Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:34, дипломная работа
Целью исследования является выявление эффективности использования серии дидактических игр для овладения словообразовательными умениями детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми с нарушением интеллекта по развитию словообразования;
2. Выявить с помощью дидактических заданий фактический уровень овладения суффиксальным способом словообразования;
3. Подобрать и опробовать дидактические игры способствующие суффиксальному способу словообразования;
4. Составить серию дидактических игр с суффиксами: - чик, -ик, -чк, -ек, -ов, -ан, -ян;
5. Определить эффективность использования серии дидактических игр в обучении детей первого года обучения суффиксальному способу словообразования.
Введение
I. Теоретические основы формирования словообразовательной стороны речи у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
1.1 Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников.
1.2 особенности формирования у детей с нарушениями интеллекта словообразовательных норм русского языка
1.3 дидактическая игра, как средство формирования и совершенствования словообразовательных умений дошкольников с нарушениями интеллекта первого года обучения
II Эмпирические исследования проблемы развития словообразовательных умений у детей с нарушениям интеллекта первого года обучения.
2.1 Выявление наличного уровня словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам серии дидактических игр
2.3 Определение эффективности использования серии дидактических игр как средства совершенствования словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Материал: 10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина).
Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из резины) Значит какая она? (резиновая)».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 10 баллов.
Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок. Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в речи не используют суффиксы –ан, -ян.
Задание 3
Цель: Образование глаголов от звокоподрожательных слов.
Материал: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка.
Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи, кря-кря – кря! Кто это? (уточка) А что она делает? (крякает)».
Верные ответы – 1 балл.
Неверные – 0 баллов.
Высшая оценка 5 баллов.
Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что детям сложно словообразовывать глаголы от звукоподражательных слов. Первое слово дети образовывали с помощью, в ответах детей было допущено много ошибок, некоторые дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне словообразовательных умений.
Результаты выполненных заданий фиксировались и анализировались. После выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений, была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов – соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов и ниже низкий уровень. (приложение 3).
Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что уровень начальных словообразовательных умений достаточно различен.
В речи есть суффиксы:
-чик: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;
-ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя М., Миша Г., Саша А.;
-чк: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;
-ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А., Никита Б.;
-ок: Никита Б., Миша Г., Женя М., Андрей Т., Егор Н. , Дима З.;
-ан: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н., Лиля А.;
-ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Надя Т.;
-ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.;
Речевое развитие ребенка во многом зависит от среды, в которой он находится. Бесспорным является положение о том, что одной из причин грамматических ошибок детей является грамматически неверная речь взрослых. С целью выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было использовано анкетирование по различным методикам (приложение 1 и 2).
Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что знания детей неразрывно связаны с образованностью родителей, что видно из ответов. Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее, у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы выяснили из бесед с ними.
Оценки педагогов также показательны. Все ответы грамотны, содержательные, что говорит о высоком уровне грамматики и способов словообразования в частности.
Для выявления уровня словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены следующие критерии оценок:
Согласно критериям констатирующего эксперимента:
К высокому уровню отнеслось 20%
К среднему уровню отнеслось 50%
К низкому уровню отнеслось 30%
В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной работы с детьми родителей и воспитателей. С такими результатами и выводами переходим к формирующему эксперименту.
2.2
Совершенствование |
Формирующий эксперимент проводился в повседневной игровой деятельности детей. Работа проводилась в естественных для детей условиях методом обучающего эксперимента. Он состоял из индивидуальных занятий и занятий с группой. Занятия проводились в форме дидактических игр.
Были поставлены задачи:
Задание 1.
Работа по совершенствованию словообразовательных умений детей началась с дидактической игры «Чей голос».
Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.
Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.
Ход работы:
В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.
Проанализировав результаты, пришли к выводу о правильности выбора данной дидактической игры как средства формирования словообразования у детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют ошибки и наибольшие затруднения детей в процессе игры, что говорит о не совершенстве умений в использовании суффиксального способа словообразования.
Задание 2.
Далее была предложена игра «Большое и маленькое».
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).
Ход работы:
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.
Не все дети экспериментальной группы использовали правильно суффиксы в названии маленьких предметов, допускали много ошибок, путая суффикс –чик, -ик (ковер – ковричик, шарф - шарфичик).
Задание 3.
Дидактическая игра «Назови меня ласково».
Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Ход работы:
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
Игра вызвала интерес и желание играть в неё. Все дети справились с этим заданием, но дети сильной группы использовали больше уменьшительно-ласкательных слов, используя даже свое словотворчество.
Задание 4.
Детям была предложена игра: «Магазин одежды».
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
С заданием дети справились в соответствии с возможностями. Дети с высоким уровнем с легкостью справились с заданием, но большие трудности вызвали у детей с низким уровнем, они допускали очень много ошибок. Интерес к игре достаточно высок, все дети с желанием и охотой играли.
Задание 5.
Была предложена дидактическая игра: «Что из чего, какое?».
Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
Если ребенок затрудняется при ответе, при выборе правильно использовать суффикс, то педагог. Проделанная ними такого рода работа позволила достичь цели игры. Дети значительно реже допускали ошибки, что о предыдущей игре не скажешь.
Задание 6.
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ход работы:
Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
Задание показало эффективность предыдущих игр в названии детенышей животных в единственном числе, но во множественном числе дети испытывали трудности, сомневались в правильности своего ответа, делали много ошибок (тигренки, котенки, утенки, щененки, поросенки и т. д.)
Задание 7.
Детям была предложена дидактическая игра: «День рожденья Пуха».
Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.
Проанализировав ответы детей, пришли к выводу, что дети ориентируются в суффиксах, работают с интересом и желанием. Все это свидетельствует о верном наборе обучающего материала. Мы заметили, что с умением использовать тот или иной суффикс при словообразование нарастает частота его использования в речи. В ходе формирующего эксперимента было проведено 20 игр. Из них 13 проведены экспериментатором и описаны в данной работе. Остальные 7 проведены воспитателем и дефектологом по предложенной нами методике. Игры проводились с детьми всей группы, но большое внимание уделялось детям, входивших в экспериментальную группу, особенно тем, которые отсутствовали при проведении игры экспериментатором.
Под влиянием дидактической игры умственно отсталых дети приобретают не только знания и умения, у них развивается способность чувствовать правильность той или иной формы.
Сравнения полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента доказывает положительную обучающую роль дидактических игры, ее эффективность.
Работа шла целенаправленно, систематически и комплексно. Некоторые игры повторялись 3 – 4 раза, что способствовало лучшему закреплению словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения.
Применение различных видов дидактических игр помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень познавательной активности детей.
2.3
Определение эффективности |
Для выявления динамики развития суффиксального способа словообразования был проведен контрольный эксперимент в марте 2003 года.
Он включал в себя следующие задания:
Как и в констатирующем эксперименте, так и в контрольном эксперименте мы использовали методику исследования, предложенную З. А. Репиной.
Задание 1.
Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать уменьшительно-ласкательных формы существительных с помощью суффиксов.
1 серия: -чик, -ик.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов.
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, предлагается рассмотреть каждую в отдельности, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на карточках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?»
2 серия:–ок.
Материалы: 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей.
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены животные и их детеныши и дается задание: «Скажи, кто нарисован на картинках? Как ты скажешь про большого животного и про его детеныша?»
3 серия: –чк, -ек.
Материал: 10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов
Методика: Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?»