Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Баженовой Дарьи.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется в каждый момент взаимодействия воспитанников с их воспитателями, в любой деятельности. Формирование нравственного сознания происходит под влиянием авторитета воспитателей (родителей и педагогов), в процессе наблюдения за жизнью, поступками других людей, обсуждения жизненных ситуаций, в результате просмотра кино- и телефильмов и чтения книг. Особенно важно нравственное воспитание в коррекционной школе, так как оно способствует адаптации учеников в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Результаты нравственного  образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы

 

3.1 Характеристика базы исследования

ГОУ «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

г. Архангельск, ул. Маяковского, д. 8., тел. (факс) 22-30-92, 22-37-16 (учебный корпус)

Наб. Г. Седова, д. 15, 22-80-53 (спальный корпус)

e-mail: school39-arh@mail.ru

ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 39» входит в систему специального образования. За эти годы школа прошла путь от малокомплектной школы, школы-интерната до школы с 11-12-летним обучением детей с проблемами в развитии.

К администрации и  специалистам школы обращаются за методической помощью администрация и педагоги коррекционных школ Архангельской области.

С 1 января 2009 года школа  стала самой большой школой-интернат VIII вида в г. Архангельске и Архангельской области.

На протяжении 36 лет  педагогический коллектив школы  занимается обучением и воспитанием детей с интеллектуальной недостаточностью. В школе сложился стабильный коллектив педагогов-единомышленников. Так в школе работают 17 педагогов с высшей категорией, 15 с I категорией, 11 со II  категорией, 1 «Заслуженный учитель Российской Федерации». Более 60 % педагогов имеют высшее образование, имеется тенденция к росту (4 студента заочного отделения ПГУ им. М. В. Ломоносова).

Коррекционная школа  осуществляет комплексную систему  обучения и воспитания 184 детей и  подростков (66 из них сироты  и дети, проживающие в интернате, 10 человек детей-сирот, обучающихся, но не проживающих в школе-интернат – живут в детском доме № 6) с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования  и первоначальной профессиональной подготовки. Основная масса детей, проживающих в интернате, это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Цель школы: разностороннее воспитание личности социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и даёт им  определённый объём знаний и умений по ряду предметов школьного курса. Обучение ведётся по двум вариантам учебного плана:

 I  вариант – для учащихся с лёгкой и средней интеллектуальной недостаточностью.

II  вариант – для учащихся с глубокой интеллектуальной недостаточностью.

Программы учитывают  особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, они направлены на разносторонне  развитие личности учащихся, способствующих умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Содержание курса по всем учебным предметам имеет  практическую направленность. Школа  готовит своих воспитанников  к непосредственному включению  в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программах принцип  коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков  общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

Основой основ для  коррекционной школы является трудовая реабилитация. Задача коррекционной  школы – это правильная ориентировка учащихся в профессиональном отношении. Как и при обучении общеобразовательным предметам здесь важен дифференцированный подход к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей.

Коррекционная школа VIII вида призвана обеспечить социально-трудовую ориентацию выпускников. Профессиональная ориентированность умственно-отсталых учащихся начинается с начальной школы, в старших классах она становится главным направлением в учебной и воспитательной работе. Непосредственное участие в профессиональной ориентированности учащихся принимает социальный педагог. Среди форм профориентации можно выделить такие, как профпросвещение, т.е. тематические беседы и классные часы, экскурсии в профессиональные училища, наличие профориентационного уголка с информацией об учебных заведениях  и доступных профессиях, а также профконсультация.

Контингент учащихся школ VIII вида характеризуется наличием вредных привычек или низким уровнем устойчивости к ним. Причиной этому является не только пример близких людей, но и индивидуальные особенности умственно отсталого ребёнка, сформированность его нервной системы, повреждения головного мозга. У детей с нарушениями в развитии грань в понимании отрицательной либо положительной стороны своего поступка довольно условна. Поэтому формирование у них чётких представлений о добре и зле, дозволительном и преступном в коррекционном учреждении имеет  первостепенное значение. Целью профилактической работы в коррекционной школе является усвоение и принятие ребёнком норм и правил в обществе. В качестве методов профилактики правонарушений в ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 39» используются индивидуальные беседы, Советы по профилактике правонарушений, совместная работа с родителями, привлечение сотрудников правоохранительных органов, проведение месячников правовой культуры (акция «Человек – гражданин», классные часы, просветительская работа (оформление правового уголка).

Исследование по курсовой работе я проводила на 6 «А» классе. В классе обучается 12 человек: 8 мальчиков и 4 девочки. В январе этого года произошло объединение школы и интерната. В класс пришло 5 новых ребят. Адаптация прошла быстро и успешно. Новых членов коллектива дети восприняли нормально.

В целом класс довольно сильный. Успеваемость в классе хорошая. Девять человек занимается на 4 и 5.

Что касается поведения, то можно смело сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Негативное поведение демонстрируют лишь часть ребят.

Ребята с пониманием относятся  друг другу, называют по именам, помогают друг другу. Хорошо справляются с поручениями, отзывчивы на                просьбы, болеют за класс, активно участвуют в мероприятиях, проводимых в классе, в школе. К урокам готовятся с интересом.

У учащихся в классе, в  основном сформирована правильная мотивация для учебы. Многие учащиеся очень заинтересованы в учебе, читают много, выполняют задания учителя, посещают кружки и спортивные секции при школе.

В коллективе сложились  доброжелательные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы

Для выявления состояния  уровня сформированности нравственного  воспитания младших подростков мы использовали такие психодиагностические методики как анкеты, разбор ситуаций, методика «Ценностные ориентации».

Методики проводились  с каждым учащимся индивидуально.

Дадим краткую характеристику методикам

1. Анкета

Нами была разработана  анкета. Цель - выявить уровень нравственной воспитанности.

 В качестве исходного материала были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность», «доброжелательность», «справедливость», «честность» которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма  «доброжелательность» характеризовалась  в большей мере взаимоотношениями  между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

Справедливость – является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми.  Следование правде, истине в своих поступках и мнениях. Честность рассматривается как добросовестное отношение к чему-либо.

Детям задавался вопрос: « Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметить в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; действия, которые ты считаешь неприличными знаком «-». »

Результаты анкеты занесены в таблицу:

Действия

Количество детей считающих  действие приличным (человек/ %)

Количество детей считающих  действие неприличным (человек/%)

Громко кричать

10 (83,4%)

2 (16,6%)

Драться

9 (75,1%)

3 (24,9%)

Не перебивать в разговоре другого человека

10 (83,4%)

2 (16,6%)

Списывать из чужой тетради во время контрольной

11 (91,7%)

1 (8,3%)

Задавать неуместные вопросы

11 (91,7%)

1 (8,1%)

Быть ответственным

11 (91,7%)

1 (8,1%)

Свистеть

12 (100%)

0

Ругаться

12 (100%)

0

Жадничать

12 (100%)

0

Быть честным

10 (83,4%)

2 (16,6%)

Ябедничать

10 (83,4%)

2 (16,6%)

Врать

12 (100%)

0

Навязываться в друзья

9 (75,1%)

3 (24,9%)

Быть добрым

12 (100%)

0

Не обращать внимания, если над кем-то издеваются

9 (75,1%)

3 (24,9%)

Молчать, если кто-то совершил подлость или преступление

9 (75,1%)          

3 (24,9%)

Завидовать кому-то

10 (83,4%)

2 (16,6%)

Помогать в беде

12 (100%)

0

Жаловаться на кого бы то ни было

12 (100%)

0

Быть равнодушным к чужой беде

3 (24,9%)

9 (75,1%)

Здороваться при входе в помещение

11 (91,7%)

1 (8,3%)


 

Исследование выявило  высокий уровень нравственных знаний испытуемых. Ученики достаточно хорошо ориентируются в предложенных действиях. По результатам исследования можно  сделать вывод, что наиболее важными  нравственными нормами для испытуемых являются доброта, честность, щедрость, помощь другим людям.

 

2. Анкета

Нами была разработана  анкета, которая состоит из 16 вопросов.

Цель заключалась в  выявлении уровня осмысления школьниками  правильного поведения.

Ученикам предлагались вопросы нравственного характера.

Результаты анкеты занесены в таблицу. Таблица состоит из 2 граф. В первой графе записаны вопросы, на которые отвечают ученики, во второй графе написаны ответы детей.

 

 

 

Вопросы

Ответы учеников (количество совпавших ответов)

Почему нельзя опаздывать на урок?

-потому что будут  ругаться (4 ученика)

-потому что это  нарушение (2 ученика)

- поставить (2 ученика)

-я не запомню новую  тему и не напишу контрольную

-чтобы директор не  вызвал

-могут написать замечание

-это не красиво

Почему нельзя шептаться  с соседом по парте на уроке?

-отвлекает других (4 уч.)

- могут написать замечание  (3 уч.)

-потому что он громко  говорит

-нарушение дисциплины (2 уч.)

-учитель может к  директору отвести (2 уч.)

-прослушаешь, что говорит учитель и сделаешь ошибку

Почему снимают головной убор, входя в школу?

-потому что так  надо (2 уч.)

-не прилично (2уч.)

-не красиво (2 уч.)

-чтобы не напарить  себе вшей

-запрещено

-не положено

-чтобы не болела  голова 

- чтобы жарко не  было

 

Почему нельзя брать чужие вещи?

 

-заругают (3 уч.)

это чужое (2уч.)

-может быть аллергия

-вши будут

-заразные

-потому что уголовное  дело

-можно попасть в  милицию

-запрещено

-потому что он пожалуется 

директору, классному  руководителю, заучу

Почему надо обязательно выполнять домашние задания?

-не ругались чтобы  (3 уч.)

-надо (2 уч.)

-замечание напишут  (2 уч.)

-чтобы потом можно  было хорошо погулять и отдохнуть

-могут написать, что  нет домашнего задания

-чтобы умным быть

-два поставят «2»

 

Почему надо называть по имени того к кому обращаешься?

 

-потому что не прилично (3 уч.)

-ты их знаешь (2 уч.)

-не прилично называть  по фамилии

-потому что у них  есть имя

-не красиво

-потому что ему  будет приятно

-мой друг

-значит уважаешь

Почему нужно здороваться, входя в помещение?

-культурно (3 уч.)

-нам говорили здороваться  (3 уч.)

-здороваться (2уч.)

-прилично

-делаю приятно для  другому

-потому со взрослым  надо 

-чтобы на тебя было  внимание

Зачем нужно чистить  зубы?

-чтобы не было кариеса,  чтобы не пахло (4 уч.)

-чтобы зубы были чистыми и белыми (3 уч.)

-чтоб не гнили (2 уч.)

-чтобы зубы не болели (2 уч.)

-чтобы не выпадали

Как можно разрешить  проблему не прибегая к силе?

-словами (4 уч.)

-позвать директора

-словами: «отойди», «отстань»

-сказать

-спокойно договориться

-извиниться

-разговором

Как можно узнать, что  человек добрый?

-по глазам и по  губам (4 уч.)

-по словам, говорит  добрые слова (2 уч.)

-по глазам и по  характеру ( 2 уч.)

-по поступкам не  дерется, не ругается

-по глазам и улыбке  и характеру

-по счастливому лицу

-по глазам и то, что он веселый

Как называют человека, который  отвечает за свои поступки и действия?

-честный (3 уч.)

-добрый (2 уч.)

-смелый (2 уч.)

-хороший человек

-храбрый

-уважаемый

-умный

-ответственный

Может ли сильный человек  проверять свою силу на тех, кто слабее?

-нет, маленький слабее  его ( 5 уч.)

-нет (3 уч.)

-он его завалит

-он может убить,  навредить

-нет, он сильнее,  он ударит и другой будет  косой

-может, но не надо  он слабее тебя

Почему необходим опрятный внешний вид?

-чтобы тебя уважали, дружили, общались ( 4 уч.)

-чтобы был красивым (3 уч.)

-чтобы уважали, и  нравился учителю ( 2 уч.)

-в школу не пустят, отправят домой мыться

-чтобы красивым был,  культурно

-в школу ходят только  чистыми, так как могут из  нее выгнать

Почему уважают человека, который уступает в споре?

-потому что он умный  ( 4 уч.)

-не знает о чем  речь

-он не спорит

- не ответили ( 6 уч.)

Почему, если тебе поручили дело, его надо обязательно выполнить, даже если возникли определенные трудности?

-потому что обещал - надо исполнить (3 уч.)

-тебе сказали, ты  должен сделать (2 уч.)

-это моя обязанность  ( 2 уч.)

-потому что другому  будет не приятно и обидно

-доверили тебе дело  – делай

-согласился – делай

- надо

Информация о работе Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида