Одаренность как педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического феномена.

Задачи:

Проанализировать эволюцию понятия «одаренность», выявить причины.
Классифицировать методы диагностирования одаренности детей.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей

Содержание

Введение……………………………………………………………....... 3

Глава 1 Психологическая характеристика одарённых детей ………… 6
1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……... 6
1.2 История изучения одаренности………………………... …. 7


Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников. 9
2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей……….. 9

Виды детской одаренности………………………………. 12
2.3 Процедура диагностического исследования……………. 14
2.4 Прогрессивные матрицы Равена…………………………. 23




Заключение…………………………………………………………… 27

Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа одареннность как пед феномен.docx

— 514.55 Кб (Скачать файл)

За многими  проблемами, определяющими трудности  развития одаренных детей, почти  всегда стоит недостаточно зрелая потребность  в самоактуализации, потребность «выполнить себя» (Гегель). Есть основания думать, что это одна из основных человеческих потребностей в той или иной форме потребность, возникающая очень рано.

Но почему так мало одаренных детей, вырастая, реализуют себя?

В качестве основных проблем одаренных детей, отвечающих за трудности их развития и, в частности, трудности их самоактуализации нами выделены следующие:

  • Трудности произвольной саморегуляции - это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес. Во всех других случаях деятельность либо игнорируется, либо совершается в существенно редуцированном виде.
  • Недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом. Особенно часто эта проблема обнаруживается у детей с резко опережающим темпом умственного развития (вундеркиндов).
  • Инфантильность развития социального и эмоционального интеллекта и в результате проблемы общения и социальной адаптации. Как правило, эта проблема возникает у одаренных детей в силу однобокости их развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • Трудности профессиональной ориентации. В силу бурного и яркого развития общих способностей притормаживается специализация способностей, и на этой основе задерживается процесс профессионального самоопределения. Эта проблема у части одаренных детей не решается на протяжении всей их жизни. В последнее время выделена еще одна проблема, ярко характеризующая уже творчески одаренных детей. У них наблюдается трудности самого по себе процесса обучения, т.е. формирования учебных знаний, умений и навыков.

Многие  думают, что ребенок, опережающий  сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в  учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем  у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития.

Прежде  всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность  ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся, не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности  принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и  охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти  общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего  человека.

Дети  с ранним умственным подъемом нередко  особенно чувствительны к ожиданиям  окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит  свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим  умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков  способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие.

Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные  для начальных успехов в некоторых  занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. Чтобы  лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики.

Как важно  вовремя понять ребенка, понять его  детский мир фантазий и сказочных  превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немаловажным  считаю и создание условия для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим  дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что  неправильное питание, режим дня  наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую  с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался  работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать  творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так  по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы  интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

 Я понимаю, что несу ответственность  перед ребенком за его счастливое  будущее и перед государством  за воспитание полноценного, зрелого  гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических  консультациях я обучаю ребенка  приемам регулирования своей  умственной деятельности, помогаю в  определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных  сторон, в обнаружении и использовании  способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки  информации, стимулировании или сдерживании  интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится  в стадии становления, и именно поэтому  я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы  работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

 

 

Глава 2

Экспериментальное исследование одаренности школьников

2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей

 

До сих пор единственным работающим по всей стране способом выявления одаренных детей в России была система предметных олимпиад школьников. Впрочем, с точки зрения выявления одаренных детей, у системы олимпиад есть существенные недостатки. Преимущество на состязаниях получают дети со спортивным характером, которым повезло с поддержкой со стороны учителей и родителей. Но если созданием специальных условий для ребенка в семье и школе никто не занимался (а в сельских местностях обычно так и бывает), ученик даже с высоким потенциалом хорошо показать себя на олимпиаде не может.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с  высокой скоростью переработки  и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют  особого подхода, особой системы  обучения.

 

Часто про  одаренных людей говорят, что  в них есть «Искра Божья», но чтобы  из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это  пламя таланта, нужно приложить  немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием  и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над  собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно  поступают и учатся в ВУЗах  нашей и соседней областей.

Проблема выявления и  поддержки талантливых детей  стоит сегодня в России очень  остро. «Миссия государства –  обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одаренности  детей вне зависимости от сферы  одаренности, социального положения  и имущественных возможностей семей» – это ключевая фраза из доклада  ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, с которым он выступил на коллегии. Она потрясает  своей актуальностью, глубоким смыслом. И одновременно многих пугает. Ее воплощение в жизнь грозит едва ли не переворотом  во всей системе образования. «Мысль превосходная, и государству давно  было пора обратить внимание на одаренных  детей, – считают эксперты. Однако не так просто будет воплотить  ее в жизнь, учитывая, что бюджетные  деньги здесь играют неглавную роль, – так пишет Анна Курскаяв статье «Одаренные дети как английский газон педагогики». – Нужны длительные совместные усилия педагогов, психологов и родителей, плюс большая организационная работа со стороны государства. В этом смысле национальная поддержка талантов – как английский газон, за которым, согласно известной шутке, нужно ухаживать не менее трехсот лет, чтобы он приобрел идеальный вид». Именно отсутствием внешних благоприятных условий специалисты объясняют тот факт, что российские дети по своим академическим успехам не находятся в числе первых в мире.

По мнению профессора Московского  городского психолого-педагогического  университета (МГППУ), руководителя городского ресурсного центра одаренности Виктории Юркевич в России и за рубежом нет универсальных методов оценки одаренности детей. И все-таки детей, относящихся к «высокой норме», в России меньше, чем во многих странах мира, при этом много детей запущенных. А руководитель отдела оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО Галина Ковалева, опираясь на международные исследования PISA, утверждает, что процент одаренных детей в России не такой уж маленький, около 6 процентов в элите мира, но только из-за того, что Россия – большая страна. В то же время, например, маленькая Япония, дает вклад в 13 процентов, а США – 25».

Интересное наблюдение сделали  ученые: чем нестабильнее социальная среда, тем ярче всплеск творческих способностей российских школьников. Вот тут-то мы впереди всех! Нестабильности у нас хватает, а во всем остальном… Хорошо еще успели прыгнуть в последний вагон – так образно можно позиционировать принятие программы поддержки одаренных школьников и студентов

об учителях обычных школ. Большинству из них некогда работать с талантами – это почти  бесспорная истина, царящая в умах. Многие уверены, что лишь при индивидуальном обучении одаренных можно в результате добиться успеха. Особенно трудно учителям начальной школы, где кружковая работа – редкое явление. И не всегда бывает просто увидеть интересы ученика, не всегда они связаны со школьной деятельностью. То есть прежде чем поставить диагноз: обладателем какой именно одаренности ученик является, нужно очень потрудиться. Образ многознайки, вундеркинда, резко опережающего своих сверстников, – это всего лишь один из типов одаренных детей, утверждают психологи. Легче всего учителю распознать интеллектуальный и академический типы одаренности (их обладатели имеют особые способности именно к обучению). Но есть еще креативный. Дети этого типа обладают нестандартным мышлением, у них свой особенный взгляд на мир, а стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. А еще есть художественный тип одаренности, социальная и спортивная одаренности. Во всем этом учитель должен разбираться детально. Мера успеха? Психологи любят повторять фразу: «Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг».

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями

Задача учителя – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого – отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность может проявляться:

1. Как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2. Как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3. Как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками  и способностями. Однако не все они  развиваются. Нераскрытые возможности  постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.

Вот почему учителя начальных  классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных  возможностей каждого ребенка.

Информация о работе Одаренность как педагогический феномен