отражено на страницах книги «Юности честное зерцало». В ней говорилось, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной традиции, а на правилах придворного этикета. Одно из требований - говорить с детьми в домашних условиях на иностранных языках, обучать детей светским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице, учить танцам, умению красиво говорить. [2,4].
В.Н. Татищев одним из первых в истории русской педагогики поставил проблему личности учителя. По его мнению, учитель должен быть высоконравственным, проявлять заботу о детях, учить их честности, уважению старших. Он должен быть не только моральным образцом для учеников, но и хорошо знать свой предмет. Школы, по его мнению, должны формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия [2].
Иван Иванович Бецкой в конце XVIII века, во время правления Екатерины II, полностью разделял ее идею о необходимости воспитания «новой породы людей». В образовании выделял три направления, одно из которых было нравственное воспитание. В основе нравственного воспитания, по его мнению, должна лежать православная вера. Главными средствами нравственного воспитания является внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию [3].
Николай Иванович Новиков утверждал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам [2].
Н. И. Новиков считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков. Призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимости от их сословия, религии, национальности, положения в обществе. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду [3].
Нравственное воспитание Виссарион Григорьевич Белинский считал важнейшей стороной формирования человека. Задача нравственного воспитания – привитие правильного отношения к людям: гуманности, любви, уважения, любовь к Родине. Воспитание Белинский рекомендовал начинать с раннего возраста, до начала обучения. Предохранять детей от отрицательного влияния окружающей среды и приучать к нравственным поступкам. Результатом приучения к нравственным поступкам являются нравственные привычки [2].
Средствами нравственного воспитания, по Белинскому, являются приучение, наставление, положительный пример окружающих, а также художественная литература, правильный режим, воспитывающие трудности[2].
Николай Иванович Пирогов выдвинул перед русской общественностью задачу – воспитать совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей, гражданина России. Конечная цель разумного воспитания должна заключаться: в ясном понимании ребенком вещей окружающего мира, преимущественного общества, в котором придется действовать; в развитии добрых инстинктов детской натуры, в сознательном стремлении к идеалам правды и добра. Результатом того и другого должны быть широкие общеобразовательные знания; образование нравственных современных убеждений, образование твердой и свободной воли, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих добродетелей, которые составляют лучшее украшение времени общества[2].