Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического феномена.
Задачи:
Проанализировать эволюцию понятия «одаренность», выявить причины.
Классифицировать методы диагностирования одаренности детей.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей
Введение……………………………………………………………....... 3
Глава 1 Психологическая характеристика одарённых детей ………… 6
1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……... 6
1.2 История изучения одаренности………………………... …. 7
Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников. 9
2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей……….. 9
Виды детской одаренности………………………………. 12
2.3 Процедура диагностического исследования……………. 14
2.4 Прогрессивные матрицы Равена…………………………. 23
Заключение…………………………………………………………… 27
Список использованной литературы……………………
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;
4. Дети, хорошо обучающиеся в школе;
5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий
отражает определенное отношение к
пониманию одаренности как
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности
в системе образования на организационном
уровне обычно решается путем создания
специальных школ для одаренных
и талантливых детей или
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Выявление одаренных и
талантливых детей – достаточно
продолжительный процесс. Для эффективного
выявления одаренных детей
1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.
2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Среди основных задач воспитательно-
Как я достигаю таких результатов?
Тем
не менее, педагоги единодушно признают
необходимость и своевременность разработки
системы поддержки молодых талантов.
Не углеводороды, не газ и не золото, а
талант и интеллект человека сегодня стали
основным потенциалом общества, и, слава
Богу, это все понимают. Но перейти от понимания
задач к их реализации - путь неблизкий.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Выявление одаренных и
талантливых детей – достаточно
продолжительный процесс. Для эффективного
выявления одаренных детей
1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.
2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей
Среди основных задач воспитательно-
Одаренный, талантливый ребенок – это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, – задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.
Как развивать?
Этап первый. Доказано, что к трем годам биологические основы мозга полностью сформированы. Активизация работы мозга основана не на росте числа клеток мозга, а на усложнении его структуры. Все эти процессы происходят благодаря воздействию внешней среды. Бедная внешняя среда затормаживает эти процессы, а разнообразная - стимулирует. Чтобы мозги ребенка быстрее развивались, он должен иметь возможность пощупать гладкое, шершавое и мохнатое, скользкое, горячее и холодное; попробовать горькое, сладкое и безвкусное; постоянно слышать музыку, голоса людей и лай собак. В общем, дайте, дайте ему свободу. От нее еще никто не умирал. Побольше говорите с малышом, пойте ему песни, таскайте на руках.
Этап второй. Признаки одаренного ребенка увидеть несложно: в три-четыре года у него великолепная память, бурное воображение и высокая впечатлительность. Многие отмечают у этих детей отличное чувство юмора, отрицание авторитетов и острую потребность в справедливости.
Что делать на этом этапе? Развивать полученные качества - воображение, кругозор, внимание, память. Говоря проще, читайте ребенку книжки, играйте с ним в развивающие игры, с увлечением отвечайте на все его ненавистные «почему?»
Многие родители, осознав себя папами и мамами гения, не спешат отдавать чадо в школу, не доверяя педагогам. Не вдаваясь в проблемы нашего школьного образования, можно сказать одно: без школы ребенку не выжить. Школьные стрессы научат его давать сдачи, не плакать, когда обидно, и помогать слабым.
Этап третий. Окончательно сказать, талантлив ребенок или нет, можно только после четырнадцати лет. В переломном возрасте выявляются критический объем памяти, быстродействие мозга, многовариантность мышления - как в компьютере. Допустим, вы вырастили 486-й процессор с восьмиметровой памятью. И вдруг он почему-то начинает «виснуть» - память переполнилась, быстродействие снижается, накапливается усталость, теряется автономная мотивация. Ребенок теряет интерес к тому, чем раньше был так увлечен, тем более что происходит все это на фоне бурного сексуального развития - условно говоря, весной в голову лезут всякие глупости, а никак не термины и формулы.
В книжке Сторфера «Интеллект и одаренность» есть любопытные цифры:
"Обычные" люди составляют примерно 70 - 80% в обществе, соответственно, около 15% - это те, кто выше "нормы", еще около 15% - ниже "нормы"; сверходаренных - 2,5%.
Для выявления
одаренности необходимо проведение
психолого-педагогического