Ознакомление дошкольников с дикими животными 

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление дошкольников с дикими животными.docx

— 298.41 Кб (Скачать файл)

- выяснить, что дети знают о диких животных, по каким признакам различают животных;

- каковы представления у детей о жизни и приспособленности диких животных в естественных условиях;

- как дети понимают связь животных со средой обитания;

- выявить знания детей о характере питания и передвижения животных, какие у них детеныши,

- как  дикие животные защищаются от  врагов.

Поставленные задачи были решены в процессе нескольких серий констатирующего обследования детей.

Представления детей о диких животных выявлялись двумя способами: в первом случае в качестве наглядности использовались картинки с изображением различных живых существ. Во втором случае использовались натуральные объекты.

В первой серии экспериментов на картинках, с которыми работали дети, было представлено большое разнообразие объектов: животные разных классов – тигр, олень, волк, корова, лошадь, белка, кот, собака, ласточка, аист, уж, черепаха, карась, рак, гусеница, кузнечик, бабочка, жук. Предполагалось, что такое разнообразие материала будет способствовать лучшему выявлению особенностей детских представлений.

Материалы этой серии показывают, что детям при выполнении этого задания легче дается выбор (классификация), чем объяснение. Материалы также показывают, что имеются значительные различия в выполнении задания детьми. Часть детей средней группы не приняли задачу, растерялись, остальные дети действовали осмысленно, но при этом совершали различные ошибки:

а) не знали некоторых животных из списка (уж, аист, олень);

б) присоединяли к диким животным некоторых домашних (лошадь, собака);

в) выбирали не всех диких животных.

Таким образом, результаты выбора показывают, что знания детей о диких животных несколько ограничены по содержанию. Просматривается определенная проблема в знаниях детей о дикой природе: дети еще путаются в представлении о животных дикой природы и домашних животных. Представление о диких животных неполно. Дети относят к понятию "дикого" тех, кто может укусить или злиться (собака, лошадь). Многие понятие "животное" ассоциируют только с млекопитающими. Мелкие животные у части детей вызвали сомнение. Уверенных ответов из 10 было только 3.

Хуже обстоял вопрос с объяснением своего выбора. Большинство детей вообще ничего не объясняли: молчали или давали невнятные, неопределенные ответы. Правильно объяснили свой выбор только 2 ребенка. На вопрос: «Как ты узнал, что это дикое животное?» эти дети ответили: «Потому что оно живет в лесу (в поле)». Эти дети включили в объяснение в обобщенном виде важные признаки: живет самостоятельно, без помощи человека, "не дома", "домик (норку, гнездо) строит себе сам", "человеку не нужно его кормить", "пищу добывает сам".

Объяснения также показывают, что многие дети совсем или почти совсем не знают, что дикие животные живут не только в лесу, но и вокруг нас. Однако они тоже являются дикими: птицы, насекомые, рыбы в пруду.

Таким образом, результаты проведенных экспериментов позволяют сделать вывод, что знания детей о диких животных носят характер представлений, недостаточно полных и правильных, но обнаруживающих тенденцию к развитию и совершенствованию.

Для изучения знаний детей о связях диких животных с условиями среды и выявления особенностей понимания ими этих зависимостей нами была проведена серия экспериментов с разнообразным наглядным материалом.

Первая серия экспериментов была посвящена выявлению знаний детей о функциях отдельных органов и некоторых особенностей поведения животных в связи с условиями их обитания. Преследовалась цель изучения понимания детьми определенных причинно-следственных связей в животном мире. Особое внимание было уделено выявлению знаний, отражающих связь строения отдельных органов известных ребенку животных с условиями существования.

В беседу были включены вопросы о животных различных классов, хорошо знакомых детям, что дало возможность им максимально показать свои знания. (Приложение 1)

Все вопросы разделяются на три группы. Первая группа вопросов имеет своей целью выяснить, насколько правильно и широко дети понимают функции некоторых внешних органов, работа которых доступна для понимания детей. Другая группа вопросов направлена на выявление понимания детьми зависимости функции органа от его строения. Третья группа вопросов направлена на выявление понимания детьми приспособленности животных к определенным жизненным условиям. Таким образом, вопросы, составленные на доступном ребенку материале, затрагивают глубокие и важные зависимости, имеющие место в животном мире.

Анализ полученных данных производился по четырем направлениям:

1) знания детей о функциях отдельных органов животного;

2) знания детей о способах питания животных;

3) знания детей о способах передвижения животных;

4) знания детей о способах защиты животных.

Необходимо отметить неравномерность в уровне знаний детей. Правильных ответов больше на вопросы о функциях органов и значительно меньше на вопросы питания и защиты животных. Неравномерность прослеживается и внутри каждой группы вопросов. Например, относительно функций отдельных органов, – дети лучше знают, зачем птице клюв и хуже – зачем ей нужен хвост. У них более правильные представления о том, почему черепахи передвигаются медленно, чем о том, почему ящерица ползает быстро. Но, несмотря на это, все же процент правильных ответов в большинстве случаев преобладает. Немалый процент составляют неопределенные ответы, т.е. ответы, по которым без дополнительных вопросов невозможно судить, насколько верны те или другие представления ребенка.

Анализ ответов детей с точки зрения точности содержания показывает, что по разным вопросам наблюдается большая неравномерность. Например, большинство детей знает специфические формы защиты таких животных как пчела (жало), ящерица (сброс хвоста), черепаха (панцирь), поэтому точность знаний здесь высока. Но она сильно падает в таких вопросах, как особенности передвижения лягушки в воде и на земле и др. В этих случаях дети не владеют четкими представлениями и поэтому ответы носят общий характер.

Таким образом, подводя итог анализа, можно сделать некоторые выводы относительно характера знания детей. Во-первых, наблюдается большая неравномерность в отношении количества правильных ответов и их точности. Во-вторых, объем знаний по всем вопросам жизни животных невелик. В-третьих, по многим вопросам отсутствуют конкретные знания особенностей строения и поведения животных. Ответы детей носят, как правило, слишком общий или неопределенный характер.

Результаты данной констатирующей серии показали, что дети среднего дошкольного возраста владеют знаниями о функциях отдельных органов и некоторых формах поведения животных, касающихся питания, передвижения, защиты от врагов. Дети лучше знают органы животных, работу которых они могли наблюдать. Значительно хуже дети знают те части тела, функции которых не имеют достаточно яркого и четкого внешнего выражения.

Во второй серии экспериментов детям был предложен литературно-иллюстрированный материал, в котором поведение диких животных представлено в юмористической форме, т.е. было искажено, не соответствовало действительности и, самое главное, не соответствовало особенностям строения животных и вытекающим отсюда их двигательным возможностям.

С самого начала обследования было ясно, что дети понимают комизм содержания читаемых им стихов и показываемых иллюстраций. Лишь небольшой процент детей не знает или неправильно отвечает на вопрос или, отвечая правильно, не дают подробных объяснений.

Например: "Рыбки плавают, по полю гулять они не могут", или лягушки в болоте живут, они прыгают, а летать не умеют. Подавляющее же большинство детей объясняют, почему невозможно, чтобы рыбы гуляли, а жабы летали. Все объяснения относительно жаб сводятся к отсутствию у них крыльев. Относительно рыб часть детей объясняет отсутствием у них конечностей (ног, лап), другая часть детей указывает на более широкую причину - на невозможность рыб жить без воды, откуда происходит и их неспособность передвигаться по суше. Дети это объясняют следующим образом: "Рыбы в воде плавают, они на суше умирают. Лягушки в болоте сидят. Они не умеют летать", "У рыб ножек нет, а у лягушек крыльев нет".

Аналогичным образом дети решают и задачу о ките: "Кит царапался, кусался". Подавляющее большинство детей отвечают правильно, считая это невозможным. В качестве причин указываются те же, что и в первой задаче; отсутствие соответствующих конечностей и невозможность жить в воздушной среде. Кроме того, почти все дети указывают еще и на отсутствие когтей у кита, с помощью которых он мог бы царапаться. Небольшая часть детей видит и в этом причину неспособности кита залезать на забор.

Третья задача – о лисе, забравшейся на дерево, – оказалась для детей более трудной, чем первые две. Около половины детей ответили "не знаю" или же дали неправильные ответы. Но даже те дети, которые правильно ответили, т.е. сказали, что это невозможно, и попытались обосновать, не отразили в своих объяснениях всех тех особенностей строения тела лисы, которые не дали бы ей в действительности оказаться в подобной ситуации. Большинство правильно ответивших детей объясняли так: "Лиса не может прыгать так высоко", "Лиса не может по деревьям лазать, у нее хоть когти и есть, но они не такие, как у кота ".

Все дети правильно оценили ситуацию в целом, правильно указывали на лапы и когти лисы, как на основную причину невозможности осуществления изображенных действий, но никто из них не дал точной конкретной характеристики строения конечностей животного, препятствующего осуществлению таких действий, как большие прыжки в высоту или же лазание по деревьям. В лучшем случае дети пользуются общими сравнениями лисы с белкой или кошкой. Важно также отметить, что часть детей вообще не знает особенностей строения и поведения лисы. Все это говорит о том, что у детей недостаточно четкие представления о лисе и о том, с помощью каких особенностей строения тела она может осуществлять те или иные движения, формы перемещения в пространстве.

Таким образом, анализ результатов данной констатирующей серии показывает следующее. Дети имеют дифференцированные представления о разных способах передвижения, наземных, водных и летающих животных. Наземные - бегают, прыгают, некоторые могут лазать по деревьям, водные - плавают. Дети связывают разные способы передвижения животных с особенностями строения их конечностей и со средой, в которой осуществляется это передвижение. Дети указывают, что для лазания наземным животным нужны "специальные" конечности (лапы, руки, ноги). На необходимость наличия когтей указывает только часть детей. Имеющиеся у детей знания позволяют им правильно ориентироваться в образе жизни и поведении животных, живущих в сильно различающихся природных условиях.

Материалы эксперимента также показывают, что у большинства детей недостаточно четкие представления об особенностях строения конечностей животных и о том, какое строение конечностей может обеспечить выполнение таких действий как прыжок, лазание; дети не достаточно осознают функциональное значение пальцев и когтей.

Третья серия экспериментов ставилась специально для того, чтобы более подробно выявить знания и представления детей в сфере защиты животных от врагов. Предполагалось выяснить, что знают и как ориентируются дошкольники в этом вопросе. Конкретно предстояло узнать, какие способы защиты животных от врагов знакомы детям, каким образом дошкольники распознают хищных и мирных животных.

Методика включает несколько вопросов общего характера: "Как животные защищаются и спасаются от своих врагов? Куда и как животные могут прятаться?" и несколько конкретных задач с иллюстративным материалом. С помощью вопросов предполагалось выяснить знания детей о способах защиты животных, с помощью задач - выяснить, на какие признаки внешнего строения животных ориентируются дети, распознавая хищных и травоядных животных.

Всего детьми названо восемь различных способов защиты животных от врагов, действительно существующих в природе. Подавляющее большинство детей назвали такие формы, как бегство (убегает, уплывает, улетает), ответное нападение (кусает, царапает, ударяет хищника), прятание в свое убежище (в нору, дупло, воду, песок, траву). Знаком детям и способ защиты при помощи покрова с иглами или твердого покрова, типа панциря. Хоть и в меньшей степени, но все же известен детям способ прятания животных при помощи маскировочной окраски. Отдельными детьми были названы такие способы, как запугивание, обманные действия, защита с помощью ядовитых средств. Таким образом, беседа с детьми показала, что у них имеются некоторые представления о способах защиты мирных животных от хищников.

На вопросы, поставленные в общей форме, дети отвечали по-разному: одни давали ответы тоже в общей форме, другие - говорили о способах защиты на примерах конкретных животных. Например: "Еж защищается колючками. Черепаха прячется в панцирь. Заяц меняет цвет шкурки: летом –серая, а зимой белая. Белка прячется в дупло". Ответы в общей форме звучали так; "Животные защищается колючками, иглами, копытами, бегом, зубами"; или "Они убегают в лес и прячутся за кусты, за большую гору".

В количественном отношении дети дали больше ответов общего характера. Такие ответы детей касались в основном таких форм защиты, как бегство, прятание, т.е. которые свойственны не только животным, но и людям; и о которых у детей уже сформировалось обобщенное представление.

Многие дети придавали большое значение прятанию животных в своих "домиках". Это представление не соответствует действительности. В природе приближение любой опасности вынуждает многих животных покидать свои убежища, т.к. они недостаточно надежды. У детей же представление о надежности убежища животных видимо тесно связано с представлением о надежном жилище человека.

Таким образом, результаты данного эксперимента показали, что дети среднего дошкольного возраста обладают как обобщенными, так и некоторыми конкретными знаниями о способах защиты животных от врагов.

На вопрос "Что такое хищник?" половина детей вообще не сумели дать ответ. Некоторые дети, высказавшие свое отрицательное эмоциональное отношение к хищникам, отметили, что это "страшные", "вредные", "злые" животные. Меньше половины обследованных детей дали правильные ответы, причем часть из них лишь только перечислили знакомых им хищных животных, не объяснив, почему же они так называются. Другая часть детей указало поведенческий признак хищников - способность нападать и поедать других животных. Ответы дошкольников звучали так: "Хищники нападают на маленьких зверьков", "Хищники едят зайцев". Некоторые дети, наряду с животными, указали, что хищники едят людей.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с дикими животными