Овладение рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курс мат1.docx

— 161.41 Кб (Скачать файл)

И.Ф.

Уровень до формирующего эксперимента

Уровень после формирующего эксперимента

1

Алёша Ш.

I

I

2

Алина З.

I

I

3

Алиса К.

I

I

4

Андрей П.

I

I

5

Артём Ле.

I

I

6

Артём Л.

II

I

7

Артём М.

II

II

8

Вика Д.

II

I

9

Вика Н.

II

I

10

Влад К.

I

I

11

Данил В.

III

II

12

Данил Д.

II

II

13

Даша Л.

II

I

14

Дима А.

III

II

15

Захар Р.

II

II

16

Кристина Б.

II

I

17

Ксюша Н.

I

I

18

Лиза С.

I

I

19

Максим Д.

I

I

20

Настя З.

II

II

21

Настя П.

II

II

22

Оля В.

II

I

23

Таня Е.

III

II

24

Тимур А.

III

II

25

Юля З.

II

II


 

Исходя из данных сводной  таблицы 5, видим, что высокий уровень  сформированности приёмов классификации  предметов по размеру сохранился у 36% (9 человек) испытуемых, второй уровень  сохранился у 24% (6 человек) испытуемых. И у 40% (10 человек) уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру повысился. Снижение уровней не обнаружено.

                                                                                                 Таблица 6                                                                                                                                

Сводная таблица результатов  исследования до и после формирующего эксперимента уровней сформированности приёмов сериации у детей старшего дошкольного возраста  детского сада «Золушка» г.Лесосибирска

И.Ф.

Уровень до формирующего эксперимента

Уровень после формирующего эксперимента

1

Алёша Ш.

II

I

2

Алина З.

II

I

3

Алиса К.

I

I

4

Андрей П.

I

I

5

Артём Ле.

I

I

6

Артём Л.

II

II

7

Артём М.

III

II

8

Вика Д.

II

II

9

Вика Н.

II

I

10

Влад К.

I

I

11

Данил В.

III

II

12

Данил Д.

II

II

13

Даша Л.

II

I

14

Дима А.

III

II

15

Захар Р.

II

II

16

Кристина Б.

II

II

17

Ксюша Н.

I

I

18

Лиза С.

I

I

19

Максим Д.

I

I

20

Настя З.

II

I

21

Настя П.

III

II

22

Оля В.

II

II

23

Таня Е.

III

II

24

Тимур А.

III

II

25

Юля З.

II

I


 

Исходя из данных сводной  таблицы 6, видим, что высокий уровень  сформированности приёмов сериации предметов по размеру сохранился у 28% (7 человек) испытуемых, второй уровень сохранился у 24% (6 человек) испытуемых. И у 48% (12 человек) уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру повысился. Снижение уровней не обнаружено.

 Итак, сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследований констатирующего и контрольного характера свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию приёмов классификации и сериации предметов по размеру старших дошкольников посредством организации и проведения комплекса игр и упражнений. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что развитие  приемов классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации и проведении комплекса игр и упражнений данной направленности. А так же положительные результаты свидетельствуют о правильной подборке игр и упражнений данного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность развития приёмов  логического мышления классификации  и сериации у детей старшего дошкольного  возраста определила тему нашей курсовой работы.

Проанализировав исследования учёных по данной проблеме, мы пришли к заключению, что в качестве основных структурных компонентов содержания математического развития дошкольников выступают логико-математические представления и способы познания. Важнейшими из логико-математических представлений являются свойства и отношения. Основными способами познания свойств и отношений являются действия классификации и сериации.

Изучив особенности овладения  рациональными способами классификации  и сериации предметов по размеру  детьми старшего дошкольного возраста, сделали вывод, что в процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией — основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества. Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.

Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент диагностики уровня сформированности действий классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста

проводились на базе детского сада «Золушка» г.Лесосибирска. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте от 5лет 10 месяцев – до 6 лет 10 месяцев (сентябрь-ноябрь 2011г.). Констатирующий и контрольный эксперименты проводились по подобранной нами методике [4:128,8:56].

Исходя из результатов первичной  диагностики, мы подобрали систему  игр и упражнений, направленных на формирование приёмов классификации  и сериации предметов по размеру  для детей старшего дошкольного  возраста.

После проведения формирующего эксперимента, нами была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности проведённой работы. Обнаружено, что у 40% (10 человек) уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру повысился. И у 48% (12 человек) уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру повысился Снижение уровней не обнаружено.

Проведенную работу по формированию приёмов классификации и сериации предметов по размеру у старших дошкольников посредством организации и проведения комплекса игр и упражнений можно считать эффективной исходя из данных сравнительного количественного и качественного анализа результатов исследований констатирующего и контрольного характера. Из чего следует, что развитие  приемов классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации и проведении подобранной нами системы игр и упражнений.

Практическая значимость данного  исследования связана с возможностью использования разработанной системы игр и упражнений по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста в практике педагогов дошкольных учреждений и родителей для развития логического мышления, позволяющего ребёнку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Асанин, С. Смекалка для малышей. - М.: Омега, 2007. - 36с.
  2. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: конспекты занятий. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 230с.
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 400с.
  4. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет. - М.: Айрис-Дидактика, 2007. - 320с.
  5. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе. - М.: Союз, 2004. - 218с.
  6. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 198с.
  7. Математическое развитие дошкольников: уч. метод. пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 342с.
  8. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск: Лидерс, 2002. – 287с.
  9. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец – СПб.: Детство-Прес, 2000. - 94 с.
  10. Матасова, И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. – Самара: Сфера, 2004. – 204с.
  11. Михайлова, З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. - М.: Речь, 2000. – 76с.
  12. Михайлова, З.А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх /З.А. Михайлова, Е.А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З.А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 146с.
  13. Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 384 с., илл.
  14. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 108с.
  15. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: Просвещение, 2007. – 303с.
  16. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 2000. – 405с.
  17. Программа «Развитие» /Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: Новая школа, 1997. – 56с.
  18. Программа «Детство» /Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Акцидент, 1998. – 78с.
  19. Полякова, М.Н. Освоение классификации детьми шестого года жизни: на математическом материале /М.Н. Полякова, С.П. Шитова под ред. З.А. Михайловой //Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 128с.
  20. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника. – Волгоград: Орбита, 2005. – 390с.
  21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника  /Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 2002. – 340с.
  22. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Автор-сост. Л.П. Стасова. - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2008. - 203с.
  23. Силаева, М.Н. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников. //Воспитываем дошкольников самостоятельными. - СПб: Владос, 2001. – 190с.
  24. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей. - М.: Детство-Пресс, 2001. – 92с.
  25. Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: математика. - Ярославль, Академия развития, 2008. 75с.
  26. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Планета, 2005. – 220с.
  27. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. - 2001. - № 1. С. 56 - 64.
  28. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. //Дошкольное воспитание - 2007. - №3. С. 16 - 18.
  29. Чилинрова, Л.А. Играя, учимся математике . - М.: Сфера, 2005. – 65с.
  30. Шевелев, К. В. Развивающие игры для дошкольников: методическое пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 54с.
  31. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 248с.
  32. Юдин, Г. Заниматика. - М.: Росмэн, 2003. – 60с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Протокол N 1от 07 сентября 2011г.

 Определение уровня  сформированности приёмов классификации  у старших дошкольников Д/С  «Золушка» г.Лесосибирска (сентябрь 2011г.)

И.Ф.

баллы

уровень

1

Алёша Ш.

3

I

2

Алина З.

3

I

3

Алиса К.

3

I

4

Андрей П.

3

I

5

Артём Ле.

3

I

6

Артём Л.

2

II

7

Артём М.

2

II

8

Вика Д.

2

II

9

Вика Н.

2

II

10

Влад К.

3

I

11

Данил В.

1

III

12

Данил Д.

2

II

13

Даша Л.

2

II

14

Дима А.

1

III

15

Захар Р.

2

II

16

Кристина Б.

2

II

17

Ксюша Н.

3

I

18

Лиза С.

3

I

19

Максим Д.

3

I

20

Настя З.

2

II

21

Настя П.

2

II

22

Оля В.

2

II

23

Таня Е.

1

III

24

Тимур А.

1

III

25

Юля З.

2

II

Информация о работе Овладение рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста