Ознакомление дошкольников с дикими животными 

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление дошкольников с дикими животными.docx

— 298.41 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью.

На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения. Очень важно начинать этот процесс с дошкольного детства — периода, когда закладывается основа становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о значимости формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о природных объектах и явлениях.

Живая природа – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др. Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

С раннего возраста дети знакомятся с отдельными животными, учатся их различать по внешнему виду, повадкам, осваивают приемы ухода за ними, наблюдают за их развитием. В среднем дошкольном возрасте появляется возможность показать дошкольникам единство форм живой природы. Конкретные знания о многообразии животного мира могут быть обобщены различными способами.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием животного мира в дикой природе является довольно актуальной и интересной, что и определило выбор темы для исследования.

Объект исследования – процесс ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием диких животных в природе.

Предмет исследования – методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.

2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.

3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ биолого-экологической и психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; беседы; анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальной базой явилось дошкольные учреждения № 355 г. М.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ

1.1. РОЛЬ ПРИРОДЫ  В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Взаимоотношение человека с природой — актуальный вопрос современности.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой дошкольного образования.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников развивали Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и многие другие педагоги. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи происходящих в ней процессов — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.

В дошкольном возрасте у ребенка, в ходе специально организованного педагогического воздействия, формируются представления о закономерностях окружающего мира, что служит важным этапом умственного развития ребенка.

Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, с животным миром, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний.

Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира.

В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой.

В старшем дошкольном возрасте представления детей о диких животных являются, в основном, разрозненными и неполными. Создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений дошкольников о диких животных в ходе занятий в детском саду, будет способствовать формированию более целостных представлений о диких животных.

Причины неправильного отношения к природе:

    • недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
    • низкий уровень развития наблюдательности;
    • недостаточный опыт общения с природой;
    • слабый уровень владения навыками ухода;
    • плохой пример взрослых;
    • несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.).

1.2. ВЗГЛЯДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ИХ СВЯЗЕЙ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

У дошкольников накапливается немаленький объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни диких животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

По исследованиям А.М. Федотовой, Е.Ф. Терентьевой, Е.И.Золотовой, дети дошкольного возраста называют от 10 до 45 диких животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства диких животных оказываются неточными и неглубокими.

Тем не менее, к концу 5 года жизни у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах дошкольники пытаются связать характер поведения диких животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.

В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам.

Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.

Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Стойкое смешение понятий наблюдается и у родителей, и у воспитателей, что отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте.

В дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя диких животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).

На основании обобщения результатов исследований многих авторов можно сделать следующие выводы:

- в дошкольном возрасте у  детей накапливаются в основном  конкретные и разрозненные знания  об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях  их строения и поведения;

- у дошкольников начинают формироваться  обобщенные представления о диких  животных. Положительное влияние  на этот процесс оказывает  речь, когда ребенок в повседневном  общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных;

- общие представления образуются  также в практической деятельности, в процессе которой ребенок  учится группировать предметы  на основе их сходства;

- формирование общих представлений  осуществляется по законам мышления  дошкольника. Ведущую роль при  этом выполняет наглядный образ  дикого животного, в котором отражены  его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ В ПРИРОДЕ

Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с дикими животными