Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………….
1 Теоретическе
аспекты овладения
1.1 Понятия «классификации» и «сериации»………………..………………..6
1.2 Особенности
овладения рациональными способами
классификации и сериации предметов по
размеру детьми старшего дошкольного
возраста………….……………………………………………
2 Изучение овладения детьми
старшего дошкольного возраста
приёмов классификации и
2.1 Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста приёмов классификации и сериации предметов по размеру ………..……..15
2.2 Система упражнений и игр
по овладению рациональными способами
классификации и сериации предметов по
размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….…
2.3 Повторная диагностика
уровня овладения детьми старшего дошкольного
возраста приёмов классификации и сериации
предметов по размеру……………………………….…………………………
Заключение……..……………………………………….
Список использованых источников……………………………………….…43
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………...46
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………...47
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….………….…..48
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….………….…..49
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности
овладения рациональными способами классификации
и сериации предметов по размеру детьми
старшего дошкольного возраста………….……………………………………………
§3.Диагностика уровня овладения
детьми старшего дошкольного возраста
рациональными способами классификации
и сериации предметов по размеру ………….…………………………………………………………………
§4.Система упражнений и игр
по овладению рациональными способами
классификации и сериации предметов по
размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….…
Заключение……..…………………………………………
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования дошкольников, которое ориентировано на развитие умственных способностей. Актуальным становиться развитие логического мышления, позволяющего человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность[7:19].
Основными показателями умственного
развития старших дошкольников являются:
усвоение системы знаний, накопление
их фонда, развитие творческого мышления
и овладение способами
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и являются основой интеллекта ребенка[9:12].
Важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления, которые являются условием успешного обучения в начальной школе. Недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов[5:113].
В исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сериация и классификация[20;103].
В психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, и др. была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации и классификации предметов по величине) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения[15:78].
В настоящее время существуют программы, ориентированные на развитие мышления ребенка, его умственных способностей. Таковыми являются программы развивающего обучения «Развитие», «Детство» и другие[17,18].
Но практическая работа показывает,
что целенаправленному
Актуальность исследуемой нами проблемы вытекает из недостаточной разработанности содержания педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в процессе овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру в условиях ДОУ.
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Объект работы: процесс овладения рациональными способами классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- теоретического уровня: анализ теоретических источников по проблеме исследования;
- эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.
База исследования: исследование осуществлялось на базе детского сада «Золушка» г. Лесосибирска. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте от 5лет 10 месяцев – до 6 лет 10месяцев (сентябрь-ноябрь 2011г.).
Практическая значимость связан
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (32 наименования) и 5-ти приложений. Результаты исследования представлены в 6-ти таблицах и 6-ти рисунках. Общий объём работы 49 страниц.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения)[19:31].
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп[21:211].
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам
нематематического характера:
Все перечисленные выше примеры
- это классификации по заданному
основанию: взрослый сообщает его ребенку,
а ребенок выполняет
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку и их распределения в соответствии с этим признаком. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т.д.). И просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора)[26:22].
Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами. Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд[31:84].
Например, если из двух объектов меньший всегда должен предшествовать большему, то множество упорядочивается в направлении от самого меньшего к самому большому элементу.
Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет:
Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения[28:16].
Действия классификации и
Для выполнения классификации и сериации необходимо выявить основание, т.е. выделить признак (конкретную величину), по которому необходимо производить разбиение по классам и упорядочивать предметы[27:56].
Усложнение классификационных и сериационных заданий обеспечивается одинаковым путём:
И так, в качестве основных структурных
компонентов содержания математического
развития дошкольников выступают логико-