Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.
Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3

Глава I Психолого-педагогические основы природоохранного воспитания
детей старшего дошкольного возраста…………………………………6
Понятие «бережного» и «заботливого» отношения к природе
в психолого-педагогических исследованиях………………………6
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного
возраста представителей животного мира………………………..13
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого
отношения к животным…………………………………………….18

Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным
у детей 5-6 лет………………………………………………………….27
Задачи исследования. Анализ педагогических условий………….. 27
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и
заботливого отношения к животным………………………………. 39

Заключение……………………………………………………………………… 46
Библиография…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Воспит. заботливого отн. к животн. - Алена.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Е.И. Золотова отмечала, что  живая природа воздействует на ребенка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этого, по ее мнению, недостаточно для воспитания положительного эмоционального отношения к природным объектам.

О степени сформированности гуманных чувств к живым существам  можно судить, принимая во внимание следующее:

    • интерес к различным представителям животного мира;
    • знание и выполнение правил обращения с живым существом;
    • осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; желание трудиться ради животного;
    • эмоциональность восприятия и общения с животными.

Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. В дошкольном же возрасте идет закладка лишь предпосылок рефлекса охраны природы. [     ].

В середине 90-х годов прошлого столетия появился целый ряд новых программ и технологий экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Основной акцент в них делается на  развитие личности, формирование эмоционально – целостного отношения к окружающей среде.

Рассмотрим некоторые  из них.

Программа экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» предназначена для детей 5 –6 лет. Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Программа направлена на формирование целостного взгляда на приро-ду и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека, а также она построена на  принципах развивающего обучения и пред-полагает развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь детей, их творческие способности, культуру чувств.

Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззре-ния и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Программа предполагает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности.

Ценным аспектом программы  является то, что автор делает акцент на природоохранительную деятельность ребенка.

Программа экологического воспитания и образования «Паутинка» Ж.Л. Васяткина – Новикова.

Данная программа развивает  в детях планетарное мышление, то есть разумное отношение к миру и к себе, как жителю Земли. У  детей формируется представление  о мире по четырем параметрам: «Где я живу» (окружающая среда), «Как я  живу» (поведение и ответственность), «С кем я живу» и «Когда я живу». Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных, помогать развить сопереживание, сочувствие.

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой предназначена для детей дошкольного возраста.

Программа создана на основе Концепции экологического воспитания дошкольников.

Решение вопросов экологического воспитания автор видит в организации  работы по двум направлениям:

  1. формирование начал экологической культуры у детей;
  2. развитие культуры взрослых.

Содержание программы отражает биоцентрический подход на природу  – в центре изучения лежат законы развития природы, человек – часть  природы.

Главная цель – заложить в детях начала осознанно – правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний. У ребенка развивается мышление, сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни, экологическое восприятие красоты природы.

«Юный эколог» – открытая программа. Она имеет развернутое  методическое обеспечение.

Программа экологического образования детей «Мы», созданная  авторским коллективом (Кондратьева  Н.Н., Шиченок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А.).

Цель программы –  развитие у дошкольников начал экологической  культуры.

При отборе содержания программы  авторы руководствовались идеей  гуманизации. Ее воплощение они видят  в развитии у ребенка гуманистической направленности отношения к миру.

Программа направлена на развитие знаний у детей о живых  существах, их взаимодействии между  собой и окружающей средой. Особое значение отводит-ся природоохранной  деятельности: это не только внимательное отношение к живым существам, но и бережное и заботливое отношение к ним, экономия ресурсов планеты, бережное отношение к своему здоровью, забота о среде, в которой живешь.

Содержание программы  не разделено по возрастам. Это позволяет  использовать ее в любой группе детского сада.

Проанализировав выше пересиленные программы, хочется отметить, что  в них акцентируется внимание на вопросы, связанные с проблемой  заботливого и бережного отношения  к природе.

Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день.

Многообразие программ позволяет каждому дошкольному учреждению выбрать конкретную программу, которая по своему содержанию и направлению отвечала бы их запросам.

Знакомство с практикой  реализации экологического направления  в детском саду выявило ряд  противоречий. А именно, наблюдается противоречие между объективно выросшими требованиями общества к природоохранной деятельности и недостаточным вовлечением детей, особенно старшего дошкольного возраста, в эту работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста представителей животного мира

 

Первые представления и элементарные знания об окружающей среде, в том  числе о живых организмах, человек  получает в детстве. В дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представление о разных формах жизни.

Дошкольное детство, как отмечали Л.С. Выготский, Д.А. Эльконин, Мухина В.С. и другие психологи и педагоги, - основной период для формиро-вания  основ мировоззрения: его отношение к себе, людям, окружающему миру.

В.Н. Белкина отмечает, что в период дошкольного возраста у ребенка раз-виваются и формируются  многие высшие чувства, такие как  любовь и привя-занность к близким, сопереживание, забота, чувство любознательности [ 1 ].

Следовательно, в этот период начинает складываться эмоциональная  сфе-ра. Ребенок чуток и отзывчив. Именно в этот период дети начинают переносить данные качества на окружающих, в частности на животных. В этом случае простое декларирование требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях ее существования малоэффективны. Необходимо найти ба-ланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоциональ-ного отношения к ней.

Если ребенок ничего не знает о том, что происходит вокруг него, то никакого отношения к миру не возникнет. [     ]

В возрасте 5–6 лет у  дошкольников резко развивается  и расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в мир широко раскрытыми глазами. Детей интересует не только предметная сторона, но и  связи, и отно葈ения предметов и яалений окружающего мира. В щтоĠвремя у реᐱенка іормируется орношение к оᐺружающѵмՃ, в ᑂоѴ числе и к прмроде.

Именно в этом возрасте†идет  инՂенсквԽоص развитие разѽых фؾрЬ во⑁приютиOȬ  что позволяет открывать не только внешнюю видимостьພ᳦�咢夜뿰둖햕븥ໍ�歨䞒㖇탢ꥐ凬땻汰믟捘㱎★翰鰨쾂묭⸟폏鞖㘂�鼺꧶挮뜈敲飙喳문ஷ쭪❕搈駆䋁㑊ݿ䓣쮺ޘ㫿悧㘪ᴑⶫཉ噃㭥矒椆ↇﲯࣃ䠶䝄摵ᆀ࿂ꉬ큡㑲᪚뷿〄몂剨拟챙�徫牤₭칲尾�侯㐢欂ꞥ馽첔ꀐ吸佺�ᥩ췡ꄎ䅊Ṏ菃Ⳡ⿏寇죢㡖夞䶼偌괳僨꡶ᩀȘ⳰㳫ᛋ빛莙霔㐍ퟠ띞⣓䄸꼀й礮ꁘೳ庸怍羅鑁婢嵮탯屯꫾䁇锟념뺈䍬⚌鶱�⦎�ꮷ흤댼⢢攧ꑽ⠷䅉뉪꽒워싆⃹藊벡ξ﹪�뒂騸促툌촻鏍ᛃ썌⒋閻ﻷ䵡醰᫐貳ᗪﳹ䐛듒ꢋ᥁ཬỷ솚鄟ꑊ𢡄ᆹⴊ뇞䷋ꈍ䤬ⱛ࠶䨷伵휑쭉讱燥⺪註膿튷聮頑࡯㤩봯ꎙ╹꫕襀窞໯㍽꣑氩쓦于㍵ᤡẞᲕ�傷嵳뾄됮햝븢ຳ�潶䞑㖍킙꥟凧딀栙뮫挩㡙☁羌頰쮖뭼⸟펻韬㘀�鬦궻挹뜄攇鳁嗌문௉쭮㜤損駌䋅㑆̉䒌쯀ޟ㫷擓㘢ᵖⷙཆ噎㼄瞣浦⇸ﲡࢱ䠻䝌*搄ᖞྸ꙰퀔⁨᪝뷿 뫳剤护찙�容癷₡칲䱃�䮲㑕欇Ƛ鷉좁ꐏ呀䭢�ᥢ췪ꔞ䔪幊莴⣰⮂宔죫㱃夑䶱偄꤮傑ꠏᨹɩ⣬㣾ᛊ빛螎霔㐍힖뜮⣞敚꼀т紵ꐗࣲ庵意翸鐹ﺚ嵨퇤尙꣱䀻锕넩뺉䜎⚆鶺�⦎�ꮈ댼⣙攬ꑽ⠣䕚阋꽗욲싍₃薸뢹ޱ�듰驇促혖줤鎰ᛆ썋ₕ闁ﺃ䵡釆ẳ貳ᇸﲇ䑯뒠ꢎᤷ༕᫬솒鄗ꁗ龎ᆻ⤑놯䷏ꉳ䴰ⱙ࠷丢佅파쬸访痵⺪訴膷튷耐顭ࠑ㤩봯ꊙ喞ྪ策찿尵蔟끙襝ﴭ䋝題梌໰ຕᲕ�傰奩뿻됣헧긨ເ�歨䞞㆝탧ꤦ凫넕氄믟挤㡐☂羊鰦쯦묁⩿폺韬㙼�鼺ꦆ挦뜌攈飙喽뼤௉쬙㝜搃駆䋋〦ܔ䓣쿚⎷㻧拘㙗ᴟ⷗༾嘴㼇矙槽⇷ﲬࢵ䠰䝇*摾ᗢ࿅꙲퀗⑽᫧분ぽ뺞嘆披찒�徧癹₡쨒䱀�䮱㑗欏ꛐ馳천ꐈ呏佶�ᥣ즁ꄏ䄺ṍ获⢁⮋姧좛㱃夓䷁假ꤧ僪ꠍᨺȔⳲ㢉ᛄ븮莒鍸〝ퟠ뜭⣓敘꼍о礫ꁘ࢟庽杯羂鑃﫻崞퇢籬ꣻ䁏锚녒뻲䍢⊔鶻�⧾�꯾팏댼⣲本꓿⠣앗똸ꭍ슺웞₌薽볛ϑ�듰鹚俏혒쵅鏌ᚴ썆⒈閸ﺄ䵤醼Ẳ貼ᗬﲇ䐖듘ꢅ᤾༐᫬쇫鄗ꁔﺼᖧⴔ뇐䷉ꘓ䴾ⱖ࠾䩅位흮쬼诊痸⺠踯膳튵耜顭ః㤩봯箙夑�ᑰ≬슃揾싇ː狂棲硠漣໯Ზ�咢奭뾁됯햐븪໎�漆䟮㆝탭꥓几딀栙믘挧㡑☃羈頶쮟묇⩰힨釴㈱�齉꧷挠뜁攉鳇嗂뼨ொ쭧㜫思駮䛕㑄̉䓊쯄ޟ㫹悥㙗ᴖ⷗༱剬㽺矒楼↊ﳦࢻ䠸䝁*恠ᗧྺ꙲푿⑼᫡뷳㐒몆刓拔찙�垲牤Ҍ콲䡊�䮺㐧漚ꞡ馶쳡ꐀ吺䬘�ᥫ췪ꔒ䅈Ḱ蟖⢍⮂寡죬㡞奬䦡偌ꥑ僧ꡳᨷț⳴㢄ዙ빟螎靫㑭힙띜⣘攬꼌7紖ꀤ࢑庻愇羅鐸摒奰헲䱯꣺䁌ᔖ념뺋䌛⚉鶹�⶞�꯴휔띜⢠朩ꑿ⠮䅊鈕꽔슬싀⃱薽벤ߋ�냥驅侽혔쵄鏍ᛀ썃⓾闅滛䵪釃ẚ賋ᗒﲇ䑢냀갑ᶨ༒᪖솒锊ꁐ㮝ᆷ⵰놪䷃ꈍ䴹⡉࠳丢佅휑쭅诊疅⺭訲膹튾萆鱨మ㤩봯뎙샊İ娬ᾒ葡鼤㑊媤焁ꖐᚔ握ຝᳪ�僁夑뿸둖햘빚໅�潵䞒㖄풂꤭农딈氋믔杆㱆⊒翰顆쮜묋⨏힦韩㘌�鬨ꮂ愫뜁敿飙嗂꽙ூ콳㍄摺馹䋅〡̉䓨쮻ߦ㪋摜㉀᤟⧤༶噎㽸矒椎↏ﲬࢳ䠶䍕*摾ᖑྻ꘍큤⑶᫨㶇〧몏创抨찙�寇癴₭쨓䰾�䮲㑘欄ꋄ붕좁ꑽ呁䬘�᥮췦ꄇ䅋Ṋ菏ⳮ⯼宙죫㡞夙䶿偋괳哲ꠄᩂȞⲌ㣵ᓍ빕螎靫㐃힝뜢⣕攨꼍ю紻ꀬ࣫廉散箐鐾﫷崞퇬屭ꢈ䁂鄈녟뻳䌘⚉鶺�⦫�꯿흭뎧ⳏ挷ꀰ⠉䅉鉣꽗욲싅⃻薵벧ߍﱦ�듻驍侽혘쵅鎱ᛁ읞⒎闀ﺍ䵪釃ị賅ᷠﳷ䐒냀ꢄᤶའ᫥쇬鄓ꑊ着ᖧⴃ뇐䷏ꉳ䴲ⱐఫ䩁伽휒쬵诂痽⪶託薧틆耑鱿ః㤩봯ꂙ鼱ꋗ䞩킡䄫窤迌삪ꦪ鲹赵뀓ຒᳬ�傼嵿믠둒햞빙໏�潳䟠㖇탡괳凨딊汹믔捓㠯♸箐頴쮓묄⩱펲韡㘁�齇궖挤띴攅飙嗂뼦ஶ쭠㜤搅馴䊹げ̉䓢쮺ޜ㻪悧㙗ᴐⶢନ嘻㽸矜椁ↂﳓࢾ࠸䜵摾ᖕ௘꙰큪␉᪘붂㐒몌剤护찒�寅瘅⃐칲䱋�䮿㐢權Ꟙ鶦쳬ꑱ呂䭯�ᤑ추ꅳ䄰Ṋ菈ⳮ⯰寡좟㡜夛䷃偂꤮僢갛ᨳȓ⳻㳫ᛋ빒莞靬㐁힟띝⣔䕗꼏萵紻ꁛೳ庸愍羅鐻摒ᵦ톀尒ꣻ䁊镣녞뺈䜎⚌馤�⦆�꯿휛뜤⣚朡ꀆⰻ䄶鈔꼭운슱⃵薰벬ϑ�뒇驊俈홮쵅鎼ዔ썌⒋醠︊൩采Ẹ賌ᗥﲅ䁰듟ꢀᤳ༝᫢얇锂ꀫ窱ᆰⴄ뇒䶷ꈃ䵎ⱜ࠰䩎佀휒쬻迓燥⻟許薧틊耟顮ࠝ㤩봯骙ꄤ혝픠ₕ沠ꥬ詩杮쏹㗌⌝璸4ຜᣴ�僆奭뾀둑햘빘໋�潸䎑㖅킚괳凮땷汸믐捕㡐∙翲頸쯪묊⨂펾鞛爜�鬨ꦂ挮띻敿鳌嗋뽐ொ쭡㜥摿馷䛛たݣ䓨쯃΄㪀惗㘨൦ⷕନ嘱㽵矓椆↊ﲣࢰ䠶䝄恠ᖝ࿍ꉬ큢⑸Ỻ붍〇뫳刜抨챬�寅癹⃜쨜䡜�䮳㑛歳Ꞩ鶪좁ꐀ倠䭧�ᥩ췡ꄂ䄰Ḳ莱⣻⮃寥좝㠭崃䶵假꥜傘ꠀᩎțⳒ㢊ᚻ븩螀鍙㐢힟댼⣚攥꼍а礣ꁔೳ媫慗箞í鐗嵧퇬尓ꣵ䁎鄄땂뻳䜎⛵鷆徘⧶�ꮏ휕뜢⢮朣ꐃ⠡䅏鈑꽓욾웞₋薶벯ߌ�뒄騾促홬촸鏋឴쉀₈閲ﺈ䴖醾᫐賁ᗪﲇ䑥냀ꢅ᥁༝᫩쇯鄟ꁗ着冲⤑놨䧑ꈍ䴶Ⱙࡈ䨴位흢쭎诊痹⻛踯膽튵耑頓ࠝ㤩봯ቨ䫛殩អꐮ⼷焘縞欇X똙퉖뀯ຝᳪ�僂奣뿲됬헢븪ເ�潵䞒㆝괳冗땷氌뮨꫇挡㡛♸美鰦쮜뭹⨊펻韮㘂�鬤궖捙뜊愝鳌喱뽚஻콿㝛搃駆䋃ずܔ䓥쯏ޘ㻧惐㙔ᴔⶮ༽刱㽽瞣浦ↅ병ࢳ䡃䝇搋ᆀ⿌ꙷ퀐⁨᫬분々몏刞暶챫�容癶₪쩨䱌�侯㑘欏Ꟛ馷쳤ꐎ吴䭢�ᤓ췣ꄊ䔪ṅ蟖⣹⯲宖샦㠡奨䦡偊괳僤꡻ᨲțⲇ㳥კ먾螌鍴〝펁댼ⲻ愕꼘и礪ꀯ࣮庿敯羄鑈婢嵢퇩䰝ꣶ䁉鄈념뺎䌙⛴鶴�⦎�꯽휑뜦⣘朥ꐅ⡙䕗鉪ꭍ운싆⃷薶벥ϑ�듽騺促혘쵏韓ᛉ썋⒊閾ﻹ䴔采Ễ貳ᗢﲌӭ득ꢅᴣཧ᫢쇧鄟ꁝﺲᆺⴁ놣䷊ꉽ䴸ⱜ࠶䨺佈파쬿评痽⪸診臇튾萏顬ࡣ㤩봯蓮眇㖐璥⪫㢷ᙠ᯻閎ɺ薙骈渁໬ᳩ�僀够믮끍햂븨໏�潽䎌㖀킓꥚凯딍氌뿊杆㡑♹翰頲쮜묆⸟펻韤㙽�齁ꦆ戮띶愝鲴嗌뼦ற쭧㝚搀駋䋀しܗ䓨쿚ޖ㫹悦㙖ᵤⷑཇ噎㽽矙浦↎ﲤࣉ䠶䝀*搏ᗠ࿂ꙴ큣⑰Ỻ붎」몇剡抦챮�宺發⃐쩮䱄픅䮯㑐欋ꟑ馻첟ꐊ倠䭭�ᥬ춟ꄎ䄲ᨲ莹ⳮ⮃忿죡㠣儛䷁偌꤇僤擱갛ᨿȖ⣬㢈ᚹ빛莜革㐈펁띚⣓攣꼆ь祙ꀧ࣭庻敯美鐳慠嵡퇪屦ꣷ䑗锷넢뺅䌚⚈鶱�⦂�ꮿ휟댼⣔朧ꑼ⠤䄸鉩ꝕ웃웞₏膨벭߄�듰驁侱협촺鎲ᚶ쉆ₕ闁ﻺ䵤量Ỏ貾ᔒ䐟냀ꢅ᥁༔᫢솜酦ꁗ龎ᆲ⤑뇒䷁ꉲ䵎ⱜ࠶਺伲팀켧诉痽⺪詍膺틀萃鱳ࡢ㤩봯릙⧽ꮪ⫘痋ꊩ᥮筈⾘랩䩥ຝᱬ�傰奢뿽둕헯먶૸�武䞱㆓풂ꤎ凢딋氂믚捔㡞∑翲頳쯥묏⨊폄鏸㈜�齊ꦈ朻뜊敽鳁嗎뼩ா쭧㜦摱鷛䊻せܜ䓠쯀ޔ㻧惝㉉ᴛⶩ༰噌㽻矘楳▚ﲭࢵ䠵䝄恠ᗧ࿍ꘌ큪⑿Ỻ붂〃뫻刓披찔�害癳⃝쉧䱅�侭㑓欂Ꟗ馸쳣ꐍ呋䭦�ᵶ춾ꄌ䔪幅蟖⣲⯿寪죣㡛好䦭呒ꤥ僢ꠅᩀȓⲇ㣲ዙ뙙莖霔㐝ퟦ띜⣓支꼊ц祜‪࣪庻敯羏鐸愈嵧퇧屫ꣻ䁌锝녟몐䌚⚏鷋�⦋�꯿휛뜬Ⳉ挹ꀜⰵ䕗鈵꽛운싍₉薺뢹ߏ�듰驎俈혗쵋鏆ᚶ읞⒃閸ﺊ䵪醰῍賄ᇰﲃ䑠듚겛ᶨ༖᫯솕鄔ꁓﺲᎹ⵱놡䷁ꈎ䴴ⱞ࠷丮䭝흭쭄讶痰㻙訽膹횧耑顢࠘㤩봯杕俰膸잲荁꼛覵鋡ﮱ焸岜拗໢Ი�傶奡뿸둞햐빚ູ�漇䎌㖅풂꥔写땴汻믘捔㡞♻笋鰦쿹뼟⸟힦鏴㈜�鬅ꦤ朻뜊敿鳂嗈뽟௏쭧㍄搃鶹䛛ずݨ䒟쮏ޙ㫿惞㉅ᤄ⷟༰嘾㽻瞮楻⇱ﲤಫ䠽䝈摰ᖔ࿈ꘂ퀝⁨᫥붂 몇划抣찑�宻牾Ⓙ쨓䡜�䮲㑛欃ꏄ駇쳳꒎呀䭤�ᵶ춟ꄏ䄲ᩐ菈⢋⯼寨죦㱃夞න呒ꤨ傔ꠎᨻ؆⣤㣷ᛇ빖菭霖〝ퟤ뜢⣒攠꽺с紷ꐺ࣢庶慿翲逬ﺚ嵧퇢屦ꣻ摛鄈념뺎䍯⚋鷄쾐⦆�꯺흣댼⣘朣ꑽ⡘䄹鉢꽕욵웞₋薰볙ϝﱦ�듰驊俎혔쵄鎸ᚺ팼ₕ閽ﺈ䥴量ễ賏ᇹ䁰듁ꣾ᤽༔᪖쇥鄘ꁔﺾᖧⴃ놬䷆ꈏ䴲ⱟ࠶䨼似흮쭋迟痺⻘訽膲틊耗鱳ࠓ㤫봯⢙遷덐돣ᒙ琻㧽蹲젤轰蹟豉Человек является другом живого организма, другом умным и справедливым. Педагог должен следить за тем, чтобы у дошкольников появилась ответственность за состояние животного, которое живет в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность трудиться на благо животного. Поэтому необходимо поощрять общение детей с ними.

Первое общение с  животными у большинства детей  вызывает большой интерес. Они хотят  знать, как поведет себя живое  существо при встрече с ними. Очень  часто дошкольники видят в животном игрушку, начинают навязывать ему свои действия. Это происходит от того, что дети не знают как вести себя с представителями животного мира. Необходимо объяснить, что животное пугается незнакомой обстановки.

Однако не следует перегружать  ребенка конкретными знаниями, так как очень мало времени останется на обучение сопереживанию, на эмоциональное включение, на рефлексию своих впечатлений и переживаний животного, на эстетическое восприятие. Важнее создать предпосылки, которые в дальнейшем будут стимулировать детей на самостоятельное желание освоить эти знания.

«Внутренний мир» животного, то есть умение по внешнему виду определять его состояние. Зная его, ребенок  учится сопереживать, учиться понимать эмоциональное состояние животного, относиться к нему как к субъекту, имеющему такое же право на жизнь, как и он. В этом случае, ребенок в дальнейшем сможет самостоятельно контролировать процесс взаимодействия с животным. [     ]

У некоторых детей возникает  страх при общении с живыми существами, а иногда неприязнь. Животных они не беспокоят и не уничтожают. В этом случае ошибочно принимать такое поведение дошкольников как проявление заботливого отношения. В данном случае очень важен пример доброжелатель-ного отношения к животному со стороны взрослого, чтобы вызвать у ребенка ласку и нежность к нему.

Общение с животными  вызывает у детей эмоциональные  переживания. Те или иные их действия озадачивают дошкольников.

Часто ребенок воспринимает животного как беспомощное существо, о котором нужно заботиться. Такие  моменты в процессе непосредственного общения, где ребенок реализует свои эмоции, помогают в воспитании заботливого и бережного отношения к животным.

Таким образом, животные с одной стороны являются просто объектом познания детей, а с другой стороны дошкольники относятся к живым сущест-вам как к самим себе, приписывая им человеческие свойства и способности, строят на этой основе свое общение с животными.

Исходя из вышеперечисленных  особенностей дошкольников в 5 – 6 лет, а также, опираясь на особенности  восприятия животных детьми, стало возможным определить  педагогические условия воспитания у детей бережного и заботливого отношения к животным:

  1. Организация эколого-развивающей среды;
  2. Экологическая культура педагога;
  3. Выбор методики, направленной на работу по воспитанию бережного и заботливого отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого отношения к животным

 

В настоящее время актуальной для  дошкольной педагогики является проблема разработки методики работы по воспитанию у старших дошкольников бережного и заботливого отношения к животным.

Для начала необходимо определиться, что же такое методика.

Методика включает в  себя активные формы, методы и средства обучения, целенаправленные педагогические условия, сотрудничество педагогов с детьми, а также организацию предметной окружающей среды.

Метод – система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучения детей, которая направлена на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит  из определенных приемов, которые направлены на решение более узких задач. Способ сообщения знаний может выступать  как метод и как прием.

Выбор метода обучения зависит  от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его творчества, способностей.

В педагогике традиционно  выделяют три группы методов:

  1. словесные (рассказ, беседы и т.д.);
  2. наглядные (наблюдение, демонстрация пособий);
  3. практические (упражнения, опыты и эксперименты).

Также отдельную группу методов  составляют игровые методы, целью которых является вызвать интерес у ребенка к определенному содержанию.

Под методикой воспитания заботливого и бережного отношения  к животным у детей 5 – 6 лет мы будем понимать совокупность наличия  педаго-гических условий, способствующих воспитанию бережного и заботливого отношения к животным, выбора методов и приемов обучения, форм, уровень готовности педагога осуществлять работу по данному вопросу с детьми.

Методика воспитания бережного и заботливого отношения  к животным имеет свою специфику.

В обучении чрезвычайно  большое значение играет процесс  освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и отличается своей интенсивностью.

При выборе методов и  приемов, форм работы необходимо опираться на психолого – биологические показатели детей старшего дошкольного возраста.

У детей 5 – 6 лет возрастает интерес к природе, к разнообразию флоры и фауны. И именно исходя из этого будет вытекать характер решаемых задач по воспитанию бережного  и заботливого отношения к животным, а именно: обратить внимание, вызвать интерес и положительные эмоции, дать знания о представителях животного мира, учить замечать состояние животных организмов, а также воспитывать желание у детей ухаживать за животными.

Информация о работе Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет