Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Роль природы в познании красоты…………………………………………….6
Природа – источник здоровья…….……………………………………...…….7
Методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой…………………………………………………………….9
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсава.docx

— 463.95 Кб (Скачать файл)

Чем сильнее стремление к познанию, тем с большем интересом работают дети, тем глубже раскрывается исследовательский характер труда. Поток информации из окружающего мира становиться особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслить помогают руки, когда в труде ребенок  стремиться найти ответ на волнующий его вопрос, открыть загадку, убедиться в истинности того, что пока осмысливается как предположения. Настоящим мыслителем становится ребенок, который стал тружеником, но не по принуждению, а по искреннему желанию. Источником детского желания трудиться является прежде всего желание узнать. Если это желание развивается, у детей крепнет интерес к труду. То, что в практике воспитатель называет любовью к труду, является сплавом любознательности, пытливости и чувства собственного достоинства.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», - писал А.Дистервег. В наши дни исследовательский подход к явлениям окружающего мира приобретает особенно большое значение. Очень важно, чтобы способ мышления учащихся основывался на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, анализ, сравнение и сопоставление фактов. Наблюдая явления и картины природы, ребенок овладевает формами и процессами мышления, обогащается понятиями, каждое из которых наполняется реальным смыслом причинно-следственных связей, подмеченных зорким глазом пытливого наблюдателя. Опыт подтвердил, что мышление детей, которые познают окружающий мир по методу В.А. Сухомлинского, отличается замечательной особенностью: оперируя абстрактными понятиями, ребенок мысленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых эти понятия сформировались.

Таким образом, наблюдения за явлениями окружающего мира помогают в развитии умственных способностей, нравственно-волевых качеств, затрачивают чувства и мысли, являются источником знаний и духовной потребностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1Диагностика  уровня знаний дошкольников об  окружающем мире.

Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения №11 города Рогачева. Было выбрано 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки от 5 до 6 лет.

Список экспериментальной группы:

  1. Давыденко Алеся
  2. Зарянкин Ярослав
  3. Барашко Яна
  4. Чмыхов Никита
  5. Шкутова Алина
  6. Петручук Павел
  7. Климова Виолета
  8. Шкутов Артем

Для выявления у детей группы «Фантазеры» уровня представлений об окружающем мире в констатирующем эксперименте мною был выбран метод диагностики при помощи игровых упражнений. Игровые упражнения проводились во время самостоятельной деятельности детей и включали в себя следующие задания:

Задание №1: учить находить явления живой и не живой природы в ближайшем окружении (в группе). Прошу детей найти в группе объекты живой природы, назвать их, перечислить некоторые объекты неживой природы.

Задание №2: сравнивать внешние характеристики 2 растений: комнатного () и растений цветника (). Детям предлагаются 2 растения и они должны назвать их отличительные черты, определить почему, является комнатным растением, а    -растением цветника.

Задание №3: расширять знания детей о различных агрегатных состояниях воды (твердое, жидкое, парообразное).  Называю детям какое-нибудь вещество (например «сосулька»), а дети должны определить и описать его агрегатное состояние.

Задание №4: выявить уровень знаний детей о сторонах света: север, юг, запад, восток. В этом задании детям необходимо правильно ответить на некоторые вопросы:

    • Как называется сторона света, где восходит солнце? (Восток)
    • Как называется сторона света, где солнце садится? (Запад)
    • Куда птицы улетают зимой? (Юг)
    • Самая холодная сторона света. (Север)

Мною были выбраны следующие направления для диагностики, которые в совокупности составляют уровень представления детей об окружающем мире:

  • Знания живой и неживой природы;
  • Представления о внешних характеристиках растений;
  • Знания агрегатных состояний веществ;
  • Знания сторон света.

Фамилия и имя ребенка

Знания живой и неживой природы

Представления о внешних характеристиках растений

Знания агрегатных состояний веществ

Знание сторон света

Общий балл

  1. 1.Давыденко Алеся

1

2

2

2

1,75

2.Зарянкин Ярослав

1

1

2

1

1,25

3.Барашко Яна

3

2

2

3

2,5

4.Чмыхов Никита

3

1

2

1

1,75

5.Шкутова Алина

2

2

3

2

2,25

6.Петручук Павел

1

1

1

1

1

7.Климова Виолета

3

2

1

1

1,75

8.Шкутов Артем

2

2

1

1

1,5


 

  1. не выполняет задание самостоятельно,
  2. выполняет задания с небольшой помощью воспитателя,
  3. задание выполняет самостоятельно, с подсказкой воспитателя,
  4. все задания выполняет самостоятельно.

На основе диагностики, результаты которой отображены в таблице, можно сделать вывод, что у детей средний уровень знаний об окружающей природе. Дети часто обращаются за помощью к воспитателю. Воспитатель подсказывает, объясняет, показывает.

Для решения задач по ознакомлению детей с окружающим миром я проводила следующие формы работы:

    1. Чтение художественной литературы;
    2. Проведение опытов;
    3. Дидактические игры.

 Так мною была проведена  игра «Узнай и назови» (Приложение 4 ). Целью которой я определила расширить представления детей о лекарственных растениях,  местах и времени их произрастания, внешнем виде. В начале игры – сюрпризный момент: в гости пришла Красная шапочка и принесла в корзинке картинки с лекарственными растениями. Детям необходимо рассказать об этих растениях, когда и где они растут. Рассказы детей могут дополняться. В конце спрашиваю, о каких растениях мы сегодня беседовали, почему они называются лекарственными. Уточняю, все ли дети усвоили данный материал.

Также мною были проведены следующие опыты: «Какая лужа высохнет быстрее?», «Ветер-это движение воздуха». Целью данного опыта является: формирование у детей представлений о том, в результате чего появляется ветер, как можно «создать ветер».  В начале. я спросила у детей, как они считают, откуда появляется ветер?(Как правило, все отвечают, что ветер появляется от того, что колышутся деревья). Объясняю, что ветер – это движение воздуха. Во время проведения опыта, дети получили ниточки, к которым были прикреплены бабочки, сделанные из бумаги. Им необходимо было «создать ветер» - подуть на них. Тем самым они убедились в том, что ветер – это поток воздуха, возникающий при его движении.

Работу по формированию представлений о живой и неживой природе проводила при помощи чтения художественной литературы. (Приложение 6). Я ставила цель, научить детей легко и быстро определять объекты живой и неживой природы. В начале, я спросила детей: что такое живая и что такое неживая природа? За тем объяснила, что к объектом живой природы относятся все живые организмы (растения, животные, насекомые). Они нуждаются во влаге, свете, пище. К неживой природе мы относим: солнце, воду, воздух, огонь. После этого, я читала детям небольшие стихотворения и после каждого спрашивала, к какой природе относится этот объект. В конце уточняю у детей, поняли ли они что такое живая и неживая природа, какие к ним относятся объекты.

Проводились различные наблюдения во время прогулки.(Приложение 8). Например: наблюдение на участке в пасмурную погоду. Цель данного наблюдения: продолжать формировать представления о том, что когда солнца нет и на небе тучи, погоду называют пасмурной. Во время наблюдения, я читала детям небольшие четверостишия о погоде. Сравнивали погоду, которая в данный момент на улице, с погодой изображенной на иллюстрации(солнечной, теплой). Провела игру «Солнышко и дождик». В конце наблюдения дети самостоятельно сделали вывод о том, что погода может изменяться в течении дня.

Для закрепления представлений о частях света, я провела с детьми небольшой  эксперимент. Целью его являлось: закрепление знаний о частях света(север, юг, запад, восток), знакомство с компасом, его назначением и техникой использования. Эксперимент проводился на открытом воздухе, во время прогулки. Я попросила детей назвать 4 стороны света. Спросила, где они находятся и как об этом можно узнать. Рассказала детям, что там где у нас встает солнце – это восток, а там, где оно заходит – запад. Но как же нам определить север и юг? Рассказала, что в этом нам может помочь природа: у деревьев с северной стороны меньше веточек и растет мох, противоположная ему сторона будет южной. Но если нет деревьев? За тем сообщила, что для того, чтобы узнать, где находится какая-то из сторон света, можно использовать прибор под названием – компас. Показала детям компас, рассказала, что его стрелка всегда показывает расположение севера, и куда бы мы не повернули бы его, он все время будет определять север. После этого мы решили проверить приметы о деревьях. Мы подошли к дубу. Дети должны были определить, где находится север по внешним характеристикам дерева. Они самостоятельно обследовали все и сказали о своем предположении.  После чего мы проверили правильность с помощью компаса. Дети правильно назвали, где находится север. За тем по логике они определяли остальные стороны света. В конце обобщили полученные знания.

В свободное от занятий время, я читала детям художественную литературу: стихотворения, загадки, которые имели развивающий и в тоже время обучающий характер. (Приложение 7,6)

В ходе проведения мною данных форм работы, я выявила, что детям очень нравятся различные игры, опыты, наблюдения, эксперименты, которые развивают детей, способствуют накоплению представлений об окружающем мире. Художественное слово заинтересовывает детей, активизирует их, вызывает желание отвечать на вопросы.

С целью выявления полученных и усвоенных детьми знаний, в контрольном эксперименте была проведена контрольная диагностика, результаты которой занесены в таблицу. Диагностика включает в себя задания констатирующего эксперимента.

 

 

Фамилия и имя ребенка

Знания живой и неживой природы

Представления о внешних характеристиках растений

Знания агрегатных состояний веществ

Знание сторон света

Общий балл

1.Давыденко Алеся

2

2

3

3

2,5

2.Зарянкин Ярослав

2

2

2

2

2,26

3.Барашко Яна

3

3

3

3

3

4.Чмыхов Никита

3

2

2

2

2,26

5.Шкутова Алина

2

3

3

2

2,5

6.Петручук Павел

2

2

2

1

1,75

7.Климова Виолета

3

3

2

2

2,5

8.Шкутов Артем

3

2

2

2

2,5


 

По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний детей об окружающем мире повысился, что можно проследить на диаграмме:

 

Также можно проследить то, что уровень знаний об окружающем мире у девочек выше, чем у мальчиков, что обусловлено индивидуальными  половыми особенностями детей. Но в тоже время уровень знаний об  окружающем мире у мальчиков развиваются в норме.

 

 

 

 

Заключение

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель, но и воспитатель: «Природа источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека не только взрослого, но и подрастающего».

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского