Гендерные особенности памяти старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме: развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
Подобрать методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Провести исследования по выявлению гендерных особенностей памяти старших дошкольников.
На основе анализа изученных результатов выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Гендерные особенности памяти………………………………………………4
1.1. Память, как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории……………………………………………………………………………..4
1.2. Особенности памяти в зависимости от гендера………………………..14

2.Особенности памяти старших дошкольников………………………………21
2.1. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте ……………………21
2.2. Гендерные отличия памяти в старшем дошкольном возрасте……….28

3.Исследование гендерных различий памяти старших дошкольников………32
3.1. Организация и методы исследования……………………………………32
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.68 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Карельский государственный педагогический университет»

Факультет Дошкольной и социальной

педагогики  и психологии

Кафедра Физического и психического

здоровья  ребенка

 

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 

ПАМЯТИ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Курсовая  работа по детской психологии

 

 

 

Выполнила:

 

Рецензент:

старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

      

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Гендерные особенности памяти………………………………………………4

   1.1. Память, как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории……………………………………………………………………………..4

  1.2. Особенности памяти в зависимости от гендера………………………..14

 

2.Особенности памяти старших дошкольников………………………………21

  2.1. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте ……………………21

  2.2. Гендерные отличия памяти в старшем дошкольном возрасте……….28

 

3.Исследование гендерных различий памяти старших дошкольников………32

  3.1. Организация и методы исследования……………………………………32

  3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….38

 

Заключение………………………………………………………………………41

Приложения……………………………………………………………………..42

Список литературы……………………………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В нашей науке гендерная психология только начинает развиваться. Проводятся исследования в различных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии — гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), состояние женщин во время беременности и после родов (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова), материнство (Г. Г. Филиппова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко) и др. Как видно из этого перечня, в основном разрабатывается психология половых и гендерных различий. Психология гендерных отношений делает первые шаги.

     Еще менее изученными нашими  психологами являются гендерные  различия психических процессов, таких как память, ребенка старшего дошкольного возраста.

     Старший дошкольный возраст – это сенситивный период развития памяти. В этом возрасте важно учитывать особенности развития памяти в зависимости от пола. Поэтому тема данного исследования становится актуальной.

    

 

 

 

 

 

        Актуальность данного исследования состоит в том, что для дальнейшего развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста, необходимо учитывать гендерные особенности памяти.

Исходя  из этого проблема исследования гендерных  отличий памяти становится интересной для изучения.

Объект исследования:  память детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: гендерные особенности памяти старшего дошкольника.

Цель  исследования: Изучить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме:  развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
  2. Подобрать методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести исследования по выявлению гендерных особенностей памяти старших дошкольников.
  4. На основе анализа изученных результатов выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза: Мы предполагаем, что имеются гендерные особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста:

-у девочек старшего дошкольного возраста преобладает  зрительная и слуховая память,

-у мальчиков преобладает логическая память.

 

 

 

  1. Гендерные особенности памяти
    1. Память, как психический процесс

С тех  пор как у человека, уже прошедшего огромный путь становления, сформировались высшие формы отражения действительности – сознание и самосознание, способность воспоминания или памяти, стала для него одной из самых интересных и манящих загадок [29, стр.3]

Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление  или движение составляют известный  след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.[28, стр.235]

 Из трудов  Рогова Е.И. следует, что память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки её хранения.[28,стр.236]

Для выделения  различных видов памяти выступает  зависимость её характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению[28,стр.245]. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с основными критериями:

  • В зависимости от времени сохранения материала выделяют:

Кратковременную память – это способ хранения информации в течение непродолжительного времени (до 20 секунд), после чего в памяти остается обобщенный образ.

Долговременную память – это способ хранения информации в течение практически неограниченного времени.

Оперативная память – это способ хранения информации, в течение заранее установленного времени, от нескольких секунд до нескольких дней. Она занимает промежуточное место между кратковременной и долговременной памятью.

Иконическая память – это непосредственное отражение воздействий на органы чувств, т.е. «Память – Образ». Продолжительность времени её от 0,1 до 0.5 секунд.

  • По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют:

Двигательную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональную память – память на чувства

Образную  память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами.[26,стр.89]

Словесно - логическую – это наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно – логической.

  • По участию воли в процессах памяти выделяют:

Непроизвольную память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

Произвольную память – целенаправленный процесс запоминания и воспроизведения, при непосредственном участии воли.

Постоянные  структурные подразделения системы  памяти, разработал психолог Р.Аткинсон. Основными структурными подразделениями являются три компонента: сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище .[4, стр.9]

Предъявление  стимула сопровождается немедленной  записью его по соответствующим  сенсорным параметрам. Применительно  к зрительной системе форма такой  записи достаточно хорошо известна. Действительно, специфические особенности  зрительной памяти (в том числе распад за несколько сотен миллисекунд  первоначально точного зрительного  образа) позволяют нам с уверенностью рассматривать систему как самостоятельный  компонент памяти. Очевидно, входная  информация других сенсорных модальностей также подвергается некоторой первоначальной записи. [4.стр.10]

Второй  основной компонент системы –  это кратковременное хранилище. Это хранилище можно считать "оперативной памятью" индивида. Считается, что информация, поступающая в кратковременное хранилище, полностью стирается и исчезает; однако время, необходимое для исчезновения этой информации, здесь значительно больше по сравнению с временем в сенсорном регистре. Характер информации в кратковременном хранилище необязательно зависит от вида сенсорного входа. Например, слово, предъявленное визуально, может быть передано посредством перекодировки из зрительного сенсорного регистра в кратковременную слуховую память.[4,стр.10]

Трудно  оценить скорость распада информации в кратковременном хранилище, так  как это определяется в значительной мере процессами, находящимися под  контролем индивида (например, он может  привести в действие механизмы повторения). В среднем информация стирается и утрачивается приблизительно за 15-30 сек.[4,стр.10]

Последний из основных компонентов системы  является долговременное хранилище. От предыдущих оно отличается тем, что сохраняющаяся здесь информация не стирается и не исчезает так, как это происходит  там. Вся информация, оказавшаяся в сенсорном регистре и в кратковременном хранилище, в конечном счете, полностью утрачивается, тогда, как в долговременном  хранилище информация сохраняется практически вечно (хотя она может быть модифицирована или временно оказаться недоступной под влиянием новой информации).[4,стр.10]

Вполне  очевидно, что существует тесная связь  между кратковременным и долговременным хранилищами. Как правило, информация в кратковременное хранилище  поступает непосредственно из долговременного  хранилища и лишь опосредованно  из сенсорного регистра. Так зрительно  предъявляемое слово не может  попасть из кратковременного хранилища  в качестве слухо - вербального элемента информации до тех пор, пока путем  поиска и сопоставления в долговременном  хранилище не найдено вербальное представление этого зрительного образа.[8, стр.216-218]

Перенос из кратковременного хранилища в  долговременное хранилище может  считаться постоянной составляющей памяти; всякая находящаяся в кратковременном  хранилище информация в той или  иной степени переносится  в долговременное хранилище. Важный аспект этого переноса состоит, однако, в том, что в результате процессов управления переносимая  информация может значительно различаться по объему и форме.[8. Стр.219]

Генезис любого акта памяти включает в себя, по существу, три процесса: а) запоминание, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; иногда эта фаза сводится к мгновенному перцептивному акту, однако она может характеризоваться более или менее сложной деятельностью, которая проявляется при последовательных повторениях и приводит к постепенному усвоению материала; б) сохранение, охватывает более или менее длительный период времени, в ходе которого запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии; в) актуализации и воспроизведение  усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы, доступные наблюдению.[32,стр.71]

       Первоначальная форма процесса запоминания – так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре головного мозга.[ 28, стр.248]

        Непроизвольно запоминается много  из того, с чем человек встречается  в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной  жизни, поступки людей и т.д.  Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное  значение для человека.

       От непроизвольного запоминания  надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Поставленная цель – запомнить – играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания.[28, стр.248]

     Подавляющее большинство наших  систематических знаний возникает  в результате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. Человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.[28.стр.249]

Информация о работе Гендерные особенности памяти старших дошкольников