Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Роль природы в познании красоты…………………………………………….6
Природа – источник здоровья…….……………………………………...…….7
Методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой…………………………………………………………….9
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсава.docx

— 463.95 Кб (Скачать файл)

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. 
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило. 
Солнце ярче засветило. 
Стало жарче припекать, 
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима: 
Стужа, вьюга, холода. 
Выходите погулять. 
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

  «Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. 
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) 
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. 
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? 
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), 
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д. 
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;

  1. трясогузка, паук, скворец, сорока;

  1. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

  1. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

  1. пчела, стрекоза, енот, пчела;

  1. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

  1. таракан, муха, пчела, майский жук;

  1. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

  1. лягушка, комар, жук, бабочка;

  1. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). 
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. 
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.  
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. 
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. 
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

  «Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

  «Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.

 

Приложение 5

Опыт №1

«Ветер – это движение воздуха»

Воспитатель предлагает  посмотреть в окно – есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель, устраивает сквозняк, и тогда – ветер приходит в гости). Можно поздороваться с ним. Потом воспитатель предлагает подумать, от куда приходит ветер? Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздает ниточки, на которых прикреплены бабочки, вырезанные из бумаги. Дети делают глубокий вдох и дуют на ниточки. Бабочки улетают благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Опыт №2

«Какая лужа высохнет быстрее»

- Ребята, вы помните, что  остается после дождя? (Лужи). Дождь  иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие  лужи, а после маленького дождя  лужи бывают…(маленькими). Предлагает  посмотреть, какая лужа высохнет  быстрее – большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на  асфальте, оформляя разные по  размеру лужи). Почему маленькая  лужа высохла быстрее? (Там воды  меньше). А большие лужи иногда  высыхают целый день.

Вывод: о чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее?

Опыт №3

«Сухой песок может сыпаться»

Предложить детям набрать в кулачок песка горсть и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

Приложение 6

Ветер

Ветер, ветер озорной,

Подружись-ка ты со мной.

Помоги поднять мне змея,-

Сам взлететь он не сумеет.

Дождь

Капли дождевые,

Водяные крошки,

Не стучите, капли

Вы в мои окошки.

Все равно окошки не открою вам,

Лучше пробежитесь,

Капли, по лугам.

Солнце

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Синичка

Очень зябко птичке –

Маленькой синичке.

 

Я принес ее домой,

От мороза спрятал.

И поет она зимой мне

И всем ребятам.

Ласточка

Не шумите… тише… тише…

Вот уже который год

Ласточка у нас под крышей

Гнездышко весною вьет.

Лишь в родимые пределы

Позвала ее весна,-

Словно школьница, скромна,

Платье темное одела.

С белым фартуком она.

Березка

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

Зелеными сережками

Царица-осень

Царица-осень входит тихо 
И в тонких пальцах кисть дрожит. 
Она неспешно, но так лихо, 
Над гаммой красок ворожит. 
 
Её глаза чаруют небо 
И перстень выкинув в окно, 
Царица прогоняет лето, 
Но отдаёт своё тепло. 
 
Пройдясь по маковкам деревьев, 
Рассыпав вновь янтарный цвет, 
И в каждом шаге зная меру, 
Подарит свой прекрасный свет. 
 
А в октябре шальная осень 
Пойдет в безумный, страстный пляс,  
Ей будут говорить, что поздно, 
Она же крикнет:"Всё для вас!" 
 
Но танец свой закончит всё же 
И скромно платье подобрав, 
Тихонько сядет на пороге, 
Да скажет:"Уходить пора..." 
 
Зима-колдунья вновь ступает 
И первый снег летит уже. 
Царица молча отступает, 
Но возвратится в сентябре.

Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели 
Снег подымут от земли. 
Улетают, улетели, 
Улетели журавли. 
Не слыхать кукушки в роще. 
И скворечник опустел. 
Аист крыльями полощет – 
Улетает, улетел.

 

 Лист качается узорный 
В синей луже на воде. 
Ходит грач с грачихой чёрный 
В огороде по гряде. 
Осыпаясь, пожелтели 
Солнца редкие лучи. 
Улетают, улетели, 
Улетели и грачи.

 

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского