Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.
Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I Психолого-педагогические основы природоохранного воспитания
детей старшего дошкольного возраста…………………………………6
Понятие «бережного» и «заботливого» отношения к природе
в психолого-педагогических исследованиях………………………6
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного
возраста представителей животного мира………………………..13
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого
отношения к животным…………………………………………….18
Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным
у детей 5-6 лет………………………………………………………….27
Задачи исследования. Анализ педагогических условий………….. 27
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и
заботливого отношения к животным………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………… 46
Библиография…………………………………………………………
Е.И. Золотова отмечала, что живая природа воздействует на ребенка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этого, по ее мнению, недостаточно для воспитания положительного эмоционального отношения к природным объектам.
О степени сформированности гуманных чувств к живым существам можно судить, принимая во внимание следующее:
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. В дошкольном же возрасте идет закладка лишь предпосылок рефлекса охраны природы. [ ].
В середине 90-х годов прошлого столетия появился целый ряд новых программ и технологий экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Основной акцент в них делается на развитие личности, формирование эмоционально – целостного отношения к окружающей среде.
Рассмотрим некоторые из них.
Программа экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» предназначена для детей 5 –6 лет. Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Программа направлена на формирование целостного взгляда на приро-ду и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека, а также она построена на принципах развивающего обучения и пред-полагает развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь детей, их творческие способности, культуру чувств.
Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззре-ния и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Программа предполагает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности.
Ценным аспектом программы является то, что автор делает акцент на природоохранительную деятельность ребенка.
Программа экологического воспитания и образования «Паутинка» Ж.Л. Васяткина – Новикова.
Данная программа развивает
в детях планетарное мышление,
то есть разумное отношение к миру
и к себе, как жителю Земли. У
детей формируется
Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой предназначена для детей дошкольного возраста.
Программа создана на основе Концепции экологического воспитания дошкольников.
Решение вопросов экологического воспитания автор видит в организации работы по двум направлениям:
Содержание программы отражает биоцентрический подход на природу – в центре изучения лежат законы развития природы, человек – часть природы.
Главная цель – заложить в детях начала осознанно – правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний. У ребенка развивается мышление, сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни, экологическое восприятие красоты природы.
«Юный эколог» – открытая программа. Она имеет развернутое методическое обеспечение.
Программа экологического образования детей «Мы», созданная авторским коллективом (Кондратьева Н.Н., Шиченок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А.).
Цель программы – развитие у дошкольников начал экологической культуры.
При отборе содержания программы авторы руководствовались идеей гуманизации. Ее воплощение они видят в развитии у ребенка гуманистической направленности отношения к миру.
Программа направлена на развитие знаний у детей о живых существах, их взаимодействии между собой и окружающей средой. Особое значение отводит-ся природоохранной деятельности: это не только внимательное отношение к живым существам, но и бережное и заботливое отношение к ним, экономия ресурсов планеты, бережное отношение к своему здоровью, забота о среде, в которой живешь.
Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет использовать ее в любой группе детского сада.
Проанализировав выше пересиленные
программы, хочется отметить, что
в них акцентируется внимание
на вопросы, связанные с проблемой
заботливого и бережного
Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день.
Многообразие программ позволяет каждому дошкольному учреждению выбрать конкретную программу, которая по своему содержанию и направлению отвечала бы их запросам.
Знакомство с практикой реализации экологического направления в детском саду выявило ряд противоречий. А именно, наблюдается противоречие между объективно выросшими требованиями общества к природоохранной деятельности и недостаточным вовлечением детей, особенно старшего дошкольного возраста, в эту работу.
Первые представления и
Дошкольное детство, как отмечали Л.С. Выготский, Д.А. Эльконин, Мухина В.С. и другие психологи и педагоги, - основной период для формиро-вания основ мировоззрения: его отношение к себе, людям, окружающему миру.
В.Н. Белкина отмечает, что в период дошкольного возраста у ребенка раз-виваются и формируются многие высшие чувства, такие как любовь и привя-занность к близким, сопереживание, забота, чувство любознательности [ 1 ].
Следовательно, в этот период начинает складываться эмоциональная сфе-ра. Ребенок чуток и отзывчив. Именно в этот период дети начинают переносить данные качества на окружающих, в частности на животных. В этом случае простое декларирование требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях ее существования малоэффективны. Необходимо найти ба-ланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоциональ-ного отношения к ней.
Если ребенок ничего не знает о том, что происходит вокруг него, то никакого отношения к миру не возникнет. [ ]
В возрасте 5–6 лет у
дошкольников резко развивается
и расширяется сфера
Именно в этом возрасте†идет
инՂенсквԽоص развитие разѽых фؾрЬ во⑁приютиOȬ
что позволяет открывать не только
внешнюю видимостьພ᳦�咢夜뿰둖햕븥ໍ�
Первое общение с
животными у большинства детей
вызывает большой интерес. Они хотят
знать, как поведет себя живое
существо при встрече с ними. Очень
часто дошкольники видят в живо
Однако не следует перегружать ребенка конкретными знаниями, так как очень мало времени останется на обучение сопереживанию, на эмоциональное включение, на рефлексию своих впечатлений и переживаний животного, на эстетическое восприятие. Важнее создать предпосылки, которые в дальнейшем будут стимулировать детей на самостоятельное желание освоить эти знания.
«Внутренний мир» животного,
то есть умение по внешнему виду определять
его состояние. Зная его, ребенок
учится сопереживать, учиться понимать
эмоциональное состояние
У некоторых детей возникает страх при общении с живыми существами, а иногда неприязнь. Животных они не беспокоят и не уничтожают. В этом случае ошибочно принимать такое поведение дошкольников как проявление заботливого отношения. В данном случае очень важен пример доброжелатель-ного отношения к животному со стороны взрослого, чтобы вызвать у ребенка ласку и нежность к нему.
Общение с животными вызывает у детей эмоциональные переживания. Те или иные их действия озадачивают дошкольников.
Часто ребенок воспринимает
животного как беспомощное
Таким образом, животные с одной стороны являются просто объектом познания детей, а с другой стороны дошкольники относятся к живым сущест-вам как к самим себе, приписывая им человеческие свойства и способности, строят на этой основе свое общение с животными.
Исходя из вышеперечисленных особенностей дошкольников в 5 – 6 лет, а также, опираясь на особенности восприятия животных детьми, стало возможным определить педагогические условия воспитания у детей бережного и заботливого отношения к животным:
В настоящее время актуальной для дошкольной педагогики является проблема разработки методики работы по воспитанию у старших дошкольников бережного и заботливого отношения к животным.
Для начала необходимо определиться, что же такое методика.
Методика включает в себя активные формы, методы и средства обучения, целенаправленные педагогические условия, сотрудничество педагогов с детьми, а также организацию предметной окружающей среды.
Метод – система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучения детей, которая направлена на достижение дидактических задач.
Каждый метод состоит из определенных приемов, которые направлены на решение более узких задач. Способ сообщения знаний может выступать как метод и как прием.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его творчества, способностей.
В педагогике традиционно выделяют три группы методов:
Также отдельную группу методов составляют игровые методы, целью которых является вызвать интерес у ребенка к определенному содержанию.
Под методикой воспитания
заботливого и бережного
Методика воспитания
бережного и заботливого
В обучении чрезвычайно большое значение играет процесс освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и отличается своей интенсивностью.
При выборе методов и приемов, форм работы необходимо опираться на психолого – биологические показатели детей старшего дошкольного возраста.
У детей 5 – 6 лет возрастает интерес к природе, к разнообразию флоры и фауны. И именно исходя из этого будет вытекать характер решаемых задач по воспитанию бережного и заботливого отношения к животным, а именно: обратить внимание, вызвать интерес и положительные эмоции, дать знания о представителях животного мира, учить замечать состояние животных организмов, а также воспитывать желание у детей ухаживать за животными.
Информация о работе Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет