Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.69 Кб (Скачать файл)

 

Цель: с помощью специальных  игр и упражнений добиться значительного  улучшения показателей памяти.

Задачи:

1.    Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, образной.

2.    Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.

3.      Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Содержание занятий построено  на основе упражнений 4 игр, предложенных Черемошкиной Л.В. [28], Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. [26] и упражнений, разработанных  автором. 

 

1. Игра в слова

Вариант 1.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Вариант 2.

Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

Вариант 3.

Трамвай, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Задания те же:

–       воспроизведи все слова;

–       раздели на группы по одному общему признаку;

–       запомни и воспроизведи. 

 

2.     Осенние листья

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и  попросить ребенка отыскать точно  такой же среди остальных. (Как  правило, эту задачку никому не удается  решить сразу, поэтому можно повторить  несколько раз). Когда задача будет  решена, нужно подробно обсудить с  ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д. 

3.  игра в слова

Инструкция : «Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить».

Вариант 1.

ВНИМАНИЕ!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу  же правильного ответа. Не нужно  подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.

Эта работа важна не только для  развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а  также для развития речи.

Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.

Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.

Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просила тебя запомнить? Повтори их.

Вариант 2.

Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь. 

4.  ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ

ВНИМАНИЕ!

Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.

рбуз                               едведь

стра                             уравей

птека                           ыло

лмаз                              алина

Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.

Задание 3. Назови слова, которые начинаются с буквы М.

Задание 4. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить. 

 

5. ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ

Ребенку дают 10 картинок с изображениями  разных животных и предлагают внимательно  рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом  картинки следует убрать. Ребенку  предлагается закрыть глаза и  представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь. 

 

6. ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ

Инструкция: «Представь, что мы уже  в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

7. ВКУС И ЗАПАХ

Задание 1. Представь лимон.

-         Каков он на вкус?

-         Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

-         Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

Задание 3. Представь апельсин.

-         Каков он на вкус?

-         Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

-         Какого цвета апельсин?

-         Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

8. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается  на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется  с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует  опять предложить ему собрать  первую картинку – пусть пробует  различные варианты, не следует торопить его.

Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания  обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно  обсудить с ребенком. Для этого  можно использовать следующие вопросы:

-         Что изображено на картинке?

-         Какой формы твой рисунок?

-         Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие  или отсутствие деталей, штрихов  и т.д. в рисунке ребенка.

9. ИГРА В СТИХИ

Представь, что Пятачку Ослик  подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(на самом деле автором является  А.Барто).

Пятачок был очень доволен своим  стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как  пел Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

Винни Пух был очень доволен  своим исполнением. Однажды он решил  спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как  Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил  подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть  Ежиха Матрена.

Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

10. ИГРЫ СО СТИХАМИ

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

БОБЕР

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину  – 

Стрит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.                                                                                    

 Н. Костарев

Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как  ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.

Вариант 2.

Все то же самое проделать с другими стихотворениями.

БЕЛКА

Белка сушит сыроежки

Лапкой с ветки рвет орешки,

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.      

 

 

  З. Александрова  Серия игр «ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ, ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»

1. «Найди, кто спрятался»

Вначале следует прочитать ребенку  стихотворение. Спросить, о чем говорится  в нем. А затем предложить ему  выполнить задание.

2. «Найди сходство  и различие»

Здесь также читается стихотворение. Далее пусть ребенок расскажет, о чем стихотворение. Потом попросить  его внимательно рассмотреть  образец. Затем следует его закрыть  листом бумаги и пусть выполняет  задание по памяти.

3.     «Опиши картинку»

Ребенку предлагается внимательно  рассмотреть картинку. После этого  убрать картинку и предложить ребенку  ее описать. Если он  затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребёнком игр, способствующих развитию памяти.

План:

1. Вступительное слово.

2. Практические задания родителям.

3. Рекомендации педагогов.

1. Вступительное слово: 

- Уважаемые родители, вы знаете, что не все люди обладают  хорошей памятью, это проявляется  в неспособности в большом  объёме и долго помнить информацию  разного рода. На самом деле, хорошую  память можно развивать, используя  разные упражнения. Существует много  методик для развития памяти, которыми можно пользоваться  даже людям пожилого возраста. Мы поговорим сегодня о детях  дошкольного возраста, потому, что  именно в дошкольном возрасте  уже необходимо развивать память, так как им предстоит учиться  в школе, а успешное усвоение  учебного материала во многом  зависит от хорошей памяти  учащегося.

- Сегодня мы вам продемонстрируем  несколько простых игр, по развитию  памяти, в которые вы сможете  поиграть с вашим детьми дома, в дороге, в выходной и в  будний день.

2. Практические задания родителям:

1 игра называется "Запомни слова и назови"

Взрослый предлагает ребёнку: - Давай  поиграем. Я назову слова, а ты их запомнишь и повторишь. Собака, муха, стол, машинка. Ваза, шуба, мяч, стул.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого  и предлагает по ролям в точности повторить игру.

2 игра называется "Запомни числа и назови"

Взрослый предлагает ребёнку: - Давай  поиграем. Я назову числа, а ты их запомнишь и повторишь. Три, семь, пять. Три, два, шесть. - Молодец, ты хорошо играешь, запоминаешь.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого  и предлагает по ролям в точности повторить игру.

3 игра называется "Чего не стало?"

Взрослый предлагает ребёнку: - Давай  поиграем. Посмотри на игрушки (и называет 5 игрушек, стоящих перед ребёнком), запомни их. Отвернись. (Убрать одну) Повернись, посмотри, какая игрушка исчезла? - Молодец, ты хорошо играешь, запоминаешь.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого  и предлагает по ролям в точности повторить игру.

4 игра называется "Найди пару"

Взрослый: - Давай поиграем. Посмотри, игрушки стоят парами (3 пары), расскажи, кто с кем стоит? Запомни - кто  с кем стоит. Отвернись. ( Поставить  игрушки врассыпную). Повернись. Ох, игрушки разбежались, поставь игрушки  парами, как раньше.

- Молодец, ты хорошо играешь,  запоминаешь.

Воспитатель приглашает 2 человека родителей, распределяет роли ребёнка и взрослого и  предлагает по ролям в точности повторить  игру.

Игра «Где спрятана игрушка?»

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между  собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует  положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки  и др.). Затем шкафчик на некоторое  время убирают. После этого ребенка  просят достать спрятанную игрушку.

Игру  можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время;

б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;

в) заменять игрушки.

Игра «Запомни картинки».

Для развития зрительной памяти рекомендуется  следующее: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать  эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать  те картинки, которые ему удалось  запомнить. Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в  парах. Выигрывает тот из ребят, кто  больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать  карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Игра «Прогулка в картинках».

Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного  возраста.

Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет