Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Баженовой Дарьи.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

3.Современные подходы  к превентивному обучению школьников: сборник тезисов семинара «  Организация работы по программам  превентивного обучения « Полезные  привычки – навыки – выбор » в образовательных учреждениях Архангельской области: опыт, проблемы, перспективы».- Архангельск: АО ИППК РО, 2007.

4.Внеклассные мероприятия: 6класс / Авт.-сост. О.Г. Черных.- М.: ВАКО, 2008

 

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Цель

Методы и формы работы

Краткое содержание

1

Вводное занятие

Вспомнить основные правила  поведения в школе и в классе. Дать понятие  «этикет»

Игра, беседа

1.Что такое этикет?

2.Правила этикета?

3.Как вести себя в обществе

2

Урок

Вежливости:

«Здравствуйте, спасибо, до свидания»

Объяснить детям значение вежливых слов в общении с окружающими  людьми правила вежливого общения

Привитие общепринятых правил вежливости

Беседа,

инсценировка

1.Вежливые слова

2.Инсценировка эпизода  из сказки

 «Приключения Буратино». Мальвина учит героя правильно себя вести.

3.Обсуждение конкретных  примеров

4.Правила вежливости

3

«Ребята давайте жить дружно» 

Сформировать

у детей представление

о дружбе

Беседа, просмотр мультфильма.

1.Вводное слово

2.Просмотр мультфильма  «Кот Леопольд»

3.Обсуждение происходящих  ситуаций в мультфильме

4. Домашнее задание  (мини сочинение на тему «Кто  мой лучший друг»)

4

Культура внешнего вида

Выявить элементы, составляющие понятие «культура внешнего вида»

Беседа, игра «Стоя у  зеркала»

1.Одежда и уход за ней

2.Осанка

3.Опрятность, аккуратность

4. Стили в одежде, соответствие  возрасту и месту

5

Что такое взаимопомощь

Развить умение оценивать  поведение людей, выработать свою нравственную позицию

Беседа

1.Вводное слово 

2.Басня Крылова «Чиж  и голубь»

3.Придумать новое название басни

4.Вопросы

5.Обсуждение реальных  ситуаций повседневной жизни

6

Правила поведения в  кино, театре, музее, на выставке

Познакомить детей с  правилами поведения в общественных местах.

Беседа, игра

1.Вводное слово

2.Правила поведения в театре

3.Педагог и учащиеся  вместе разрабатывают правила  поведения в музее

4.Тестирование я зритель

5.Проигрование различных  ситуаций.

7

Посещение музея «Мы  в мире прекрасного»

Приобщение детей к  искусству 

Экскурсия

1.Посещение музея

2.Беседа-обсуждение

8

Совместное рисование  на тему «Что такое хорошо и что  такое плохо».

Сформировать

представление о понятиях «хорошо-плохо»

 

 

Рисование, беседа.

1.Объяснения цели задания

2.Рисование 

3.Выставка 

4.Обсуждение

9

Вежливость

Формирование у детей  нравственное представление о «вежливости»

Беседа

1. Чтение рассказа  «На катке» Осеевой В. А. 

2. Работа по рассказу

3. Упражнения на развитии  речевых форм вежливого обращения

4. Игра «Исповедальная  свеча»

5. Итоги

10

Суд над сигаретой

Профилактика табакокурения

Привитие навыков здорового  образа жизни

Инсценировка,

Беседа 

1.Мероприятие

2.Обсуждение

11

«Мама, папа, я-

Дружная семья»

Сплотить членов семьи; помочь учащимся и их  родителям  найти путь к сердцам друг друга; учить доброму и бережному  отношению к своим близким

Конкурсы, чаепитие

1.Вводное слово

2.Конкурс «Давайте  познакомимся» (загадки)

3.Конкурсы

4.Правила заботливого  и любящего сына

5.Чаепитие

12

Подведение итогов

Проверка знаний

Итоговое мероприятие

Разбор ситуаций

Подведение итогов


 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования по данной проблеме своей целью мы ставили  выявление уровня сформированности навыков нравственного поведения  младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы. Одной из важнейших  задач исследования является изучить  содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы.

Нарушение познавательной деятельности умственно отсталого  ребенка затрудняет его общение  с окружающим миром. Он не всегда осознает факты действительности, не понимает широких социальных связей и отношений, в наблюдаемых явлениях не умеет вскрыть причинно-следственные зависимости.

Не осмысливая происходящее в жизни, умственно отсталый ребенок  не обладает достаточным запасом  нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Поэтому он не может сравнивать свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия своего поступка, дать правильную оценку своим побуждениям. Все это приводит умственно отсталых детей к нарушению морально-нравственных норм.

Эти трудности преодолимы, если в процессе обучения достигается  развитие мышления, речи, интересов  и познавательных способностей, тогда  умственно отсталый ребенок развивается  и нравственно. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, начинает понимать причинно-следственные связи и отношения.

Исследование выявило  не высокий уровень сформированности навыков нравственного поведения. Продолжать работу по повышению уровня нравственности в этом классе необходимо дальше. По результатам исследования можно сделать вывод, что наиболее важными нравственными нормами для испытуемых являются доброта, честность, щедрость, помощь другим людям, ответственность.

В целом представления  младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчатостью, имеют тенденцию с одной стороны, к расширенному толкованию, а с другой стороны – к сужению этого понятия.

Знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ученика.

Очевидно, что в школе  нужен специальный предмет, систематизирующий  и углубляющий нравственные представления младших подростков. Необходимо также, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявляемых к подросткам требований.

Гипотеза данного исследования подтвердилась на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. История образования  и педагогической мысли за  рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И.Н. Андреева, Т.С.Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. История педагогики: Учебник для студентов пед.  инс-ов/ Н.А.Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева - 5-е изд., доп. И перераб.- М.: Просвещение, 1989.

4. История педагогики  и образования. От зарождения  воспитания в первобытном обществе  до конца ХХ в.: Учебное пособие   для педагогических учебных заведений/Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М.,1980 том 2

6. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред.  Н. М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Организация и планирование  воспитательной работы в специальной  (коррекционной) школе-интернате,  детском доме.- М.: АРКТИ, 2005

8. Краткий словарь  по философии - М: 1982.

9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б.Б Горских и тд.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

10. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

11. Концепция федеральной  целевой программы развития образования на 2006- 2010 годы.

 

12. Конституция Российской  Федерации.- М.: Юридическая лит., 1993.

13. Закон Российской  Федерации от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании».

14. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Принят  3 июля 1998 года  (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ).

15. Нравственное - духовное воспитание//Вечное слово. – 2006. №6.

16.Чубарьян А.О. Проблемы морали и нравственности в истории//Вечное слово. – 2008. - №1.

17. Рублева А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Проблемы и поиски//Вечное слово. – 2003. - №4.

18. Марьенко И. С.  Нравственное становление личности  школьника.- М.: Педагогика, 1985.

19. Ожегов С. И. Словарь  русского языка: Ок. 57000 слов / Под  ред. докт. филол. наук, проф. Шведовой  Н. Ю.- М.: Рус. Яз., 1983.

20. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ Бабанский Ю. К. Бабанский, Сластенин В. А., Сорокин И. А. и др.; Под ред. Бабанского Ю. К. – 2-е изд. Доп. И перераб. – М.: Просвещение 1988.

21. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления.  – СПб.: Питер,2007.

22. Трошин О.В., Жулина  Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

23. Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции.-Н.Новгород:. НГПУ, 2005.

24. Рубинштейн С. Я.  Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для  студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.

25. Полезные привычки или как оценить эффективность превентивного обучения. Методические рекомендации для учителей. Составлены кандидатом психологических наук Романовой О. Л., М. 2000.

 

Анкета

 

  1. Почему нельзя опаздывать на урок?
  2. Почему нельзя шептаться с соседом по парте на уроке?
  3. Почему снимают головной убор, входя в школу?
  4. Почему нельзя брать чужие вещи?
  5. Почему надо обязательно выполнять домашние задания?
  6. Почему надо называть по имени того к кому обращаешься?
  7. Почему нужно здороваться, входя в помещение?
  8. Зачем нужно чистить зубы?
  9. Как можно разрешить проблему не прибегая к силе?
  10. Как можно узнать, что человек добрый?
  11. Как называют человека, который отвечает за свои поступки и действия?
  12. Может ли сильный человек проверять свою силу на тех кто слабее?
  13. Почему необходим опрятный внешний вид?
  14. Зачем говорить «спасибо», если тебе помогли в чем-либо?
  15. Почему уважают человека, который уступает в споре?
  16. Почему, если тебе поручили дело, его надо обязательно выполнить, даже если возникли определенные трудности?

 

 

 

 

 

 

Методика «Ценностные  ориентации»

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

Проведение эксперимента

Ученику предлагаются карточки, на каждой из которых написана ценность. Испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладываются по порядку значимости.

Инструкция: Сейчас вам  будет выдан набор карточек с  обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже самое с оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.

Стимульный материал:

  1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
  2. Воспитанность (хорошие манеры)
  3. Здоровье (психическое и физическое)
  4. Наличие хороших и верных друзей
  5. Спорт
  6. Пища
  7. Любовь
  8. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  9. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  10. Честность (правдивость, искренность)
  11. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
  12. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
  13. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

 

Обследование лучше  проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование учащихся №1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «—» 

-громко кричать;

-драться;

- не перебивать в разговоре другого человека;

-списывать из чужой тетради во время контрольной;

Информация о работе Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида