Обучение экономическим дисциплинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачами экономических дисциплин являются: дать системное представление об основных экономических и социальных процессах:
- раскрыть закономерности развития современного рыночного механизма и особенности его функционирования в России.
- привить навыки решения практических задач и ситуаций, умение связывать теоретические знания с практикой хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методики преподавания в высших учебных заведениях……………………5
1. Методики преподавания в ВУЗе………………………………………………5
1.2. Психологические аспекты преподавания студентам……………………...8
1.3. Формы учебных занятий……………………………………………………13
1.3.1. Лекционная форма обучения……………………………………………13
1.3.2. Методика чтения лекции…………………………………………………16
1.3.3. Практические, семинарские и лабораторные занятия
в учебных группах………………………………………………………….......20
1.3.4. Методика организации и управления учебной дискуссией…………..24
2. Методика преподавания экономических дисциплин………………………26
2.1. Особенности методики преподавания экономических дисциплин
в современных условиях………………………………………………………26
2.2. Основы преподавания экономической теории и
экономической политики……………………………………………………...29
2.3. Активные методы преподавания экономических дисциплин…………..30
2. 4. Фундаментальная подготовка и специализация…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.обуч эк.дисц.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку дискуссия — это речемыслительная деятельность, то и результат ее не более как вывод на словах, будь он или теоретически доказательным, или гипотетическим, или просто практически целесообразным.

Превращение слова в дело — это уже другая деятельность, которая немедленно должна последовать за завершившейся дискуссией. Это может быть формулировка закона (или постановления), его принятие и вступление в силу, если речь идет о парламентской дискуссии. Или вывод из научной дискуссии о необходимости нового исследования под несколько другим углом зрения, что была поставлена на предыдущих этапах исследований. Не исключено, конечно, что дискуссия сразу приведет к достижению искомой научной истины. Тогда останется только сформулировать новое теоретическое положение и тем пополнить арсенал науки. Сугубо практическим должен быть исход дискуссий по прикладным или по актуальным экономическим, экологическим и другим проблемам. Например, закрыть Семипалатинский ядерный полигон или построить (или не строить?) Северную ТЭЦ в Москве — примеры подобных дискуссий, достигших практического результата.

Когда дискуссия не достигает таких явных результатов, а вызывает новые вопросы, выявляет ранее скрытые проблемы, то и тогда она прошла не зря, так как четкая постановка назревших проблем тоже может быть целью дискуссии.

А что касается дискуссий на учебных занятиях, то преподаватель тоже может и должен добиваться каких-то реальных результатов. Во-первых, необходим более глубокий анализ и понимание «спорной» проблемы всеми студентами, а значит, и лучшее усвоение ими всей темы, во-вторых, нужно разбудить мысль студентов, разжечь их любознательность, вызвать интерес к науке, возбудить их мыслительную, познавательную активность, чтобы они, в конечном счете, глубже усвоили изучаемый предмет. В-третьих, после всей проделанной работы преподаватель добьется не менее важного результата — умения вести дискуссию в цивилизованных рамках, участвовать в ней интеллигентно, с соблюдением всех «правил игры». Студенты научатся участвовать в дискуссии, а также усвоят методику ее ведения.

И, наконец, дискуссия позволяет в интересах лучшего усвоения материала использовать даже ошибочные или явно неправильные, тенденциозные высказывания: не поправлять их самому преподавателю, а сделать предметом дискуссии («Высказана такая-то мысль. Есть ли на этот счет другие мнения?»).

 

 

2. Методика преподавания экономических  дисциплин

2.1. Особенности методики преподавания экономических дисциплин в современных условиях

 

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.7

Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Методика интегрированного обучения  имеет цели -  помочь учащимся:

научиться  познавать;

научиться  делать

научиться жить вместе

научиться жить в ладу с самим собой. 

Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.

Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:

преподавание синтезированных курсов (естествознание, технология, граждановедение);

комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний учащихся;

комплексные формы организации обучения в младших классах, когда все предметы ведёт один учитель, практикуя "интегрированные дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам.

Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:

в общем, комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач;

в содержании изучаемого материала в виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван "фрагментарным");

уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);

учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.

Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;

при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.

 

 

 

2.2. Основы преподавания экономической теории и экономической политики

 

Ключевым звеном экономического образования является освоение экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и рекомендаций экономической теории.8

Современная экономическая теория – не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассчитывать о наиболее эффективном воздействии экономического образования на реальную экономическую политику.

Опыт реальной экономической политики в зарубежных странах и в России за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшая результативность достигается тогда, когда политика опирается не на одну научную школу или направление, а на их сочетание. Подобное сочетание различно и зависит от конкретной страны и политической ориентации правительства. Одним из объяснений такой ситуации выступает факт развития смешанной экономики во всех развитых странах.

Университетское экономическое образование по своему содержанию и форме позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных уровнях хозяйствования – корпоративном, национальном, международном.

 

2.3. Активные методы преподавания экономических дисциплин

 

Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу – одна из главных целей обучения в ВУЗе. 9

Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением этой необходимости. В этом отношении методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Как известно, существуют несколько форм активных методов обучения:

проблемные лекции,

конференции по отдельным темам,

анализ конкретных ситуаций,

деловые игры,

кроссворды,

игровое проектирование

и другие.

Однако нужно учитывать тот факт, что внедрение в учебный процесс активных методов обучения в основном осуществляется при изучении гуманитарных или организационных дисциплин.

Применение же этих методов в экономических дисциплинах несколько сложнее.

Целью данной статьи является демонстрация позитивного опыта применения активных методов работы со студентами при изучении экономических дисциплин.

Учебная программа предполагает изучение таких дисциплин, как:

Экономика торговли и общественного питания

Планирование на предприятии

Ценообразование

Экономика страхового дела

Экономика недвижимости

Экономика банковского дела

Экономическая оценка инвестиций и др.

На занятиях студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Будущие специалисты должны уметь проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение. Разбор конкретной задачи проходит в игровом режиме и имитирует работу специалистов экономического отдела.

Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

Студентам предлагаются практические задания по ряду основных дисциплин кафедры, где большинство задач построено таким образом: расчет показателей происходит при непосредственной работе с отчётностью, как это принято на конкретных предприятиях Большинство занятий проходит в компьютерных классах, где студенты работают в реально существующих программах, использующихся на предприятиях. Это способствует быстрой адаптации студентов к условиям работы на производственной практике, и, в последующем, на рабочем месте по окончанию учебы.

В последнее время преподавателями внедряется такая активная форма обучения как «методика малых групп».

Процесс обучения в данном случае состоит из следующих этапов:

Преподавателем предлагается проблема для обсуждения.

Формируются группы от 4 до 7 человек.

Информация о работе Обучение экономическим дисциплинам