Обучение пересказу учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Научные основы речевого развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1. Проблема речевого развития у учащихся младших классов в научных исследованиях 6
1.2. Характеристика связной речи младших школьников в норме 10
1.3. Особенности развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи 14
Глава II. Исследование по обучению пересказу учащихся первого класса 20
2.1.Роль обучения грамоте в развитии связной речи учащихся начальной школы 20
2.2. Исследование уровня развития связной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи 25
2.3. Методические рекомендации по обучению пересказу учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи 33
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая end.docx

— 154.77 Кб (Скачать файл)

Необходимо также отметить, что дети с нормальным речевым  развитием самостоятельно выполняли  задания, а дети с недоразвитием  речи почти всегда нуждались в  помощи в виде наводящих вопросов как при составлении рассказа по сюжетным картинкам, так и при  пересказе. 

Таким образом, анализ полученного  материала позволяет сделать  вывод о том, что по уровню развития связной речи дети младшего школьного возраста с ТНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием.

Проведя исследование, мы выявили  следующие особенности связной речи детей с ТНР:

- нарушение связности  и последовательности изложения;

- низкая информативность; 

- бедность и стереотипность  лексико-грамматических средств  языка;

- пропуски смысловых звеньев  и ошибки;

- повторы слов, паузы по  тексту;

- незаконченность смыслового  выражения мысли;

- трудности в языковой  реализации замысла;

- необходимость в стимулирующей  помощи.

На основе анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны методические рекомендации для учителей младших классов для детей с ТНР.

2.3. Методические рекомендации по обучению пересказу учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих  авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.

Коррекцией речевого и  общего развития детей школьного возраста с ТНР занимается не только логопед, но и учитель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то учитель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у школьников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

Закрепление у детей навыков  связного высказывания может происходить как на занятиях по развитию речи, так и во время уроков чтения, русского языка, окружающего мира и технологии.

Овладение учителем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи младших школьников.

На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой  деятельности и др.

При проведении того или  иного занятия педагогу следует  находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов  с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

При работе над монологической речью, в частности над пересказом, в классе для детей с ТНР надо учитывать следующее. Вначале детей нужно научить подробному, затем выборочному и творческому пересказу.

Ø Подробный пересказ воспитывает навык последовательного полного изложения мысли. (Можно использовать следующие тексты, которые подбираются в соответствии с темами по программе: «Улетают журавли», «Волнушка», «Бишка», «Коровка», «Мамина чашка» и др.)

Ø Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. («Три товарища», «Весна», «Дружок и Пушок», «Медведь» и др.)

Ø Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме. («Летят снежные пушинки», «Помощники», «Левушка - рыбак», «Кот», «Верный друг» и др.)

Подбирая произведения для  пересказа, необходимо учитывать следующие  требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания  действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать  доступность содержания литературного  произведения и его объем.

При обучению детей пересказу, учителю необходимо использовать следующие методы и приемы: выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т. д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении речевых заданий.

Любому виду пересказа  должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и  выразительной. Это поможет детям  овладеть всеми причинно-следственными  отношениями, без чего правильный пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения – это  верхняя ступень развития связной  речи детей. Здесь концентрируется  наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть  общее в частном.

Следующей формой работы над  связной речью являются составления  рассказов по картине. Выделяют следующие  виды занятий по обучению детей рассказыванию  по картине:

Ø Составление описательного рассказа по предметной картине («Садовник», «Посуда», «Мебель», «Наша квартира», «Мойдодыр» и др.);

Ø Составление описательного рассказа по сюжетной картине («Отлет птиц», «Собака со щенятами», «На празднике», «Котята», «Прилетели грачи» и др.);

Ø Составление рассказа по серии сюжетных картинок («Гроза», «Еж», «Как мы сделали кормушку», «Находчивый заяц», «Хитрый Тузик» и др.);

Ø Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. («Ранняя осень», «Дары лесов», «Наступила зима», «Поздняя весна» и др.)

Ø Составление рассказа с элементами творчества. Детям предлагаются следующие задания:

- Составить рассказ о  каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается  картинка, где изображены дети  с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами.  Дети должны самостоятельно придумать  свой рассказ, используя подсказку,  кого еще можно увидеть в  лесу, если внимательно понаблюдать.

- Завершить рассказ по  готовому началу (с опорой на  картинку). Целью данного задания  является выявить возможности  детей в решении поставленной  творческой задачи, умении использовать  при составлении рассказа предложенный  речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

- Прослушать текст и  найти в нем смысловые ошибки. (Осень вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив неправильные слова более подходящими по смыслу.

- Составить рассказ –  описание любимой игрушки или  той игрушки, какую хочешь получить  в день рождения.

На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные  задачи, зависящие от содержания картины:

1) учить детей правильно  понимать содержание картины; 

2) воспитывать чувства  (конкретно планируется от сюжета  картины): любовь к природе, уважение  к данной профессии и т. д.;

3) учить составлять связный  рассказ по картине; 

4) активизировать и расширять  словарный запас (конкретно планируются  новые слова, которые надо запомнить  детям, или слова, которые надо  уточнить и закрепить).

К рассказам детей младшего школьного возраста предъявляются следующие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей  формируются навыки совместной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

Для коллективных рассказов  необходимо подбирать картины с  достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

Различные упражнения на развитие связной речи можно включать также  в занятия по познавательному  развитию, изобразительной и трудовой деятельности. Например:

Упражнение «Кто за деревом?»

На магнитной доске  – раскидистый дуб. Учитель прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

- Чей это хвост? Кто  спрятался в ветвях? Составьте  предложение со словами потому  что.

Дети отвечают:

- Это беличий хвост,  потому что в ветвях спряталась  белка. 

Упражнение «Будь внимательным».

Учитель произносит названия трех перелетных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения:

- Лишний воробей, потому  что это зимующая птица, а  остальные птицы – перелетные. И т. п.

Одним из важных заданий  является составление по картинкам  рассказов-загадок, которые можно  использовать в любых видах деятельности. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что  именно нарисовано на картине. Если слушатели  затрудняются решить эту задачу, ребенок  по предложению педагога вносит в  описание дополнения. Упражнения на отгадывание и составление загадок формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

Таким образом, так как  дети с ТНР испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке, можно выделить основные направления коррекционной работы:

1) Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

2) Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3) Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

4) Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

5) Отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать  предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем  определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить  собственное сообщение, которое  должно иметь начало, продолжение  и конец.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них умений вербализации производимых действий и  отдельных видов деятельности в  форме развернутых связных высказываний.

Заключение

Связная речь является смысловым  развернутым высказыванием, которое  обеспечивает общение и взаимопонимание  людей. Формирование связной речи, изменение  ее функций является следствием усложняющейся  деятельности ребенка и зависит  от содержания, условий и форм общения  ребенка с окружающими. Функции  речи складываются параллельно с  развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое  ребенок отражает посредством языка.

Довольно часто встречающимся  видом нарушений средств общения  является тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общем недоразвитии нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Также наблюдается нарушения и в связной речи.

Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной  деятельности. У детей с недоразвитием  речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и  рассказе дети, страдающие общим речевым  недоразвитием, затрудняются строить  фразы, прибегают к перефразировкам  и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении  главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

Изучение умений пересказывать учащихся 1 класса с ТНР выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки, многократное прочтение текста учителем; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.

Информация о работе Обучение пересказу учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи