Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа
В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
С.Л. Рубинштейн различал следующие виды памяти: [20, с. 290]
- моторную память, выражающуюся в навыках и привычках;
- образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
- память на мысли (логическую);
- память на чувства (
В основу другой видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака): [10, С. 117]
- объект запоминания, то есть то, что запоминается: предметы и явления, мысли, движения, чувства;
- степень волевой регуляции памяти.
- длительность хранения памяти.
Соответственно первому критерию
выделяют такие виды памяти, как образная,
словесно-логическая, двигательная и эмоциональная.
Образная память - это запоминание, сохранение
и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся
предметов и явлений действительности.
Различают подвиды образной памяти - зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную
и вкусовую. Зрительная и слуховая
память наиболее отчетливо проявляется
у всех людей, а развитие осязательной,
обонятельной и вкусовой памяти связано
преимущественно с различными видами
профессиональной деятельности (например,
у дегустаторов пищевой промышленности,
специалистов парфюмерного производства)
или наблюдается у людей, лишенных зрения
и слуха [20, с. 274]. Высокого развития достигает
образная память у людей, занимающихся
искусством: художников, музыкантов, писателей.
Словесно-логическая память
выражается в запоминании, сохранении
и воспроизведении мыслей, понятий, словесных
формулировок. Мысли не существуют вне
речи, вне тех или иных слов и выражений.
Поэтому и вид памяти называют не просто
логическим, а словесно-логическим [8, с.
135].Этот вид памяти преимущественно человеческий.
Животные обладают остальными тремя видами
памяти, но словесно-логическая память
у них отсутствует.
Двигательная (моторная) память
проявляется в запоминании и воспроизведении
движений и их систем. Она лежит в основе выработки
и формирования двигательных навыков
(ходьбы, письма, трудовых и спортивных
навыков и т.д.). Двигательная память позволяет,
например, пианисту играть в полной темноте,
гимнасту мысленно «ощутить» порядок
движений в разученной комбинации. [8, с.
135].Все люди обладают двигательной памятью.
Однако проявляется она у каждого человека
в известной мере, по-разному. Эти индивидуальные
различия зависят от двух факторов: от
врожденных физических особенностей организма
и от степени правильной выучки, упражнений
и тренировки в выработке двигательных
навыков. В результате индивидуальных
особенностей (врожденных и приобретенных)
каждый человек обладает своим темпом,
стилем движений при ходьбе, письме, в
труде, игре, спорте и т.д. Двигательная
память развивается раньше других видов
памяти. У ребенка она проявляется уже
в первый месяц жизни. Вначале дети осваивают
узкий круг простейших движений. Затем
запоминание и воспроизведение движений
расширяется, охватывая все больший круг
все более сложных движений.
Эмоциональная память - память
на пережитые чувства. Положительные или отрицательные
чувства, пережитые человеком, не исчезают
бесследно, а запоминаются и воспроизводятся
им при определенных условиях - человек
вновь радуется, вспомнив радостное событие,
краснеет при воспоминании о неловком
поступке, бледнеет, вспомнив пережитый
ранее страх. Эмоциональная память имеет
большое значение в формировании личности
человека. Она позволяет ему регулировать
поведение в зависимости от ранее пережитых
чувств [10, с. 178].
Согласно второму выделенному
критерию память классифицируют, как произвольную
и непроизвольную. Эти виды памяти различаются
в зависимости от степени волевой регуляции,
от цели и способов запоминания и воспроизведения.
Если не ставят специальной цели запомнить
и припомнить тот или иной материал и последний
запоминается как бы сам собой, без применения
специальных приемов, без волевых усилий,
то это память непроизвольная. Так, ученик
запоминает интересную книгу, кинофильм,
события, произведшие на него большое
впечатление, интересный рассказ учителя.
Однако запоминается само собой далеко
не все, что надо человеку помнить. Если
ставят специальную цель запомнить, применяют
соответствующие мнемические (от греческого
слова «мнеме» - память) приемы, производят
волевые усилия, то это память произвольная
[7, с.275].
Непроизвольная память в развитии
предшествует произвольной памяти. Жизненный
опыт ребенка вначале строится в основном
на непроизвольной памяти и приобретается
ребенком без специального намерения
запомнить и без специальных усилий. Однако
в сознательной, активной деятельности,
при усвоении системы знаний, умений и
навыков (например, в учении) произвольная
память занимает ведущее место. Необходимо
помнить, что человек непроизвольно запоминает
не все подряд, а то, что связано с его личностью
и деятельностью. Лучший способ запомнить
и надолго сохранить в памяти информацию
- применить знания на практике [8, с. 126]
И, наконец, память классифицируют
по длительности сохранения информации.
Наблюдениями и экспериментальными исследованиями
последних лет установлено существование
двух основных с точки зрения длительности
сохранения видов памяти: кратковременной
памяти и долговременной памяти.
Кратковременная память - процесс относительно
не большой длительности (несколько секунд
или минут), но достаточной для точного
воспроизведения только что происшедших
событий, только что воспринятых предметов
и явлений. После непродолжительного времени
впечатления исчезают, и человек обычно
оказывается неспособным что-либо вспомнить
из воспринятого. Такова память «машинистки»,
которая печатает текст [7, с. 119]. Каждое
слово, фразу она помнит точно, но всего
несколько секунд. Переводчик точно сохраняет
в памяти фразу, пока ее переводит. При
переходе к новой фазе точная формулировка
предыдущей тут же забывается. В этом явлении,
на наш взгляд, имеется своя целесообразность.
Если бы вся старая информация оставалась
в памяти, внимание не могло бы переключиться
на восприятие и удержание новой информации.
Долговременная память характеризуется относительной
длительностью и прочностью сохранения
воспринятого материала. В долговременной
памяти происходит накопление знаний,
которые хранятся обычно в преобразованном
виде. Это знания, которые нужны человеку
вообще, а не в данный момент. Поэтому человек
каждый момент и не осознает всего, что
хранится в его долговременной памяти
- своеобразной «кладовой» его знаний
.
Обобщая все сказанное, мы можем
сделать следующий вывод. Кратковременная
память - это память, связанная с воспроизведением
материала в данный момент, своего рода
«сиюминутная» память, «память - использование».
Долговременная память - это память, не
связанная с воспроизведением в данный
момент, «глубинная», память, «память-хранение».
Вспомнить что-либо - значит перевести
это из долговременной памяти на уровень
кратковременной памяти.
Помимо указанных двух видов,
выделяется еще и третий вид памяти - оперативная
память. Оперативной памятью называют
запоминание каких-то сведений на время,
необходимое для выполнения операции,
отдельного акта деятельности. Например,
в процессе решения задачи или математического
действия необходимо до получения результата
удерживать в памяти исходные данные и
промежуточные операции, которые в дальнейшем
могут быть забыты. Последнее обстоятельство
очень важно - использованную информацию,
утратившую свое значение, помнить нерационально
- ведь оперативная память должна быть
заполнена новой информацией, необходимой
для текущей деятельности [11, с. 119].
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что виды памяти различают
в зависимости от того, что запоминается,
как запоминается и насколько долго хранится.
Все рассмотренные виды памяти играют
определенную роль в жизни и деятельности
человека, в том числе значительную роль
в деятельности дошкольника, который развивает
свою память. Развитие памяти в дошкольном
возрасте играет важное значение, для
развития всех психических функций человека.
Более подробно развитие памяти в дошкольном
возрасте будет рассмотрено нами в следующем
параграфе нашей работы.
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет.
Дошкольный
возраст характеризуется интенсивным
развитием способности к запоминанию
и воспроизведению. Важнейшей особенностью в развитии познавательной
сферы дошкольника «является то, что в
ходе детского развития складывается
совершенно новая система функции ребёнка,
которая характеризуется, в первую очередь
тем, что в центре сознания становится
память. Памяти в дошкольном возрасте
принадлежит доминирующая роль» (А.Н. Леонтьев).
Память сохраняет представление,
которое в психологии интерпретируют
как «обобщенное воспитание» (Л. С. Выготский).
Память дошкольника, несмотря на её видимое
внешнее несовершенство, в действительности
становится ведущей функцией, заняв центральное
место.
У детей 4-5 лет значительно
изменяется содержание двигательной памяти.
Движения становятся сложными, включают
несколько компонентов. Например, ребенок
танцует и размахивает платочком. Движения
осуществляются на основе сформированного
в памяти зрительно - двигательного образа.
Поэтому роль образца взрослого по мере
освоения движения или действия уменьшается,
так как ребенок сравнивает их выполнение
с собственными идеальными представлениями.
Такое сравнение значительно расширяет
его двигательные возможности. Он уже
не только правильно двигается, но может
одновременно решать другие задачи. Например,
в подвижной игре дошкольник выполняет
соответствующие основные действия, а
также следит за выполнением правил сверстниками
и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу
становятся доступны игры с элементами
спорта, эстафеты, игры-аттракционы. Совершенствование
действий с предметами, их автоматизация
и выполнение с опорой на идеальный образец
– образ памяти – позволяют малышу приобщиться
к таким сложным видам трудовой деятельности,
как труд в природе и ручной труд. Ребенок
качественно выполняет орудийные действия,
которые основаны на тонкой дифференцировке
движений, специализированной мелкой
моторике.
Ключевым вопросом концепции
развития памяти является взаимоотношения
образной и словесно-логической памяти
в их развитии. Образная память появляется
раньше по сравнению со словесной памятью
(вербальной). Образная память по сравнению
с вербальной памятью, остается более
низким уровнем. Это происходит, потому
что легче возникают зрительные образы
тогда, когда сознание человека находится
на низшем уровне. Но зрительная память
бедна. И тогда ребенок переходит к памяти
— рассказ это более высокий вид памяти.
У ребенка в 3-4 года данный вид памяти появляется,
когда начинают развиваться самые основы
логики.
Память-рассказ, собственно, и представляет
собой, подлинную словесную память, которая
отличается от запоминания и воспроизведения
речевых движений. Память – рассказ представляя
собой, высший уровень памяти. Этот уровень
памяти, характеризуется основными стадиями
развития. В начале рассказ – это действия,
сопровождаемые словами затем эти слова,
уже сопровождаются действием, и в конце
словесный рассказ выступает сам по себе,
как живое и образное сообщение. Словесная память
дошкольника интенсивно развивается в
процессе активного освоения речи при
слушании и воспроизведении литературных
произведений, рассказывании, в общении
со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение
текста, изложение собственного опыта
становится логичным, последовательным.
В дошкольном возрасте память
ребенка носит избирательный характер,
т.е. лучше он запоминает то, что его привлекает,
что ему забавно, выразительно и интересно,
то, что произвело впечатление на него.
Поэтому важно на протяжении всего дошкольного
детства сделать для детей интересным
все то, что они должны запомнить. При этом
следует учитывать, что производительность
запоминания улучшается в том случае,
когда ребенок что-то делал с материалом:
ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил,
перекладывал.
Основное содержание детской
памяти составляют представления,
конкретные, наглядные образы предметов,
их свойств, действий. Ели у детей нет ясных
представлений, то они не могут усваивать
необходимые понятия. Для того чтобы развились
познавательные процессы, необходимо
иметь достаточно высокий уровень непосредственной
памяти, т.е. чем больше опыт и знания детей,
запечатленные ими непроизвольно, то тем
легче осуществляется использование продуктов
непроизвольной памяти в практической
и умственной деятельности детей. Структура
мнемической деятельности с годами усложняется:
непосредственное и непроизвольное запоминание
перерастает в сложную, сознательно регулируемую
деятельность, которая опирается на все
более сложные способы переработки запоминаемого
материала, т. е. основные качественные
изменения в памяти ребенка детского возраста
заключаются в постепенном переходе от
ее непроизвольных форм к произвольным
формам.
На протяжении всего дошкольного
возраста преобладает непроизвольная
память. У дошкольника сохраняется зависимость
запоминания материала от таких его особенностей,
как эмоциональная привлекательность,
яркость, прерывистость действия, движения,
контраст. Именно поэтому малыши долго
помнят персонажей, которых воспитатели
включают в сюрпризные моменты. Неожиданность
появления и новизна игрушки в совокупности
с эмоциональностью воспитателя оставляют
глубокий след в памяти ребенка. Важнейшее изменение
в памяти дошкольника происходит примерно
в 4-летнем возрасте. Память приобретает
элементы произвольности. Раньше запоминание
материала происходило попутно с выполнением
какой-либо деятельности: малыш играл
и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил
её, рисовал и запомнил названия цветов
спектра. Ребенок начинает принимать указания
взрослого запомнить или припомнить, использовать
простейшие приемы и средства запоминания,
интересоваться правильностью воспроизведения
и контролировать его ход. Первоначально
цель запомнить формулируется взрослым
словесно. Постепенно под влиянием воспитателей
и родителей у ребенка появляется намерение
что-либо запомнить для припоминания в
будущем. Причем припоминание раньше,
чем запоминание, становится произвольным.
Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении
требуемого материала, приходит к мысли,
что в прошлом плохо запомнил.
Ребенок осознает и использует
некоторые приемы запоминания, выделяя
их из знакомых видов деятельности. При
специальном обучении и контроле со стороны
взрослого дошкольнику становятся доступными
логические приемы запоминания, в качестве
которых выступают мыслительные операции.
Таковыми могут быть смысловые соотнесения
и смысловая группировка, схематизация,
классификация, соотнесение с ранее известным.
Впервые действия самоконтроля проявляется
у ребенка в 4 года. А резкое изменение
его уровня происходит при переходе от
4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление
к полному и точному воспроизведению.
Если в 4 года дети вносят самопоправки
в пересказ в связи с сюжетными изменениями,
то 5-6 летние дошкольники исправляют текстуальные
неточности. Так память все больше становится
подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника
выступает появление личных воспоминаний.
В них отражаются существенные события
из жизни ребенка, его успехи в деятельности,
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Так малыш может долго помнить нанесенную
ему обиду, подарок ко дню рождения или
то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым
летом в лесу землянику.
На протяжении дошкольного
возраста происходит постепенный переход
от непроизвольной памяти к произвольной
памяти. Сначала ребенок осознает цель
припомнить, а затем и цель запомнить,
научается выделять и усваивать мнемические
средства и приемы. На развитие памяти
существенное влияние оказывают все виды
деятельности ребенка, но игра среди них
занимает ведущее место, ведь цель запомнить
и припомнить при выполнении роли имеет
для ребенка очень наглядный, конкретный
смысл.
У детей
4-5 лет память в основном непроизвольная,
они не умеют полностью ею управлять. И
только в процессе обучения в школе развивается
полностью произвольная память. Но это
не значит, что непроизвольная память
при этом исчезает – даже взрослые запоминают
многие яркие, необычные события и явления
непроизвольно. Установлено, что в дошкольном детстве
развиваются все виды памяти, память приобретает
результативный и произвольный характер.
Именно в дошкольном возрасте начинает
формироваться собственно мнемическая
деятельность, имеющая свои специфические
цели, приемы и способы. При повышении
требований со стороны взрослого ребенок
учится управлять этим познавательным
процессом, ставить перед собой цели, осуществлять
самоконтроль, выполнять мнемические
действия.
В этом возрасте у ребёнка появляются
и начинают развиваться процессы преднамеренного
запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5
лет уже может применять мнемическую цель,
ставящуюся перед ним взрослым, может
сам поставить перед собой мнемическую
цель в том случае, когда этому благоприятствуют
условия деятельности.
Первым проявлением у ребёнка этой цели
служит простое повторение того материала,
который должен быть удержан в памяти.
Но этот приём на первых порах самим ребёнком
ещё не осознаётся как средство запоминания
и не привлекается им сознательно. Выделение
мнемической цели не сразу влечёт за собой
применение специальных действий, направленных
на запоминание. Но именно умение 5-летнего
ребёнка поставить перед собой эту цель
определяет появление первых попыток
использовать специальные способы и средства
запоминания и припоминания.
К концу среднего дошкольного
возраста наряду с элементарным мнемическим
приёмом – простым повторением того, что
нужно запомнить, - появляются и такие
приёмы, как последующие повторения и
элементарная систематизация материала
в целях его запоминания, начинают формироваться
приёмы запоминания, опирающиеся на логический
анализ материала. В связи с развитием
речи и мыслительной деятельности ребёнка
складывается его словесно-логическая
память.
Развитие процессов памяти
в среднем дошкольном возрасте приводит
к увеличению объёма запоминаемого ребёнком
материала. Дети это возраста могут воспроизвести
в среднем уже 5 из 10-15 однократно предъявлявшихся
им предметов и около 4 не связанных между
собой слов из ряда, состоящего из 10-15 слов.
Увеличивается также объём запоминания
связного текста. При этом, как показывает
исследование Т. А. Корман, имеет место
не только количественное увеличение
материала, удерживаемого в памяти, но
и изменение содержания того, что ребёнок
может запомнить. Пересказывая сказку,
ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только
основные её события, но стремится передать
детали и воспроизвести сказку более точно
в текстуальном отношении, т. е. передать
её в тех же словесных выражениях, которые
употреблял автор.
Важнейшей особенностью
в развитии сознания дошкольников, в отличие
от другого возраста, является то, что
в ходе детского развития складывается
совершенно новая система функций ребенка,
которая характеризуется, если для простоты
несколько схематизировать вопрос, в первую
очередь тем, что в центре сознания становится
память. Памяти в дошкольном возрасте
принадлежит, как показывают исследования,
доминирующая роль.
В психологии существует понятие сензитивности
(чувствительность к воздействиям определенного
рода). В дошкольном возрасте память по
скорости развития опережает другие способности,
ребенок рассматривает картинку, видит
необычный предмет и начинает рассуждать,
припоминая что-то из своего жизненного
багажа. Легкость, с которой дети дошкольного
возраста запоминают стихи, считалки,
загадки, сказки, объясняется бурным развитием
их природной памяти. Ребенок запоминает
все яркое, красивое, необычное, привлекающее
внимание. Ребенок запоминает непроизвольно,
другими словами, он запоминает, не желая
того.
Однако тот факт, что память развивается
у дошкольника наиболее интенсивно по
сравнению с другими способностями, не
значит, что следует удовольствоваться
этим фактом. Наоборот, следует максимально
развивать память ребенка в период, когда
к этому располагают все факторы. Поэтому
можно говорить о развитии памяти ребенка,
начиная с раннего детства.
При обучении детей запоминанию надо постепенно
приучать детей переходить от непосредственного
повторения к отсроченному повторению,
от повторения вслух к повторению про
себя. Переход от внешнего к мысленному
повторению делает запоминание более
продуктивным. Начиная с четырёхлетнего
возраста детей можно учить запоминать
одни вещи при помощи других, например
предмет или слово с помощью обозначающей
его картинки. Вначале готовые средства
для запоминания ребёнку предлагает взрослый.
Когда дети научаются запоминать и припоминать
предметы с помощью предлагаемых им средств,
можно переходить к постановке перед ребенком
самостоятельного выбора средств, используемых
для запоминания.
Следует иметь в виду один важный момент,
отличающий обучаемость детей от обучаемости
взрослых. Ребёнок сравнительно легко
усваивает материал лишь тогда, когда
у него к этому материалу имеется явно
выраженный непосредственный или потребительский
интерес. Данное замечание касается и
памяти. Её развитие у детей дошкольного
возраста от непроизвольной к произвольной
и от непосредственной к опосредственной
будет проходить активно лишь тогда, когда
сам ребёнок заинтересован. Дошкольник
осознаёт и выделяет мнемические цели
только в том случае, если он сталкивается
с интересной для него задачей, которая
требует активного запоминания и припоминания.
Это происходит тогда, когда ребёнок участвует
в игре, а цель что-то запомнить приобретает
для него реальный, конкретный и актуальный
смысл, отвечающий игровым интересам.
Совершенствование произвольной
памяти у детей связано с применением
в процессах запоминания и воспроизведения
материала мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, установления
смысловых связей. Развитие памяти происходит
с обучением ребенка основам наук одновременно с
совершенствованием его умственной деятельности.[25]
Главная задача искусства запоминания,
которое называется мнемоникой или мнемотехникой.
"Мнемотехника", заключается в том,
чтобы указать способы для запоминания
в короткое время такого большого числа
данных, которое без вспомогательных приемов
было бы очень затруднительно запомнить.
Ход развития и совершенствования
мнемических средств можно представить
себе следующим образом:
1. Переход от конкретных мнемических средств
(запоминая одних предметов с помощью
других) к абстрактным (запоминание предметов
с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).
2. Переход от механических к логическим
средствам запоминания и воспроизведения
материала.
3. Переход от внешних средств запоминания
к внутренним.
4. Переход от использования уже готовых
или известных средств запоминания к новым,
оригинальным, придуманным самим запоминающим.
Следование этому ходу развития в совершенствовании
средств запоминания и воспроизведения
обеспечивает постепенное формирование
у ребёнка опосредованного и произвольного
запоминания.
Если приступить к обучению
ребёнка пользованию мнемическими приёмами
до того, как у него появятся первые признаки
произвольного запоминания в процессе
естественного развития памяти, то можно
добиться того, что данный вид запоминания
и воспроизведения материала начнёт складываться
у детей не к пяти-шести годам, а раньше.
При правильно организованном обучении
можно добиться выраженного эффекта в
развитии памяти уже в младшем дошкольном
возрасте, т.е. на полтора-два года раньше
обычного. На первом этапе обучения дети
должны научиться сравнивать и соотносить
друг с другом изучаемый материал, формировать
смысловые группировки "Формирование
смысловых группировок" на основе выделения
определённых существенных признаков,
научиться выполнять эти операции при
решении мнемических задач.[26]
Формирование умения классифицировать
материал должно пройти три этапа: практический,
речевой и полностью умственный. В результате
овладения приёмами группировки и классификации
"Приёмы классификации" можно улучшить память
детей младшего дошкольного возраста.
В среднем и старшем дошкольном детстве
такие дети вполне осознанно, с успехом
применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала,
демонстрируя тем самым выраженную способность
к произвольному запоминанию и воспроизведению
материала.
Итак, на протяжении всего
дошкольного детства процессы памяти
преобразовываются. Происходят количественные
и качественные изменения. Происходит
увеличение объема непосредственной памяти,
скорости и прочности запечатления. С
возрастом у ребенка меняется структура
мнемической деятельности, а именно непосредственное
и непроизвольное запоминание перерастает
в сложную, сознательно регулируемую деятельность,
которая опирается на различные способы
смысловой обработки материала. Т.е. происходит
переход от непроизвольной памяти к произвольной.
Анализируя различные теории памяти, можно
сделать вывод, что проблемой памяти занимаются
представители различных наук. В каждой
из наук существуют свои вопросы, в силу
которых они обращаются к памяти. Все эти
науки вместе взятые расширят знания человека
о памяти. Исходя из вышеизложенного и
проанализировав многие литературные
источники, можно с уверенностью сказать,
что память - это психический процесс организации
и содержания прошлого опыта делающего,
возможным его повторное использование
в деятельности или возвращается в сферу
сознания. Память связывает прошлое
человека с его будущим и настоящим и является
важнейшей познавательной функцией, которая
лежит в основе развития и обучения человека.
Без памяти человек не мог бы развиваться
как полноценная личность.
При созревании ребёнка, у него
возникают моторная, эмоциональная, образная
и словесная память, именно в данной последовательности..
Развитие памяти в дошкольном возрасте
характеризуется постепенным переходом
от непроизвольного и непосредственного
к произвольному запоминанию и припоминанию.
Совершенствование памяти
у дошкольников тесно связано с постановкой
перед ними специальных мнемических задач
на запоминание, сохранение и воспроизведение
материала и применением в процессах запоминания
и воспроизведения материала мыслительных
операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, установления смысловых связей.
Улучшение памяти ребёнка происходит
одновременно с совершенствованием его
умственной деятельности. Желание ребенка
запомнить, надо всячески поощрять, это
залог успешного развития не только памяти,
но и других познавательных способностей.
Таким образом, память ребенка
в дошкольном возрасте носит в большей
степени непроизвольный характер, однако,
несмотря на ее видимое внешнее несовершенство,
в действительности становится ведущей
функцией, заняв центральное место.
Исходя из всего вышесказанного, можно
сделать вывод, что память является одним
из доминирующих процессов в жизни людей.
Человек не только получает информацию
об окружающем мире, но и хранит, накапливает
ее благодаря важнейшим процессам памяти:
запоминанию, сохранению, воспроизведению,
забыванию. Кроме того, исследователями
выделяются различные виды памяти, которые
в той или иной степени проявляются у человека
в зависимости от его возраста, индивидуальных
особенностей.
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-
Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 4-5-летнего возраста.
Наша опытно - экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего контрольног экспериментов,которые составлялись и реализовывались в соответствии с определенными целями,задачами, гипотезой.
Целью констарирующего
1.Методика «8 слов»
Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия. Адаптивный вариант для детей младше 7 лет «Запоминание 8 слов» предложен Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».
Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Материалы: набор из 8 слов: лес, хлеб. окно, стул, вода, брат, конь, гриб,
Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов.
Слушать надо внимательно. Когда
закончу читать, сразу же повтори
столько слов, сколько запомнишь.
Повторять можно в любом
Ход: слова предъявляются в
Анализ результатов: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Примечание: изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).
2.Методика « Запомни картинки» Немов Р.С.
Цель. Изучить уровень
Сущность методики заключается в том, что, испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Материал. Таблица с образами
Задача испытуемого, после того как убрали
таблицу, выразить словесно те образы,
которые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится
по количеству правильно воспроизведенных
образов.
Высокий уровень – 8 – 12 ответов, средний
4 – 7, низкий 3 – 0.
Инструкция. « Посмотри что тут нарисовано. Назови. А теперь, назови,что ты запомнил».
3. Методика "Пиктограмма" А.Н. Леонтьев
Цель: определение уровня развития опосредованной слуховой памяти.
Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания
Дом. Палка. Дерево. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют мяч. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет