Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:21, курсовая работа
Задачами экономических дисциплин являются: дать системное представление об основных экономических и социальных процессах:
- раскрыть закономерности развития современного рыночного механизма и особенности его функционирования в России.
- привить навыки решения практических задач и ситуаций, умение связывать теоретические знания с практикой хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методики преподавания в высших учебных заведениях……………………5
1. Методики преподавания в ВУЗе………………………………………………5
1.2. Психологические аспекты преподавания студентам……………………...8
1.3. Формы учебных занятий……………………………………………………13
1.3.1. Лекционная форма обучения……………………………………………13
1.3.2. Методика чтения лекции…………………………………………………16
1.3.3. Практические, семинарские и лабораторные занятия
в учебных группах………………………………………………………….......20
1.3.4. Методика организации и управления учебной дискуссией…………..24
2. Методика преподавания экономических дисциплин………………………26
2.1. Особенности методики преподавания экономических дисциплин
в современных условиях………………………………………………………26
2.2. Основы преподавания экономической теории и
экономической политики……………………………………………………...29
2.3. Активные методы преподавания экономических дисциплин…………..30
2. 4. Фундаментальная подготовка и специализация…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………
В каждой группе выбираются необходимые роли (руководитель, секретарь и т.д.).
Предоставляется время на обсуждение.
Даётся возможность выступления представителю от каждой группы для презентации итогов работы (варианты решения проблемы, ответы на поставленные вопросы и т.д.).
Преподаватель обобщает прозвучавшие выводы всех групп по заданной проблеме.
Совместно разбираются итоги и делаются общие выводы (чему научились в ходе занятия, как можно использовать в дальнейшем то, чему научились).
В начале занятия студенты получают от преподавателя четко сформулированную проблему, которая может быть выражена в форме экономической задачи.
В процессе обсуждения этой проблемы они прибегают к мозговому штурму – одному из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями. Все высказанные идеи записываются на доске. Для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается несколько наиболее важных и перспективных направлений, которые должны обсудить студенты, разбившись на группы.
В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он может направить дискуссию в нужное русло, задавая правильные вопросы. От него требуется умение найти побуждающие к участию в дискуссии стимулы для каждого обучающегося. Обычно преподаватель обходит все группы, чтобы убедиться в том, что студенты правильно поняли задание.
Для презентации идеи от каждой группы выступает один человек. Некоторые готовят раздаточные материалы (записи на доске). После каждого выступления члены других групп задают вопросы для более детальной проработки темы.
В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп решения.
Задача преподавателей нашей кафедры, используя активные методы в педагогической практике, найти необходимый системный подход взаимодействия со студентом.
При использовании активных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.
Подход к взаимодействию со студентом, основанный на использовании активных методов включает четыре структурных составляющих.
Первая – побудительная: причины, факторы, обусловливающие выбор студентом или преподавателем того или иного метода для эффективного усвоения дисциплины.
Вторая – ментальная, раскрывающая смыслы, ценности, нормы, установки, которые регулируют поведение участников взаимодействия.
Третья – процессуальная, определяющая особенности педагогического взаимодействия, последовательность его развития (цели, содержание, схемы и сюжеты взаимодействия, ролевые позиции).
Четвертая – результативная, влияющая на результаты образовательного процесса. Студент стремится повысить эффективность своей учебной деятельности за счет ее более рациональной организации (например, использует схемы, опорные конспекты, составляет картотеку при подготовке к экзаменам, зачетам, написании курсовой и дипломной работы и т.д.).
Применение в практике преподавания «методики малых групп» дает студентам возможность совершенствовать навыки разрешения трудных ситуаций, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, а также навыки публичных выступлений.
Фундаментальность университетского экономического образования не исключает, а, наоборот, предполагает определенную специализацию студентов. Подобно тому, как в экономике продолжают образовываться новые отрасли, в системе экономических наук возникают новые отраслевые направления. Этот процесс особенно активизировался в ходе перехода к рыночным основам хозяйствования. Есть также специализация по страновым признакам и функциям тех или иных сегментов рыночного механизма.10
Фундаментальность подготовки обеспечивается по всей вертикали обучения, а не означает изучение базовых дисциплин только на начальных курсах. В известном смысле оптимальному соотношению фундаментальной и специальной подготовки способствует трехуровневая система: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Три уровня подготовки в экономическом образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики.
Бакалавриат дает базовую подготовку самому массовому кругу экономистов. На этом уровне подготовки специализация может происходить как по отраслевому принципу, так и по степени освоения и использования математических методов анализа экономики. При этом важно, чтобы было найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Не всегда обилие курсов по выбору дает наилучший результат. В свою очередь “усреднение” математики для всех студентов бакалавриата не позволяет иметь выпускников с углубленной математической подготовкой.
Продолжение фундаментальной подготовки
в магистратуре уже напрямую связывается
с целевой специализацией, закрепленной
магистерской программой. На этом уровне
обеспечивается специализация и по базовым
дисциплинам. Тем самым создается возможность
готовить магистров-экономистов-
Выпускник магистратуры при поступлении в аспирантуру углубляет свою специализацию уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и кафедрах.
Подготовка бакалавров и магистров имеет еще и международный аспект. Если исходить из всемирного распространения рыночных принципов, а также из целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-магистр.
Заключение
В настоящее время все актуальнее становится проблема методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.
Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в обществе в целом.
Список литературы
14. Туляков Ю. Т. Основы методики преподавания. М.:, 2008.
1 Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 2009.
2 Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского, М., 2011.
3 Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 2009.
4 Туляков Ю. Т. Основы методики преподавания. М.:, 2008.
5 Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 2009.
6 Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского, М., 2011.
7 Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 2009.
8 Туляков Ю. Т. Основы методики преподавания. М.:, 2008.
9 Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 2009.
10 Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского, М., 2011.