Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
В рамках нашего исследования будем рассматривать действия классификации и сериации предметов по размеру.
Старший дошкольный возраст следует рассматривать как период, когда начинается интенсивное формирование логического мышления. Многие педагоги и психологи (Л.А. Венгер, З.А. Михаилова и др.) отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций формируется в дошкольном возрасте[5:28,13:85].
6-ти летний ребёнок может подходить к логическому решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. С учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию его умственный потенциал оказывается достаточно высоким.
Дети старшего дошкольного возраста обладают таким способом познания свойств и отношений как сравнение. Установление сходства и различий по размеру является результатом зрительного, тактильного, осязательно-двигательного обследований и измерения[3:190].
Сравнивать предметы можно «на глаз». Дети первоначально прибегают к этому приему сравнения. Более эффективными являются рациональные способы непосредственного сравнения (наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника.
Одним из первых дети осваивают прием наложения. Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по размеру. Для сравнения полосок по размеру (длине, ширине) одну полоску накладывают на другую, совмещая края полосок с одной стороны.
Приложение — более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу (при этом изначально предметы пространственно разделены). В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство или различие между группами предметов.
Соединение линиями применяется при сравнении в ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются приемы соединения их линиями или предметы-посредники.
Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда вышеперечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Для того чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют стол воспитателя и детская кроватка в спальне, дети используют третий предмет — посредник (веревку, палку, ленту). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет-посредник к сравниваемым протяженностям и фиксирует на нем карандашом или фломастером длину каждого предмета. Затем он сравнивает «перенесенные» на предмет — посредник длины и делает вывод о том, что длиннее (стол воспитателя или детская кровать).
Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного возраста, — это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер. Дети определяют отношения между предметами по конкретным величинам с помощью измерения. Вывод о том, какой объект длиннее, короче, выше, ниже и т. д., дети делают, сравнивая числа, которые выражают результаты измерений[13:91].
Таким образом, используя разные приемы сравнения, дошкольники познают свойства размера, а также отношения равенства, подобия и порядка.
Дети старшего дошкольного возраста осваивают сериацию через систему следующих игровых упражнений:
Первые упражнения помогают детям выделить основание сериации и осознать неизменность направления нарастания (или убывания) значения признака предметов. Первые сериационные задания дети выполняют по образцу, которым является готовый сериационный ряд.
Сначала дети строят сериационные ряды по нарастанию признака. Используются дидактические наборы без дополнительных различительных признаков, затем — с дополнительными признаками различия. Взрослый побуждает детей рассказывать о порядке действий.
В следующих упражнениях число упорядочиваемых предметов увеличивается. Дети строят ряды как по нарастанию величины, так и по ее убыванию. Используются разнообразные упражнения на построение рядов: по образцу, с заданными крайними элементами, от заданной начальной точки, продолжение начатого ряда. Затем дети строят ряды по правилу от заданной начальной точки, которая может находиться и в середине ряда. Выполнение подобных упражнений позволяет детям успешно перейти к самостоятельному построению всего ряда, т. е. самостоятельно определить направление ряда, правильно найти первый предмет ряда и построить его.
Дети исправляют ошибки, как в готовых реальных рядах, так и в нарисованных картинках. Анализируют как готовые, так и самостоятельно построенные ряды с целью выявления относительности величины.
В дальнейшем дети упорядочивают до 10 и более предметов в ряду, от любого элемента ряда.
Усложняются упражнения на исправление неправильных рядов реальных предметов или их изображений на картинках, в неправильных рядах единичные элементы пропущены в разных местах ряда или отсутствуют 2—3 элемента, непосредственно следующие друг за другом.
В результате последовательных разнообразных упражнений дошкольники осваивают сериацию как способ познания свойств размера[20:98].
Классификация — распределение элементов множества по классам.
Классификация включает:
Первым шагом в освоении детьми классификации является образование групп предметов, т. е. выделение из совокупности предметов тех, которые обладают одинаковыми свойствами, и объединение их в группу. В процессе разнообразных упражнений по образованию групп предметов на основе разных размеров и называния общего свойства группы у детей развивается способность к обобщению. Сначала дети осваивают умение образовывать группы на основе одного свойства, затем на основе двух, трех и более свойств. Чем больше отличительных свойств имеют объекты, тем больше активизируется способность ребенка к абстрагированию. В результате упражнений на образование групп дети осваивают умение объединять вместе объекты с одинаковыми свойствами и выделять общее свойство группы.
Вторым шагом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными размерами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Общее свойство каждой группы взрослый может обозначить по-разному, например, словом или знаком. При выполнении этих упражнений важно, чтобы дети называли не только общие свойства групп, но и основания распределения предметов по группам, а также число полученных групп.
В ходе таких упражнений дети усваивают, что любые два объекта одной группы одинаковы по общему свойству, а любые два предмета из разных групп — различны.
Следующим (третьим) шагом в освоении классификации являются упражнения, которые помогают детям самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Задание, которое получают дети, состоит в том, чтобы разделить (разложить) все предметы по указанному признаку (длине, толщине и т. д.), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы.
Четвертый шаг в освоении детьми классификации — упражнения, которые помогают ребенку самостоятельно найти основание классификации[24:9].
Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы; разбивать совокупность на группы по заданному основанию классификации; выделять основание классификации[19:45].
В результате классификации по размеру предметов дети познают общие свойства классов, отношения между частью и целым, отношения включения между классами[21:234].
Из выше сказанного сделаем вывод, что в дошкольном возрасте дети осваивают с помощью взрослого сначала непосредственные (наложение, приложение, соединение линиями), а затем и опосредованные (с помощью предмета-посредника, счета, измерения) приемы сравнения предметов и групп предметов по размеру.
Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового способа познания свойств и отношений — сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией — основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества.
Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.
Способность к абстрагированию
— важнейшая особенность
2 ИЗУЧЕНИЕ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЁМОВ КЛАССИФИКАЦИИ И СЕРИАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ПО РАЗМЕРУ
Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
Констатирующий и итоговый результаты работы по овладению детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру отслеживаются в повседневной деятельности, на занятиях и через проведение и анализ комплекса специальных диагностических методик.
Для того чтобы составить систему упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста необходимо провести диагностику уровня сформированности действий классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста.
Предложенная нами диагностика проводилась на базе детского сада «Золушка» г.Лесосибирска. Всего исследованием было охвачено 25 детей в возрасте от 5лет 10 месяцев – до 6 лет 10 месяцев (сентябрь-ноябрь 2011г.).
Констатирующий эксперимент
Цель первого исследования: выявления уровня сформированности приёма классификации предметов по размеру.
Оборудование: набор из 18-ти брусков одного цвета и одного материала. Бруски отличаются по размерам (по длине, ширине и высоте) не значительно. Длинных брусков 6, 6 средней длины и 6 коротких. Из них 4 широких, 8 средней ширины и 6 узких. Их них 7 высоких, 6 средней высоты и 5 низких.
Методика проведения: экспериментатор дает ребенку все бруски и говорит: «Разложи бруски так, чтобы они подходили друг другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь». Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: « Каким обобщающим словом можно назвать все бруски в каждой группе и почему». О брусках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: «Почему ты эти бруски никуда не положил?»
После того как ребенок разложит бруски по одному признаку, назовет каждую группу обобщающим словом, экспериментатор смешивает все карточки и спрашивает ребенка: «Подумай, а как можно еще по-другому разложить бруски». Побуждают ребенка, чтобы он произвел классификацию по всем трем признакам.
Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе таких показателей, как:
1) взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации;
2) выполнение классификации на основе всех трех признаков;
3) самостоятельность выполнения задания;
4) использование рациональных
5) присутствие речи-рассуждения.
В ходе выполнения заданий экспериментатор ведёт протокол, оценивая выполнение заданий в баллах (Приложение 1). Бальные оценки позволяют определить уровень сформированности приемов классификации по критериям:
- высокий уровень - 3 балла;
- средний уровень - 2 балла;