Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического феномена.
Задачи:
Проанализировать эволюцию понятия «одаренность», выявить причины.
Классифицировать методы диагностирования одаренности детей.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей
Введение……………………………………………………………....... 3
Глава 1 Психологическая характеристика одарённых детей ………… 6
1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……... 6
1.2 История изучения одаренности………………………... …. 7
Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников. 9
2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей……….. 9
Виды детской одаренности………………………………. 12
2.3 Процедура диагностического исследования……………. 14
2.4 Прогрессивные матрицы Равена…………………………. 23
Заключение…………………………………………………………… 27
Список использованной литературы……………………
Для экспертного оценивания одаренности в дошкольном возрасте нами предлагаются методики, представленные в таблице (приложение 1).
2.4 Прогрессивные матрицы Равена
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.)
Вывод:
В изучении
одаренности подростков была опробована
методика психодиагностики наглядно -
образного мышления мышления "Матрица
Равенна".
В целом показатели уровня развития
мышления в изучаемом классе оказались
довольно средними (диаграмма 2.2): более
73% детей имеют средний уровень
развития мышления, однако один ребёнок
с очень высоким уровнем
Данная методика показала какой уровень
развития мышления у детей и позволила
выявить наиболее способного ребёнка.
Заключение
В современном мире человек как
личность развивается на притяжении
всей жизни, но самые важные личностные
свойства и способности, психологический
фундамент личности формируется
в детстве и под руководством
окружающих ребенка взрослых. От того,
каким было у ребенка детство,
зависит весь вклад его личности
и во многом его жизненная судьба.
Человек не рождается с готовыми способностями.
Врожденными являются лишь анатомо-психологические
предпосылки формирования способностей.
На их основе под влиянием обучения и воспитания,
в процессе взаимодействия человека с
окружающим миром развиваются его способности.
Одаренные дети
проявляют способности по - разному, а
иногда предпочитают и вовсе не проявлять.
Отнюдь не все исключительно способные
дети рано начинают говорить, даже если
для этого имеются соответствующие условия.
Нередко встречаются дети, обнаруживающие
незаурядные способности в более старшем
возрасте.
Одаренный ребенок в отличие от одаренного
взрослого - это еще не сформировавшийся
человек, его будущее пока не определенно,
его способностям только еще предстоит
раскрыться.
Следует помнить, что по отношению к любым
детям, а тем более к одаренным, неуместны
как неумеренные восторги, так и проявления
весьма критического, недоверчивого отношения.
Одаренного ребенка никогда не следует
выставлять напоказ, возвеличивать, делать
предметом радости и гордости родителей
и школы. Не следует и приходить в отчаяние,
что он не похож на других, принуждать
его быть "как все". Единственное,
что следует поощрять в ребенке, - это его
целенаправленную деятельность, желание
работать ради работы, а не тщеславное
стремление обогнать товарищей.
Наиболее правильная
форма воспитания одаренных детей - обращаться
с ними без излишней аффектации и в то
же время усиливать в них стремление к
дальнейшему развитию, самоопределению,
закреплению индивидуальных склонностей
и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание
поддерживало и стимулировало чувство
самостоятельности, стремление отступить
от общепринятого шаблона, но при этом
не поощряло бы стремление обратить на
себя общее внимание.
Только внимательное
и чуткое отношение ко всем проявлениям
творчества будет способствовать дальнейшему
развитию ребенка.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать,
что его способности найдут понимание
и поддержку родителей в поиске наилучшего
их использования и для него самого, и
для окружающих. Отношения между ребенком
и родителями - это самое важное в воспитании
добрых чувств и к нему самому, и ко всему
миру.
Только объединив усилия педагогов, родителей, дополняя друг друга, перенимая опыт, можно развить одаренную личность.
Книга одного автора
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.
Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 128
Книга двух авторов
Психология
одаренности детей и
Книга под редакцией
Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
Многотомные издания
Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.; «Советская энциклопедия». Т. 18. Никко-Отолиты; 1974, – 632 с., илл.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. –784 с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2003. – 944 с.
Приложение 1
Этапы диагностики одаренных детей
Метод диагностики |
Источник информации |
Вид информации |
1. Номинация (называние) |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Имена кандидатов в одарённые |
2. Выявление проявлений |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т.п. |
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений |
Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью) |
4. Оценка учащегося его |
Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о способностях, не проявляющихся
в успеваемости и достижениях, о
внешкольных интересах и |
5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования) |
Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения |
6. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости |
Учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи |
Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная) |
7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) |
Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи) |
Тестовые показатели интеллектуального,
творческого и личностного |
Приложение 2
Прогрессивные матрицы Равенна.
А.И. Доровский предлагает матрицу (табл. 1) для выявления признаков одаренности у детей. В матрице он выделил признаки одаренности ребенка в соответствии с возрастными периодами. Одним из доминирующих качеств одаренности, по его мнению, является любопытство, которое характерно для любого возраста [2, С.22].
Таблица 1
Вводная матрица для
выявления признаков
Признаки одаренности
| |
Раннее детство |
Дошкольный период |
(1-3 года) |
(4-7лет) |
Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия |
Отличная память, интуитивные скачки, яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость |
Школьный период |
Взрослый период |
(8-17 лет) |
(после 18 лет) |
Успех во многих начинаниях, высокие результаты. Потребность в коллекционировании, классификации. С удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, наличие навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем |
Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и поведении |