Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.69 Кб (Скачать файл)

Инструкция. « Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать, что я произнесу».

После прочтения ребенку каждого  слова или словосочетания, экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. 
Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны. 
Оценка результатов. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов. 
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов, Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни, к одному слову рисунка или записи.

  • 10 баллов – очень высоко - развитая опосредованная слуховая память.
  • 8-9 баллов – высоко - развитая опосредованная слуховая память.
  • 4-7 баллов – средне - развитая опосредованная слуховая память.
  • 2-3 балла – низко - развитая опосредованная слуховая память.
  • 0-1 балл – слабо - развитая опосредованная слуховая память.

Оценка результата: высокий уровень  – когда ребёнок по памяти рисует все геометрические фигуры в той же последовательности; средний –  4 в разнобой; низкий – 3 .

 

Констатирующий эксперимент проводился с 10.10.2012 по 20.10.2012 в МДОАУ  №106. В эксперименте участвовали 10 дошкольников средней группы.

 

 

Имя Р.

 

Возраст

Характеристика участников исследуемой группы

1.

Арина П.

5л.

О своих чувствах говорит открыто  и свободно. В некоторых ситуациях, когда нужно высказать первой свою точку зрения, наблюдается скованность, стеснительность, неуверенность. На занятиях внимательна, всё выполняет с большой аккуратностью, большим терпением, с удовольствием

2.

Ваня Б.

4г.5м.

Трудолюбивый, ответственно относится к поручениям, всегда готов выручить и оказать помощь. Легко взаимодействует со всеми окружающими

3.

Вова К.

4г.3м.

Добрый, отзывчивый, немного скован в движениях, застенчив. Голос тихий, интонации не очень выразительны.

4.

Вика Н.

4г.4м.

Девочка дружелюбная, организованная, неконфликтная. У неё ровные отношения со всеми детьми в группе.

5.

Зинур М.

4г. 6м

Скромный, застенчивый, стеснительный, неуверенный в себе. Двигается скованно, зажато. Речь маловыразительна, своё мнение высказывать публично стесняется, предпочитая оставаться в стороне.

6.

Софья Ч.

4г. 7м

Эмоциональная, дружелюбная, легко взаимодействует со всеми.

7.

Ваня Д.

4г9м..

Активен, самостоятелен, помогает другим при выполнении трудных заданий.

8.

Рома Л.

4г. 11м.

Добрый, отзывчивый, немного скован в движениях, застенчив. Голос тихий, интонации не очень выразительны

9.

Катя С.

4г. 6м.

 Рассудительная, очень внимательная девочка. На замечания взрослого реагирует положительно, у ребят добилась определённого уважения.

10

Ира Н.

4г. 8м.

Скромная, застенчивая, неуверенная в себе.  Голос тихий, интонации не очень выразительны.


 

Анализ теоретических  положений по исследуемой проблеме и выводы, полученные на констатирующем этапе работы, позволили нам определить стратегию формирующего этапа нашей  экспериментальной работы. По результатам  констатирующего эксперимента в  группе детей было выявлено шессть детей  -  средний  уровень развития памяти, два ребенка – низкий уровень развития памяти.

Целью данного  этапа является: разработка программы повышение уровня развития зрительной и слуховой памяти у детей 4-5 лет . 
Работана данном этапе проводилась в трех направлениях: ребенок- психолог, ребенок – педагог,  ребенок- родитель.

1 направление  «Психолог - Ребенок»

Содержание  работы в данном направлении заключалось  в реализации развивающе-коррекционной  работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога  в играх детей. При этом в программу  были включены индивидуальные занятия с детьми.

По второму  направлению были разработаны  рекомендации педагогу-воспитателю по развитию памяти детей среднего дошкольного возраста.  А также консультации для педагогов «Использование мнемических приемов для развития памяти».

Третье направление работы «Психолог - Родитель».

Цель: формирование у родителей практических умений в развитии  памяти детей; повышение педагогической и психологической культуры родителей в процессе психологических консультаций.

 Третий  этап – контрольный эксперимент.  Целью данного этапа было выявление  эффективности проделанной работы. На данном этапе использовались  методики аналогичные этапу констатации.

2.2 Констатирующий эксперимент

    При обработке результатов тестирования было подсчитано число воспроизведенного материала по всем методикам, результаты занесены в таблицы и подсчитаны итоговые результаты. Тестирование детей привело к следующим результатам. 
Методика№1 
Катя С. и Вова Б. внимательно выслушали инструкцию, после четвертого повторения  воспроизвели 8 слов, что соответствует высокому уровню развития слуховой кратковременной памяти. Процесс заучивания динамичный. 
Вова К.  во время исследования отвлекался, воспроизвел 5 слов, что соответствует среднему уровню развития слуховой кратковременной памяти. Процесс заучивания не динамичный. 
Вика Н. во время исследования не отвлекалась, воспроизвела  5 слов, что соответствует среднему уровню развития слуховой кратковременной памяти. Процесс заучивания динамичный. 
Арина П. во время эксперимента была немного напряжена, воспроизвела  5 слов, что соответствует среднему уровню развития слуховой кратковременной памяти. Процесс заучивания среднединамичный. 
Софья Ч. во время исследования отвлекалась, воспроизвела  4 слова, что соответствует среднему уровню развития слуховой кратковременной памяти. Процесс заучивания среднединамичный. 
Ваня Д. и  РомаЛ. воспроизвели  5 слов, что соответствует среднему уровню развития слуховой кратковременной памяти. Процесс заучивания динамичный. 
Ира Н.  во время исследования часто отвлекалась,воспроизвела 3 слова, что соответствует низкому уровню развития слуховой кратковременной памяти. Динамичность процесса заучивания низкая. 
Зинур М. во время исследования был скован,напряжен, не воспроизвел ни одного слова, что соответствует низкому уровню. 
Данные сведены в таблицу №1 .  (Протоколы обследования см. приложение А)

Таблица№1

Имя Ф.

ребенка

1

Кол-во слов

2

Кол-во слов

3

Кол-во слов

4

Кол-во слов

Уровень

1.

Арина П.

4

2

4

5

средний

2.

Ваня Б.

4

 

6

7

8

высокий

3.

Вова К.

3

 

5

3

5

средний

4.

Вика Н.

-

 

4

4

5

средний

5.

Зинур М.

-

-

-

-

низкий

6.

Софья Ч.

3

5

4

4

средний

7.

Ваня Д.

3

4

5

5

средний

8.

Рома Л.

3

4

5

5

средний

9.

Катя С.

4

5

 

6

8

высокий

10.

Ира Н.

2

3

 

2

3

низкий


Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. У двоих  детей из 10 обнаружили низкий уровень развития слуховой  памяти,  шесть детей показали средний уровень, и двое, раскрыли высокий уровень развития слуховой памяти. У  большинства детей преобладает динамичный процесс заучивания.

Методика№2. 
    В процессе исследования зрительной кратковременной памяти Катя С. внимательно рассмотрела таблицу и назвала все картинки. Запомнила 9 образов, что соответствует высокому уровню развития кратковременной зрительной памяти. 
     Ваня Б.  во время исследования не отвлекался, внимательно расматривал картинки. Запомнил 8 картинок, что соответствует высокому уровню развития кратковременной зрительной памяти. 
    Арина П. не отвлекаяс,  рассмотрела таблицу, затем запомнила 7 образов, что соответствует  среднему уровню развития кратковременной зрительной памяти. 
    Вика Н. запомнила 6 картинок, что соответствует среднему уровню развития кратковременной зрительной памяти 
    Вова К., Софья Ч., Ваня Д., Рома Л., запомнили 5 образов, что соответствует среднему уровню развития кратковременной зрительной памяти. 
    Зинур М. и Ира Н.  в процессе исследования часто отвлекались, запомнили 3 образа, что соответствует низкому уровню развития кратковременной зрительной памяти. (Протоколы обследования см. приложение Б)

     Данные сведены в  таблицу№2. 
Таблица №2

 

 

Имя Р.

 

Возраст

 

Кол-во образов

 

уровень

1.

Арина П.

5л.

7

средний

2.

Ваня Б.

4г.5м.

8

высокий

3.

Вова К.

4г.3м.

5

средний

4.

Вика Н.

4г.4м.

6

средний

5.

Зинур М.

4г. 6м

3

низкий

6.

Софья Ч.

4г. 7м

5

средний

7.

Ваня Д.

4г.9м.

5

средний

8.

Рома Л.

4г. 11м.

5

средний

9.

Катя С.

4г. 6м.

9

высокий

10

Ира Н.

4г. 8м.

3

низкий


    Анализ результатов показал, у двоих  детей низкий уровень развития кратковременной зрительной  памяти, у  двоих -  высокий, шесть детей  показали средний уровень.

Методика№3

    Арина П. во время исследования проявляла тревожность. Задания выполняла спокойно, вопросов не задавала. Пользуясь, своими рисунками воспроизвела слова и словосочетания не полностью, что соответствует среднему уровню развития слуховой опосредованной памяти.

    Ваня Б. внимательно выслушал инструкцию, с интересом приступил к заданию. В процессе эксперимента задавал вопросы, комментировал свою деятельность. Слова и словосочетания воспроизвел правильно, что соответствует высокому уровню развития слуховой опосредованной памяти.

    Вова К. в процессе исследования вел себя спокойно, не проявляя эмоций. По окончанию эксперимента  восстановил слова и словосочетания не полностью, что  соответствует среднему уровню развития слуховой опосредованной памяти.

    Вика Н. проявила интерес к заданию, вела себя эмоционально, комментируя свою деятельность. Пользуясь, рисунками восстановила слова и словосочетания не полностью, что соответствует среднему уровню развития опосредованной слуховой памяти.

    Зинур М.  инструкцию понял после не однакратного повторения, не проявляя интереса к заданию. Рисовал  палочки и кружочки. Пользуясь, своими рисунками воспроизвел три слова, что соответствует низкому уровню развития слуховой опосредованной памяти.

    Софья Ч. с интересом выслушала задание, с удовольствием приступила к рисованию, но нарисовала не все рисунки. Затем воспроизвела слова и два словосочетания, что соответствует среднему уровню развития опосредованной слуховой памяти.

    Ваня Д. во время исследования вел себя эмоционально, задавал много вопросов, комментировал свои рисунки. Пользуясь,  своими рисунками воспроизвел  неполностью.  Что соответствует среднему уровню развития слуховой опосредованной памяти.

    Рома Л. проявил интерес к деятельности. В процессе рисования не испытывал затруднений. Пользуясь, своими рисунками воспроизвел слова и словосочетания неполностью, что соответствует среднему уровню развития опосредованной слуховой памяти.

    Катя С. Во время эксперимента была очень внимательна, аккуратно выполнила задание, не отвлекалась. Пользуясь, своими рисунками слова и словосочетания восстановила полностью, что соответствует высокому уровню развития слуховой опосредованной памяти.

    Ира Н. не проявила интереса к деятельности. Испытывала затруднения, проявляла тревожность. Пользуясь, своими рисунками восстановила три слова, словосочетания не вспомнила. У ребенка низкий уровень развития опосредованной слуховой памяти. 
Данные сведены в таблицу № 3.

Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет