Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:16, курсовая работа
Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Роль природы в познании красоты…………………………………………….6
Природа – источник здоровья…….……………………………………...…….7
Методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой…………………………………………………………….9
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………
Чем сильнее стремление к познанию, тем с большем интересом работают дети, тем глубже раскрывается исследовательский характер труда. Поток информации из окружающего мира становиться особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслить помогают руки, когда в труде ребенок стремиться найти ответ на волнующий его вопрос, открыть загадку, убедиться в истинности того, что пока осмысливается как предположения. Настоящим мыслителем становится ребенок, который стал тружеником, но не по принуждению, а по искреннему желанию. Источником детского желания трудиться является прежде всего желание узнать. Если это желание развивается, у детей крепнет интерес к труду. То, что в практике воспитатель называет любовью к труду, является сплавом любознательности, пытливости и чувства собственного достоинства.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», - писал А.Дистервег. В наши дни исследовательский подход к явлениям окружающего мира приобретает особенно большое значение. Очень важно, чтобы способ мышления учащихся основывался на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, анализ, сравнение и сопоставление фактов. Наблюдая явления и картины природы, ребенок овладевает формами и процессами мышления, обогащается понятиями, каждое из которых наполняется реальным смыслом причинно-следственных связей, подмеченных зорким глазом пытливого наблюдателя. Опыт подтвердил, что мышление детей, которые познают окружающий мир по методу В.А. Сухомлинского, отличается замечательной особенностью: оперируя абстрактными понятиями, ребенок мысленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых эти понятия сформировались.
Таким образом, наблюдения за явлениями окружающего мира помогают в развитии умственных способностей, нравственно-волевых качеств, затрачивают чувства и мысли, являются источником знаний и духовной потребностью.
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире.
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения №11 города Рогачева. Было выбрано 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки от 5 до 6 лет.
Список экспериментальной группы:
Для выявления у детей группы «Фантазеры» уровня представлений об окружающем мире в констатирующем эксперименте мною был выбран метод диагностики при помощи игровых упражнений. Игровые упражнения проводились во время самостоятельной деятельности детей и включали в себя следующие задания:
Задание №1: учить находить явления живой и не живой природы в ближайшем окружении (в группе). Прошу детей найти в группе объекты живой природы, назвать их, перечислить некоторые объекты неживой природы.
Задание №2: сравнивать внешние характеристики 2 растений: комнатного () и растений цветника (). Детям предлагаются 2 растения и они должны назвать их отличительные черты, определить почему, является комнатным растением, а -растением цветника.
Задание №3: расширять знания детей о различных агрегатных состояниях воды (твердое, жидкое, парообразное). Называю детям какое-нибудь вещество (например «сосулька»), а дети должны определить и описать его агрегатное состояние.
Задание №4: выявить уровень знаний детей о сторонах света: север, юг, запад, восток. В этом задании детям необходимо правильно ответить на некоторые вопросы:
Мною были выбраны следующие направления для диагностики, которые в совокупности составляют уровень представления детей об окружающем мире:
Фамилия и имя ребенка |
Знания живой и неживой природы |
Представления о внешних характеристиках растений |
Знания агрегатных состояний веществ |
Знание сторон света |
Общий балл |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
1,75 |
2.Зарянкин Ярослав |
1 |
1 |
2 |
1 |
1,25 |
3.Барашко Яна |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,5 |
4.Чмыхов Никита |
3 |
1 |
2 |
1 |
1,75 |
5.Шкутова Алина |
2 |
2 |
3 |
2 |
2,25 |
6.Петручук Павел |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7.Климова Виолета |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,75 |
8.Шкутов Артем |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,5 |
На основе диагностики, результаты которой отображены в таблице, можно сделать вывод, что у детей средний уровень знаний об окружающей природе. Дети часто обращаются за помощью к воспитателю. Воспитатель подсказывает, объясняет, показывает.
Для решения задач по ознакомлению детей с окружающим миром я проводила следующие формы работы:
Так мною была проведена игра «Узнай и назови» (Приложение 4 ). Целью которой я определила расширить представления детей о лекарственных растениях, местах и времени их произрастания, внешнем виде. В начале игры – сюрпризный момент: в гости пришла Красная шапочка и принесла в корзинке картинки с лекарственными растениями. Детям необходимо рассказать об этих растениях, когда и где они растут. Рассказы детей могут дополняться. В конце спрашиваю, о каких растениях мы сегодня беседовали, почему они называются лекарственными. Уточняю, все ли дети усвоили данный материал.
Также мною были проведены следующие опыты: «Какая лужа высохнет быстрее?», «Ветер-это движение воздуха». Целью данного опыта является: формирование у детей представлений о том, в результате чего появляется ветер, как можно «создать ветер». В начале. я спросила у детей, как они считают, откуда появляется ветер?(Как правило, все отвечают, что ветер появляется от того, что колышутся деревья). Объясняю, что ветер – это движение воздуха. Во время проведения опыта, дети получили ниточки, к которым были прикреплены бабочки, сделанные из бумаги. Им необходимо было «создать ветер» - подуть на них. Тем самым они убедились в том, что ветер – это поток воздуха, возникающий при его движении.
Работу по формированию представлений о живой и неживой природе проводила при помощи чтения художественной литературы. (Приложение 6). Я ставила цель, научить детей легко и быстро определять объекты живой и неживой природы. В начале, я спросила детей: что такое живая и что такое неживая природа? За тем объяснила, что к объектом живой природы относятся все живые организмы (растения, животные, насекомые). Они нуждаются во влаге, свете, пище. К неживой природе мы относим: солнце, воду, воздух, огонь. После этого, я читала детям небольшие стихотворения и после каждого спрашивала, к какой природе относится этот объект. В конце уточняю у детей, поняли ли они что такое живая и неживая природа, какие к ним относятся объекты.
Проводились различные наблюдения во время прогулки.(Приложение 8). Например: наблюдение на участке в пасмурную погоду. Цель данного наблюдения: продолжать формировать представления о том, что когда солнца нет и на небе тучи, погоду называют пасмурной. Во время наблюдения, я читала детям небольшие четверостишия о погоде. Сравнивали погоду, которая в данный момент на улице, с погодой изображенной на иллюстрации(солнечной, теплой). Провела игру «Солнышко и дождик». В конце наблюдения дети самостоятельно сделали вывод о том, что погода может изменяться в течении дня.
Для закрепления представлений о частях света, я провела с детьми небольшой эксперимент. Целью его являлось: закрепление знаний о частях света(север, юг, запад, восток), знакомство с компасом, его назначением и техникой использования. Эксперимент проводился на открытом воздухе, во время прогулки. Я попросила детей назвать 4 стороны света. Спросила, где они находятся и как об этом можно узнать. Рассказала детям, что там где у нас встает солнце – это восток, а там, где оно заходит – запад. Но как же нам определить север и юг? Рассказала, что в этом нам может помочь природа: у деревьев с северной стороны меньше веточек и растет мох, противоположная ему сторона будет южной. Но если нет деревьев? За тем сообщила, что для того, чтобы узнать, где находится какая-то из сторон света, можно использовать прибор под названием – компас. Показала детям компас, рассказала, что его стрелка всегда показывает расположение севера, и куда бы мы не повернули бы его, он все время будет определять север. После этого мы решили проверить приметы о деревьях. Мы подошли к дубу. Дети должны были определить, где находится север по внешним характеристикам дерева. Они самостоятельно обследовали все и сказали о своем предположении. После чего мы проверили правильность с помощью компаса. Дети правильно назвали, где находится север. За тем по логике они определяли остальные стороны света. В конце обобщили полученные знания.
В свободное от занятий время, я читала детям художественную литературу: стихотворения, загадки, которые имели развивающий и в тоже время обучающий характер. (Приложение 7,6)
В ходе проведения мною данных форм работы, я выявила, что детям очень нравятся различные игры, опыты, наблюдения, эксперименты, которые развивают детей, способствуют накоплению представлений об окружающем мире. Художественное слово заинтересовывает детей, активизирует их, вызывает желание отвечать на вопросы.
С целью выявления полученных и усвоенных детьми знаний, в контрольном эксперименте была проведена контрольная диагностика, результаты которой занесены в таблицу. Диагностика включает в себя задания констатирующего эксперимента.
Фамилия и имя ребенка |
Знания живой и неживой природы |
Представления о внешних характеристиках растений |
Знания агрегатных состояний веществ |
Знание сторон света |
Общий балл |
1.Давыденко Алеся |
2 |
2 |
3 |
3 |
2,5 |
2.Зарянкин Ярослав |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,26 |
3.Барашко Яна |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4.Чмыхов Никита |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,26 |
5.Шкутова Алина |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
6.Петручук Павел |
2 |
2 |
2 |
1 |
1,75 |
7.Климова Виолета |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,5 |
8.Шкутов Артем |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний детей об окружающем мире повысился, что можно проследить на диаграмме:
Также можно проследить то, что уровень знаний об окружающем мире у девочек выше, чем у мальчиков, что обусловлено индивидуальными половыми особенностями детей. Но в тоже время уровень знаний об окружающем мире у мальчиков развиваются в норме.
Заключение
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель, но и воспитатель: «Природа источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека не только взрослого, но и подрастающего».