Ознакомление дошкольников с дикими животными 

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление дошкольников с дикими животными.docx

— 298.41 Кб (Скачать файл)

 

3 конкурс "Встреча с  гостем"

Воспитатель. Ребята, послушайте, к нам кто-то стучится.

Гномики (входят и поют песню).

Мы гномики, мы гномики, мы гномики лесные. Стоим на страже леса мы и знаем всех зверят, Нам все в лесу знакомо, все кустики родные, Идем мы на прогулку, зовем с собой ребят. Мы гномики, мы гномики, мы гномики лесные. Мы знаем, где малинник и где места грибные, Известно нам, где белка и где ее дупло, Где у мышонка норка и где ему тепло. Мы гномики, мы гномики, мы гномики лесные. В своем тесовом домике мы весело живем, Надели мы сегодня жилетки расписные, Для вас принарядились и весело поем.

Гномики. Мы гуляли по лесу, лугу, полю и встретили там много животных. А каких животных вы знаете?

Воспитатель. Так вот, среди них возник спор, они совсем разругались, не могут поделить, где чей домик. Давайте поможем им найти их домики. А чтобы узнать, какие животные поспорили, нужно отгадать загадки.

1. Длиннохвоста, белобока, а зовут ее... (Сорока.)

2. Над цветком порхает. Пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка.)

3. Твердый, маленький орех разгрызает  без помех, Словно огненная стрелка, прыгнула на ветку... (Белка.)

Гномики. Вот какие животные пришли к нам. Только они все перепутали. Ребята, помогите нам расселить животных. Смотрите внимательно. (Гномики демонстрируют предметно-схематические модели животных (1 — насекомые; 2 — птицы; 3 — звери). Дети определяют домики, в которых они живут.)

Воспитатель. Пока мы с вами решали спор, к нам пришли животные:

В траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост оторвет,

Другой наживет. (Ящерица.)

Летом в болоте вы ее найдете, Зеленая квакушка, зовут ее... (Лягушка.)

У отцов и у деток, вся одежда из монеток. (Рыбы.)

Воспитатель (дает задание). Отберите модели, которые помогут рассказать о классе земноводных, пресмыкающихся, рыб.

— Вот, для всех животных домики нашлись.

Гномики и животные прощаются. Ведущий подводит итог всей игры, награждает победителей призами — книжками-раскрасками.

 

Конспект занятия "Наблюдение и знакомство с зайцем, лисой, медведем"

 

Программное содержание: учить выделять и называть части тела животных, а также выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы), познакомить с некоторыми сведениями об условиях их жизни, особенностях поведения (живут в лесу, заяц скачет, есть траву, лиса бегает, ловит мышей, медведь ходит, ищет ягоды, мёд).

 

Материал: мягкие игрушки медведя, зайчика, лисы; кукольная мебель стол и два стула, угощения для зверей: бочонок с мёдом, морковь, травка, картины с изображением леса и гор.

 

Ход занятия: воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу и в горах, которые на ней изображены, живут много разных животных. Некоторые из них сегодня пришли к ребятам в гости. Показывает мишку, спрашивает,- «кто это?» Предлагает хорошо рассмотреть мишку, сказать какой он, назвать части тела. Акцентирует внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришёл не один, а со своим братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и орехи, которые они очень любят, но ничего не нашли, и попали в гости к ребятам. Воспитатель предлагает угостить медведей их любимой едой. Далее воспитатель загадывает загадку.

«По лесу прыг-прыг, по травке тык-тык», - предлагает малышам отгадать, кто ещё к ним пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель предлагает угостить зайчика морковкой. Воспитатель сообщает, что к детям пришёл ещё один гость – лисичка. Дети рассматривают игрушку. Воспитатель предлагает усадить лисичку за стол, и угостить мёдом, морковкой, но лиса отказывается.

 

ГОЛОСА ЖИВОТНЫХ

Комар пищит. Пи-пи-пи.

Муха жужжит. Жжу-жжу-жжу.

Лягушка квакает. Ква-ква-ква.

Змея шипит. Ш-ш-ш-ш.

Ворона каркает. Кар-кар-кар.

Волк воет. У-у-у-у.

 

СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Кто ползает?

Ящерица ползает

Гусеница ползает

Червяк ползает

Змея ползает

Кто прыгает?

Лягушка прыгает

Блоха прыгает

Кузнечик прыгает

Заяц прыгает

Кто летает?

Птица летает

Бабочка летает

Жук летает

Пчела летает

Кто плавает?

Рыба плавает

Дельфин плавает

Морж плавает

Кит плавает

 

ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЖИВОТНОЕ

Волк — выслеживает, догоняет, хватает, загрызает, кусает, крадётся, наблюдает, воет, охотится

Заяц — скрывается, прячется, убегает, спасается, прыгает, наблюдает

Лиса — крадётся, выслеживает, догоняет, убегает, хватает, кусает, загрызает, прячется, охотится

Назови нарисованных животных. Кто из этих животных защищается от врагов клыками и когтями?

Закрась кружок возле диких животных красным цветом. Закрась кружок возле домашних животных синим цветом.

Все животные передвигаются, но передвигаются по-разному. Как?

Отметь "птичкой" животных, которые плавают.

Кто как передвигается?

Кто это? А как они передвигаются?

Отметь "птичкой" животных, которые прыгают.

Кто чем питается?

Как называются животные, которым нужна растительная пища? Как называются животные, которые поедают других животных?

Соедини стрелкой животное и его корм.

Отметь "птичкой" животных, которые зимой спят.

Размещено

 

Конспект мероприятия  «Дикие животные»

 

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и расширение словаря по теме (волчье логово, берлога медведя, лисья нора, дупло белки). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

Коррекционные: Формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении, в «зашумленном рисунке». Развитие зрительного внимания, памяти. Работа над фиксацией взора, прослеживающей функции глаза.

Воспитательные: Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, картинки с изображением диких животных (лиса,  медведь, лось, кабан, белка, волк, еж, заяц), домашних животных (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, коза, овца), с изображением леса и дома; картинки – жилища диких животных(волчье логово, берлога, лисья нора, дупло). Трафареты диких и домашних животных, бумага , карандаши, лазерная указка.

 

Ход занятия

У нас сегодня необычное занятие. Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных.

 

Презентация

1 слайд.  Заяц

Вопросы по картинке:

Какая одежда в два цвета на зиму и лето у зайца?

В какое время года изображен заяц на картинке?

2слайд.  Белка

Вопросы по картинке:

На какой цвет меняется шуба у белки зимой?

Что запасает белка на зиму?

3 слайд. Лиса

Вопросы по картинке:

Чем отличается лиса от других животных?

Какой взгляд у лисы на картинке?

4 слайд. Волк

Вопросы к картинке:

Что ищет волк днем и ночью ?

На какое домашнее животное похож волк?

5 слайд. Кабан

Вопросы по картинке:

Что искал кабан возле дуба?

На какое домашнее животное похож кабан?

6 слайд. Медведь

Вопросы по картинке:

Какого цвета шуба у медведя?

Что делает медведь зимой?

7 слайд. Еж

Вопросы по картинке:

Какая шубка у ежика?

Зачем еж сворачивается в клубок?

8 слайд. Лось

Вопросы по картинке:

Как называют лося в загадке?

Чем питается лось?

9 слайд. Отгадайте  животное по силуэту

Вопросы по картинке:

Как вы догадались, что это за животное?

По каким отличительным признакам?

Каждое животное обводится по силуэту лазерной указкой.

10 слайд. Какие животные  спрятались на рисунке

Вопросы по картинке

Сколько всего животных спряталось на картинке?

Каждое животное обводится лазерной указкой по контуру.

11 слайд. Где живут  дикие животные?

12 слайд. Четвертый  лишний (лиса, еж, белка, собака)

Вопросы по картинке:

Почему собака лишняя?

Где живут остальные животные?

13 слайд. Четвертый  лишний(лошадь, свинья, коза, кабан)

Вопросы по картинке:

Почему кабан лишний?

Как одним словом можно назвать остальных животных?

14 слайд. Дикие животные  в лесу

Вопросы по картинке:

Назовите, каких диких животных вы видите на картинке?

Сосчитайте сколько ежат, бельчат, медвежат, лисят изображено.

 

Физкультминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем легко как лисята,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка,

Вот свернулся еж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

 

Задания по подгруппам.

– На столе лежат картинки с животными. Вам надо определить место проживания животных. Под картинкой, где изображен лес, прикрепить диких животных, а под картинкой "дом" – домашних животных.

Дети выполняют задание и рассказывают, каких животных и куда (к дому или лесу) они прикрепили.

– На другом столе лежат картинки с изображением жилищ диких животных. Надо подобрать «дом» каждому животному.

Дети выполняют задание, рассказывают, какие жилища они подобрали и как они называются.

 

Выполнение зрительной гимнастики «Снежинки» на экране.

Детям предлагается выбрать трафарет одного домашнего и одного дикого животного и обвести их. Назвать, кого обвели.

 

 

Итог занятия.

О каких животных мы говорили сегодня на занятии?

Что понравилось больше всего?

 


Информация о работе Ознакомление дошкольников с дикими животными