Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление эффективности использования серии дидактических игр для овладения словообразовательными умениями детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми с нарушением интеллекта по развитию словообразования;
2. Выявить с помощью дидактических заданий фактический уровень овладения суффиксальным способом словообразования;
3. Подобрать и опробовать дидактические игры способствующие суффиксальному способу словообразования;
4. Составить серию дидактических игр с суффиксами: - чик, -ик, -чк, -ек, -ов, -ан, -ян;
5. Определить эффективность использования серии дидактических игр в обучении детей первого года обучения суффиксальному способу словообразования.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы формирования словообразовательной стороны речи у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
1.1 Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников.
1.2 особенности формирования у детей с нарушениями интеллекта словообразовательных норм русского языка
1.3 дидактическая игра, как средство формирования и совершенствования словообразовательных умений дошкольников с нарушениями интеллекта первого года обучения
II Эмпирические исследования проблемы развития словообразовательных умений у детей с нарушениям интеллекта первого года обучения.
2.1 Выявление наличного уровня словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам серии дидактических игр
2.3 Определение эффективности использования серии дидактических игр как средства совершенствования словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Овладение детьми с нарушением интеллекта.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи.

Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем – находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.

I Морфологический

  1. Аффиксация:
    • префиксальный способ,
    • суффиксальный способ,
    • префиксально-суффиксальный способ.
  2. Безафиксальный способ;
  3. Словосложение;
  4. Аббравиация;

II Морфолого-синтаксический;

III Лексико-семантический;

IV Лексико-синтаксический.

Названные способы имеют не тождественную роль в процессе словообразования. Наиболее важный – морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный).

Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.

 

1.2 Особенности формирования у детей  с нарушениями интеллекта словообразовательных норм русского языка.


Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной системы умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении существительных, прилагательных и других частей речи; и ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей нужно менять грамматические формы слов. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам [4, с. 70].

Следует отметить черты развития словообразования:

  1. Спонтанность. Когда ребенок – субъект деятельности, самостоятельно познающий мир и язык, как средство познания мира. Роль взрослого – интенсивный партнер.
  2. В речевом развитии ведущим является когнитивное развитие, создающее основу для формирования семантического звена речи. Речевой онтогенез представляется не просто как освоение ребенком арсенала языковых, в частности словообразовательных средств, а как процесс глубокого освоения систем языка. Побочным продуктом когнитивного развития являются инновации в словообразовании – словотворчество.

О. С. Ушакова выделяла 3 основных принципа образования дошкольниками новых слов:

  1. часть слова (осколки) используются как слова («прыг» - прыжок);
  2. к корню одного слова прибавляется суффикс другого (пурга + инк = пургинки);
  3. одно слово состоит из двух (ворунишки = врунишки + вор) [5, с. 40-42].

Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А. Н. Гводева, С. А. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

В исследованиях известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева собран уникальный фактический материал. По данным ученого, морфологические элементы начинают выделятся ребенком с сохраненным интеллектом рано (1год, 11 месяцев). Причем сначала усваиваются категории с конкретными значениями (число, существительное, так как в этом случае разница в значении ухватывается ребенком), а затем сложные (приставочная форма). Морфологические элементы умственно отсталый ребенок начинает выделять гораздо позднее (в зависимости от степени нарушения интеллекта).

Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных морфем: кричать – крик, путь – путник, грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; бежать – в-бежать, вы-бежать, при-бежать.

За последнее десятилетие русском словообразовании активизируется морфолого-синтаксический способ. Образование новых лов происходит в результате сложения слов (двух, трех: лед колоть – ледокол, книги любить - книголюб).

На основе проведенного исследования А. Г. Тамбовцева (Арушанова) приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предмета и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативными, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования.

В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончание, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирают словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения (ехал – поехал - выехал).

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной и школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание. Например, в игре «Кто ушел, кто пришел» закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить.

Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимать услышанное, поэтому необходим о развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.

Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал - выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. На первом этапе обучения дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками. Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок.

Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит «У меня котенок. А у тебя кто?». Ребенок отвечает: «А у меня котята».

В игре «Кто пришел» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа - ежата) детей учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном единственного и множительного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в дидактических играх (сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.).

На первом этапе детей также учат образованию глаголов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!

-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!

-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!

Образование глаголов при помощи приставок:

Ходить – заходить – уходить – приходить;

Вошел – вышел, пришел – ушел.

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «добавь слово»).

В употреблении частей речи у детей с интеллектуальной недостаточностью можно отметить целый ряд особенностей:

    • неправильное употребление рода существительных (один яблок);
    • дети рано усваивают число существительных, различают существительные по числу, поэтому от существительных, имеющих только единственное число, они образуют множественное число (много карандашов, много ежов).

Это происходит потому, что собирательные и вещественные существительные осознаются детьми как нечто, состоящее из отдельных предметов (ежи – определенное количество животных).

    • умственно отсталые дети часто делают ошибки, образуя форму множественного числа (теленки, поросенки, цыпленки, ягненки, числы и др.).
    • много ошибок делают в образовании родительного падежа и винительного падежа множественного числа существительных (без обоих глазов, много мышов, книгов, куклов).
    • Дети легко вычленяют значимые части слова (приставку, суффикс, корень), но, не зная еще закономерностей словообразования, неправильно образуют с ними слова. Особенно много ошибок с суффиксами (собачата, светлота, деревище).

А. Н. Гвоздев замечает, что самый интенсивный процесс словотворчества – от 2 до 5 лет.

Так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам. Ребенок играет со словами как с кубиками, создавая различные причудливые конструкции.

Вопросом об особенностях словообразования занимался и В. К. Лотарев. Он считает, что воспитатель должен направлять ребенка на путь интуитивного понимания форм словообразования речи. Иначе умственно отсталый ребенок вообще не будет усваивать грамматические нормы языка, ее смысла и назначения.

Дети, как правило, не используют причастия и деепричастия в своей речи, так как редко слышат их в речи взрослых. Взрослые же, в свою очередь, не употребляют их в разговоре с детьми, боясь, что дети их не поймут [7, с. 76-79].

Итак, мы выявили, в исследованиях авторов много общего:

    • оба они говорят о словообразовании и словотворчестве по аналогии;
    • оба детально исследуют схемы детского словотворчества;
    • как и в работе Гвоздева, так и в работе Лотарева есть теоретическое обоснование приема, добытые ценой длительных наблюдений.

Проанализировав выше изложенное, мы видим, что основной особенностью умственно отсталых дошкольников первого года обучения является большое количество ошибок в употреблении суффиксов, окончаний и приставок. Процесс развития словообразования для таких детей очень сложен.

Осветив особенности усвоения детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения словообразовательных норм русского языка, определив их в качестве предмета исследования, мы посчитали необходимым конкретизировать данный аспект. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ словообразования, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем (кричать – крик, путь – путник, под одеялом - пододеяльник).

Умственно отсталые дошкольники, в основном, используют этот способ и он же порождает большинство грамматических ошибок в речи детей. Для использования в речи морфологического способа словообразования, умственно отсталые дети первого года обучения осваивают словообразование модели, лексическое значение слов, смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

В психологической и психолингвистической литературе словообразование складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительности». Явление словоизменение и словообразование – одно-порядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, входе которой проходит это отражение.

Информация о работе Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр