Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Природа – благоприятный источник воспитания человека. Но с познанием природы лишь начинается становление ума, чувств, взглядов, убеждений. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Сущность метода В.А.Сухомлинского ознакомления детей старшего дошкольного с природой
Роль природы в познании красоты…………………………………………….6
Природа – источник здоровья…….……………………………………...…….7
Методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой…………………………………………………………….9
Глава 2 Изучение эффективности метода В.А Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой
2.1Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире…………13
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсава.docx

— 463.95 Кб (Скачать файл)

Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Он, лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Ознакомление дошкольников с природой имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных  проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.  Все выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение природе, как средство воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольника приобретает особую остроту и актуальность. Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности,

интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Таким образом, в ходе проведенной мною работы была подтверждена гипотеза о том, что ознакомление детей с природой по методу В.А Сухомлинского является эффективным средством всестороннего развития личности ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Веретенникова, С.А Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. М., 1973, 5-6 с.
  2. Сухомлинский, В.А Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. М., 1981, 129-
  3. Монахов, Н.И Умом и сердцем/ Н.И. Монахов. М., 1982.
  4. Сухомлинский, В.А О воспитании/ В.А. Сухомлинский. М., 1975.
  5. Сухомлинский, В.А Как воспитать на стоящего человека/ В.А. Сухомлинский. М., 1978.
  6. Сухомлинский, В.А Рождение гражданина/ В.А. Сухомлинский. М., 1979, 287 с.
  7. Сухомлинский, В.А Гуманист. Мыслитель. Педагог./ В.А. Сухомлинский. М., 1991.
  8. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду/ Прошкина И.В. М., 2008г.,13-14 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе «Фантазеры»

Тема: «Напоминающие знаки»

Программное содержание: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии и творчеству, вызвать у них желание вносит посильный вклад в природоохранительное воспитание населения, совершенствовать навыки рисования карандашами, воспитывать дружеские отношения, интерес к занятию, любовь к природе.

Методы и приемы: наглядные (показ иллюстраций), словесные(беседа, художественное слово, вопросы, указания), практические(рисование).

Материал: иллюстрации, карандаши, бумага.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения в природе.

Подготовка воспитателя: написала конспект, подбор материала, работа с литературой.

Ход:

Дети сидят полукругом на стульчиках. Показываю им карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагаю детям рассказать, сто обозначает каждый знак. Спрашиваю, почему нужно поступить так, а не иначе. Дети получают возможность подробно рассмотреть картинки, которые их заинтересовали. Разбираем с детьми рисунки, смысл которых они не поняли.

Показываю им примеры: ставиться картинка с изображением подметающего ежа, читаю четверостишие:

Ёж пыхтит и морщится:

-Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

В.Е.Борейко

Даю детям задание придумать свои знаки, кто может надписи для них, чтобы вызвать желание у отдыхающих на природе вести себя культурно и не причинять ей вреда.  Провожу с детьми физкультминутку:

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко (стучат пальцем по полу).

Не ходите далеко (грозят пальцем).

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Выпили водицы (запрокинуть голову вверх)

Полное корытце (руки в стороны).

Дети садятся за столы и начинают рисовать рисунки. Кому необходимо – помогаю.

Затем собираем все рисунки на столе, каждый ребенок рассказывает о своем знаке.

Провожу игру «Запрещенное движение».

В конце занятия провожу анализ занятия, спрашиваю у детей, чем они занимались на занятии, что для себя выделили важным. Даю им положительную оценку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе «Фантазеры»

Тема: Подарим елку.

Программное содержание: Учить детей бережно относиться к лесу и растущим деревьям, воспитывать чувство сопереживания, коллективизм, смелость. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, учить правильно и аккуратно выполнять работу, доводить дело до конца, доставить детям радость подготовкой к праздникам.

Методы и приемы: беседа, рассказ, указания, вопросы.

Материал: клей, кисточки, зеленая бумага, ножницы, кружочки, тряпочки, подставочки, конверт.

Подготовка воспитателя: Написание конспекта, подготовка материала и оборудования.

Ход:

Спрашиваю у детей:

-Ребята, какой скоро праздник? А за что вы любите Новый  Год?(За подарки, елку, за то, что  сем весело).

Имитирую стук в дверь.

-Кто-то к нам стучится, пойду, посмотрю.

За дверью сидит заранее приготовленный игрушечный заяц. Беру зайца в руки и спрашиваю:

-Заинька, что случилось?(Прикладываю  его к уху), говорю детям:

Зайчик очень взволнован тем, что какой-то разбойник хотел срубить елку в лесу, под которой он родился. Все звери возмутились и выгнали его из леса. Однако зайчик все равно беспокоится и хочет, чтобы ребята помогали бороться с разбойниками, которые, рубят деревья, лишая зверей, птиц благополучия, сокращая лесные угодья.

Объясняю детям, что рубить елки в лесу нельзя, что у хорошего Деда Мороза есть специальный питомник, в котором он выращивает елки для праздников. Из этого питомника Дед Мороз и рассылает их на елочные базары.

- давайте сделаем разбойникам на Новый Год подарки: мы подарим им елочки!

 Но для начала мы с вами немножко разомнемся.

Станьте так, чтобы друг другу не мешать:

Мы растем как елочки

Поднимаясь вверх.

И расправим иголочки

Удивим вас всех.

И покажем как красив

Наш праздничный наряд.

Мы порадуем сегодня взрослых и ребят!

-Молодцы, ребята, садитесь  за свои места. Сегодня мы будем делать елочки из цветной бумаги…

На столах у детей лежат зеленые квадраты. Им необходимо разрезать их по диагонали, за тем с помощью кружочков и полосок украсить елочки.

-Молодцы ребята, несите  свои елочки на наш стол. Какие  они у вас все красивые, яркие, нарядные! Теперь мы положим в  новогодний конверт, отправим в  лес разбойникам, чтобы они больше  не рубили зеленых елочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конспект занятия по экологии 
для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:   Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Совершенствовать навыки рисования карандашами.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; графическая модель с обобщёнными признаками птиц.

Словарная работа: Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Подготовка воспитателя: подбор материала и оборудования, написание конспекта, работа с литературой.

Ход:

Показываю детям силуэт птицы и спрашиваю:

- Кому посвящена наша  встреча, догадались? (Дети, рассматривая  модель, приходят к выводу, что  разговор пойдёт о птицах). Да, каких только птиц нет на  свете! (Рассматривают иллюстрации  и фотографии). В какое время  года птиц больше. Как называют  птиц, которые на зиму улетают  в тёплые края? А тех, которые  остаются с нами? А каких зимующих  птиц вы знаете? А почему всё-таки  многие птицы улетают? Может быть, они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.

Рассказ о ней прислал и дед Знай (читаю отрывок из произведения  К. Благослонова и В.Строкова «Трясогузка белая»).

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.

-кто-нибудь из вас видел  трясогузку? Почему её называют  спутником человека? Трясогузки  удобно ловить насекомых? Можно  её назвать перелётной птицей? Почему?

Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Показываю рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи.

-Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном  ночью: так безопаснее. А знаете  вы, что во время перелёта многие  птицы придерживаются строгого  порядка? Причём у разных птиц  этот порядок свой: журавли летят  клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются  в прямую линию или образуют  дугу. Скворцы. Дрозды и другая  «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные  птицы (орлы, ястребы) компаний не  признают: летят в одиночку.

-А сейчас мы с вами нарисуем себе птичек. Возьмите и обведите себе птичку (даю им трафареты), и раскрасьте так, как вам хочется.

Дети работают. Затем собираем работы на столе и анализируем их.

-молодцы. Вы все хорошо  справились с заданием, нарисовали  красивых птичек, ярких, фантастических. На этом, наше занятия закончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Экологические игры

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: 
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой по методу В.А. Сухомлинского