Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа
Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55
Исследование выявило, что уровень осмысления школьниками правильного поведения не высокий. Испытуемые соблюдают основные нормы поведения лишь потому, что так надо, не осознавая их. Также следуют нормам в силу избегания наказания и неодобрения со стороны учителя, директора, одноклассников. 50% учеников узнают, что человек добрый по глазам и улыбке. Трудность возникла у испытуемых с вопросом: Почему уважают человека, который уступает в споре? 50% класса не могли ответить на вопрос. Результаты данной методики подтверждают результаты предыдущей анкеты, что наиболее важными нравственными нормами для испытуемых являются доброта, честность, щедрость, помощь другим людям, а также ответственность, смелость, уважение.
3. Разбор ситуации
Методика разработана кандидатом биологических наук О. Л. Романовой [25].
Ученикам предлагалось рассмотреть 3 картинки и ответить на вопросы.
Цель: проверить понимание сформированности у учащихся представлений о понятиях «хорошо-плохо».
Вопросы:
1. В чем опасность ситуации?
2. Как можно поступить в этой ситуации?
3. Какие могут быть последствия каждого из поступков?
4. Что может произойти хорошего?
5. Что может произойти плохого?
1 ситуация: Мальчик взрывает хлопушку, направляя ее на девочку;
2 ситуация: Мальчик стоит под крышей, с которой свисают сосульки. Мальчик ест сосульку, стоящая рядом девочка одергивает его.
3 ситуация: Двое мальчиков
купаются в запрещенном месте.
Водоем загрязнен, на дне
Ответы детей по 1 ситуации:
1. В чем опасность ситуации?
-может попасть в девочку
-может задеть другого человека
- может убить девочку
2. Как можно поступить в этой ситуации?
- девочка могла бы отойти
- мальчик должен уйти подальше от людей и от домов
- мальчик мог не взрывать
3. Какие могут быть
последствия каждого из
- девочка может стать инвалидом и мальчик тоже
4. Что может произойти хорошего?
- нет хорошего
- красиво, весело
5. Что может произойти плохого?
- девочке могло попасть в лицо
- девочка могла попасть в больницу
- могло испугать, убить, оглохнуть
Ответы детей по 2 ситуации:
1. В чем опасность ситуации?
- на мальчика, на голову могут упасть сосульки с крыши
- мальчик заболеет
-опасно стоять под крышей
2. Как можно поступить в этой ситуации?
- выбросить сосульку
- не есть сосульку не стоять под крышей
3. Какие могут быть последствия каждого из поступков?
- плохие
- мальчик посмеется и не выкинет сосульку
4. Что может произойти хорошего?
-ничего
- девочка делает замечание
- никто не заболеет
- нет хорошего
5. Что может произойти плохого?
- мальчик заболеет
- мальчик подавится сосулькой
- на мальчика может свалиться сосулька
Ответы детей по 3 ситуации:
1. В чем опасность ситуации?
- вода загрязнена
- нельзя купаться в запрещенном месте
- мальчик не правильно ныряет
- Много мусора отходов в воде
2. Как можно поступить в этой ситуации?
- не нырять
- не купаться
- уйти в другое место
- нужно сначала проверить водоем
3. Какие могут быть
последствия каждого из
- можно заболеть
- умереть
- пораниться
4. Что может произойти хорошего?
- весело будет
- мальчикам весело
5. Что может произойти плохого?
- заболеть
- умереть
- порезаться, наткнуться
- можно сломать руку, ногу, шею
На основе ответов можно сделать вывод, что нравственные знания учеников не однозначны. У учащихся сформированы представления о понятиях «хорошо-плохо». Они осознают опасность ситуации, но затрудняются ответить на вопросы: какие могут быть последствия каждого из поступков? что может произойти хорошего? Анализируя данные ситуации, дети учатся правильно поступать в обычной жизни.
4.Методика «Ценностные ориентации»
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Данная методика разработана на основе методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Ученику предлагаются карточки, на каждой из которых написана ценность. Испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладываются по порядку значимости.
Инструкция: Сейчас вам будет выдан набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже самое с оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.
Результаты анкеты занесены в таблицу «Ценности». По вертикали расположены учащиеся, по горизонтали – ценности, а также расписан порядок выбора ценностей каждым учеником.
Ценности
Ценности/ Ученики |
Пища |
Воспитанность |
Аккуратность |
Честность |
Счастье других |
Здоровье |
Наличие хороших друзей |
Любовь |
Спорт |
Материально-обеспеченная жизнь |
1 |
10 |
4 |
5 |
2 |
7 |
3 |
8 |
1 |
6 |
9 |
2 |
7 |
3 |
2 |
4 |
8 |
1 |
9 |
10 |
5 |
6 |
3 |
10 |
2 |
3 |
6 |
4 |
1 |
5 |
8 |
9 |
7 |
4 |
10 |
2 |
6 |
3 |
5 |
4 |
7 |
8 |
1 |
9 |
5 |
2 |
7 |
4 |
6 |
8 |
3 |
5 |
9 |
1 |
10 |
6 |
10 |
5 |
2 |
3 |
4 |
6 |
9 |
1 |
7 |
8 |
7 |
2 |
7 |
6 |
10 |
5 |
8 |
4 |
1 |
9 |
3 |
8 |
3 |
9 |
7 |
4 |
8 |
1 |
5 |
10 |
2 |
6 |
9 |
4 |
5 |
8 |
6 |
9 |
1 |
7 |
2 |
3 |
10 |
10 |
9 |
2 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
10 |
1 |
8 |
11 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
1 |
10 |
2 |
5 |
8 |
12 |
10 |
2 |
5 |
7 |
4 |
1 |
6 |
3 |
8 |
9 |
На основе таблицы можно сделать вывод
На первое место 6 (50%) учеников поставили ценность - здоровье, 3 (25%) учеников поставили, такие ценности как любовь и спорт. На второе место 4 ученика поставили ценность - воспитанность. На третье место 3 (25%) ученика ставят ценность - честность
На последнее место 4 ученика поставили ценность – пища. Нравственные ценности не однозначны для учащихся.
В целом исследование выявило, что испытуемые особенно высоко ценят здоровье, воспитанность, спорт. Любовь 50% класса ставят на одно из первых мест, другая часть класса ставит на последние. Последние места занимают ценности пища и материально обеспеченная жизнь. Среднюю позицию занимают такие ценности как честность, аккуратность. Счастье других людей и наличие хороших друзей, также не особо важны для испытуемых.
Система ценностей сформирована не у всех учащихся.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Поморский
государственный университет
М.В. Ломоносова»
Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики
Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики
Программа нравственного образования
«Я среди других людей»
6 класс
Выполнила студентка
3 курса, 33 группы, отделения
социальной педагогики
Баженова Дарья Евгеньевна
Архангельск, 2008
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время стерты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Мораль общества охватывает все многообразие человеческих отношений. Особенно важно нравственное воспитание для умственно отсталых детей. Оно должно быть направленным на развитие и совершенствование их морально-нравственных качеств.
Нарушение познавательной деятельности умственно отсталого ребенка затрудняет его общение с окружающим миром. Он не всегда осознает факты действительности, не понимает широких социальных связей и отношений, в наблюдаемых явлениях не умеет вскрыть причинно-следственные зависимости
Нравственное развитие осуществляется в разнообразной деятельности: познавательной, коммуникативной, социальной. Особую роль для учащихся играет общение. Оно способствует познанию мира, человеческих отношений, себя самого. Все это влияет на дальнейшую адаптацию воспитанника в социуме.
Цель программы - вооружение детей нравственными ориентирами при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формирование основ мировоззрения.
Программа «Я среди других людей» для учащихся 6 класса с лёгкой умственной отсталостью направлена на формирование и развитие нравственной сферы. Основные задачи системы нравственного образования:
-вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
-осознание необходимости и обязательности выполнения правил нравственного поведения людей, устранения конфликтов в коллективе;
-решение проблемы нравственного выбора: реальные случаи и вербальные ситуации обсуждаются с детьми на более высоком, обобщенном уровне;
-формирование образа «Я».
Программа рассчитана на 12 часов и реализуется во втором учебном полугодии. В конце каждого занятия планируется проводить обмен мнениями с учащимися о том, что было интересно или что можно изменить для большей результативности.
Программа «Я среди других людей» позволяет дать учащимся необходимые этические ориентиры, учит изменять отношения с окружающими, помогает открыть свой внутренний мир, научить их самооценке, показать пути самовыражения, приобщения к жизни общества на основе принятых в нем норм поведения, традиций и требований.
В качестве форм проведения мероприятий по программе были выбраны игры, беседы, инсценировки, классные часы, конкурсы.
По итогам реализации
программы планируются
1. Новый уровень сформированности навыков нравственного поведения
2. Выделение и закрепление в сознании детей этнических понятий
3.Усвоение навыков
использования нравственных
4. Минимизация безнравственных проступков, нарушений поведения
Список литературы
1. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С, Стульник Т. Д. Азбука нравственного взросления. — СПб.: Питер, 2007.
2.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2005.