Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
№ |
И.Ф. |
Уровень до формирующего эксперимента |
Уровень после формирующего эксперимента |
1 |
Алёша Ш. |
I |
I |
2 |
Алина З. |
I |
I |
3 |
Алиса К. |
I |
I |
4 |
Андрей П. |
I |
I |
5 |
Артём Ле. |
I |
I |
6 |
Артём Л. |
II |
I |
7 |
Артём М. |
II |
II |
8 |
Вика Д. |
II |
I |
9 |
Вика Н. |
II |
I |
10 |
Влад К. |
I |
I |
11 |
Данил В. |
III |
II |
12 |
Данил Д. |
II |
II |
13 |
Даша Л. |
II |
I |
14 |
Дима А. |
III |
II |
15 |
Захар Р. |
II |
II |
16 |
Кристина Б. |
II |
I |
17 |
Ксюша Н. |
I |
I |
18 |
Лиза С. |
I |
I |
19 |
Максим Д. |
I |
I |
20 |
Настя З. |
II |
II |
21 |
Настя П. |
II |
II |
22 |
Оля В. |
II |
I |
23 |
Таня Е. |
III |
II |
24 |
Тимур А. |
III |
II |
25 |
Юля З. |
II |
II |
Исходя из данных сводной таблицы 5, видим, что высокий уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру сохранился у 36% (9 человек) испытуемых, второй уровень сохранился у 24% (6 человек) испытуемых. И у 40% (10 человек) уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру повысился. Снижение уровней не обнаружено.
Сводная таблица результатов исследования до и после формирующего эксперимента уровней сформированности приёмов сериации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска
№ |
И.Ф. |
Уровень до формирующего эксперимента |
Уровень после формирующего эксперимента |
1 |
Алёша Ш. |
II |
I |
2 |
Алина З. |
II |
I |
3 |
Алиса К. |
I |
I |
4 |
Андрей П. |
I |
I |
5 |
Артём Ле. |
I |
I |
6 |
Артём Л. |
II |
II |
7 |
Артём М. |
III |
II |
8 |
Вика Д. |
II |
II |
9 |
Вика Н. |
II |
I |
10 |
Влад К. |
I |
I |
11 |
Данил В. |
III |
II |
12 |
Данил Д. |
II |
II |
13 |
Даша Л. |
II |
I |
14 |
Дима А. |
III |
II |
15 |
Захар Р. |
II |
II |
16 |
Кристина Б. |
II |
II |
17 |
Ксюша Н. |
I |
I |
18 |
Лиза С. |
I |
I |
19 |
Максим Д. |
I |
I |
20 |
Настя З. |
II |
I |
21 |
Настя П. |
III |
II |
22 |
Оля В. |
II |
II |
23 |
Таня Е. |
III |
II |
24 |
Тимур А. |
III |
II |
25 |
Юля З. |
II |
I |
Исходя из данных сводной таблицы 6, видим, что высокий уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру сохранился у 28% (7 человек) испытуемых, второй уровень сохранился у 24% (6 человек) испытуемых. И у 48% (12 человек) уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру повысился. Снижение уровней не обнаружено.
Итак, сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследований констатирующего и контрольного характера свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию приёмов классификации и сериации предметов по размеру старших дошкольников посредством организации и проведения комплекса игр и упражнений. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что развитие приемов классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации и проведении комплекса игр и упражнений данной направленности. А так же положительные результаты свидетельствуют о правильной подборке игр и упражнений данного комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность развития приёмов логического мышления классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста определила тему нашей курсовой работы.
Проанализировав исследования учёных по данной проблеме, мы пришли к заключению, что в качестве основных структурных компонентов содержания математического развития дошкольников выступают логико-математические представления и способы познания. Важнейшими из логико-математических представлений являются свойства и отношения. Основными способами познания свойств и отношений являются действия классификации и сериации.
Изучив особенности овладения
рациональными способами
Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент диагностики уровня сформированности действий классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста
проводились на базе детского сада «Золушка» г.Лесосибирска. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте от 5лет 10 месяцев – до 6 лет 10 месяцев (сентябрь-ноябрь 2011г.). Констатирующий и контрольный эксперименты проводились по подобранной нами методике [4:128,8:56].
Исходя из результатов первичной диагностики, мы подобрали систему игр и упражнений, направленных на формирование приёмов классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста.
После проведения формирующего эксперимента,
нами была проведена повторная
Проведенную работу по формированию приёмов классификации и сериации предметов по размеру у старших дошкольников посредством организации и проведения комплекса игр и упражнений можно считать эффективной исходя из данных сравнительного количественного и качественного анализа результатов исследований констатирующего и контрольного характера. Из чего следует, что развитие приемов классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации и проведении подобранной нами системы игр и упражнений.
Практическая значимость данного исследования связана с возможностью использования разработанной системы игр и упражнений по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста в практике педагогов дошкольных учреждений и родителей для развития логического мышления, позволяющего ребёнку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Протокол N 1от 07 сентября 2011г.
Определение уровня
сформированности приёмов
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
1 |
Алёша Ш. |
3 |
I |
2 |
Алина З. |
3 |
I |
3 |
Алиса К. |
3 |
I |
4 |
Андрей П. |
3 |
I |
5 |
Артём Ле. |
3 |
I |
6 |
Артём Л. |
2 |
II |
7 |
Артём М. |
2 |
II |
8 |
Вика Д. |
2 |
II |
9 |
Вика Н. |
2 |
II |
10 |
Влад К. |
3 |
I |
11 |
Данил В. |
1 |
III |
12 |
Данил Д. |
2 |
II |
13 |
Даша Л. |
2 |
II |
14 |
Дима А. |
1 |
III |
15 |
Захар Р. |
2 |
II |
16 |
Кристина Б. |
2 |
II |
17 |
Ксюша Н. |
3 |
I |
18 |
Лиза С. |
3 |
I |
19 |
Максим Д. |
3 |
I |
20 |
Настя З. |
2 |
II |
21 |
Настя П. |
2 |
II |
22 |
Оля В. |
2 |
II |
23 |
Таня Е. |
1 |
III |
24 |
Тимур А. |
1 |
III |
25 |
Юля З. |
2 |
II |