Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.
Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I Психолого-педагогические основы природоохранного воспитания
детей старшего дошкольного возраста…………………………………6
Понятие «бережного» и «заботливого» отношения к природе
в психолого-педагогических исследованиях………………………6
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного
возраста представителей животного мира………………………..13
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого
отношения к животным…………………………………………….18
Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным
у детей 5-6 лет………………………………………………………….27
Задачи исследования. Анализ педагогических условий………….. 27
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и
заботливого отношения к животным………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………… 46
Библиография…………………………………………………………
Решение данных задач будет определять выбор методов и форм работы с детьми в этом направлении. Анализ методической литературы по ознакомлению дошкольников с природой П.Г. Саморуковой, И.Д. Виноградовой, а также анализ авторских рекомендаций О.А. Воронкевич, С.Н. Николаевой, дает возможность определить наиболее значимые и эффективные средства воспитания бережного и заботливого отношения к животным у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде всего
необходимо создать
С.Н. Николаева выделяет следующие педагогические условия:
Исходным звеном является система конкретных знаний, которые отражают ведущие закономерности живой природы, возможности усвоения детьми системы знаний доказано рядом педагогических исследований. Н.Н.Кондартьева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова отмечали, что знания можно разделить на 2 вида: внешний вид животного, его строение, образ жизни и связь с окружающей средой и деятельностью человека. Уже в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить биологическое и социальное начало человека, зависимость его от природы и возможности с точки зрения ее охраны.
Обучение детей навыкам ухода за животными, формирование трудовых навыков и умений должно быть направлено на удовлетворение потребностей живых существ. Забота о живом должна стать привычкой, а труд выступает как средство формирования заботливого и бережного отношения.
Интенсивным показателем
эстетического отношения к
Важно, чтобы рядом с ребенком были живые организмы, чтобы обеспечить постоянный контакт ребенка с природой.
Необходимо выделить оптимальные
методы работы по воспитанию заботливого
и бережного отношения к
С.Н. Николаева отмечает, что у детей необходимо воспитывать заботу по отношению к животным. Этот процесс складывается из трех моментов:
Общение – это разговоры во время прогулки, несложная дрессировка. [ ]
Навыки обращения с животными нужны детям. Это первые шаги ребенка в общении с ними.
Первое общение с животным у большинства детей вызывает большой интерес. Они хотят знать, как поведет себя живое существо при встрече с ними. Нередко дети начинают «навязывать» свои действия животному. Необходимо объяснить детям, что животное пугается незнакомой обстановки, поэтому не может действовать так, как хочется детям. Если ребенок потревожил животное, то нужно обратить его внимание на то, что оно испугалось и спряталось.
В процессе общения с животными дети вовлекают их в свои игры. Чтобы отвлечь детей от таких занятий необходимо учитывать биологическую особен-ность животных – их двигательную активность и использовать их потребность в движении, в игре.
У некоторых детей возникает страх при общении с живыми существами, а иногда неприязнь. Животных они не беспокоят и не уничтожают. В этом случае ошибочно принимать поведение детей, как проявление заботливого отношения. В данном случае очень важен пример доброжелательного отноше-ния к животному со стороны педагога, чтобы вызвать у ребенка ласку и нежность к нему. Но нельзя принуждать ребенка к этому.
Общение с животными вызывает у дошкольников эмоциональные пере-живания. Те или иные действия озадачивают детей. Однако, не все дети 5 – 6 лет выражают свое эмоциональное отношение, не каждый может рассказать, что чувствует. Педагогу нужно уметь выслушать воспитанника, заметить, какие стороны поведения заинтересовали ребенка и поддерживать его положительные эмоции.
Наблюдение формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Это основной метод экологического воспитания. Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное более или менее длительное восприятие детьми объектов и явлений природы. [ 14 ]
Наблюдение проводится как внутри детского сада, так и на прогулках. Целенаправленное наблюдение – это сложный познавательный процесс, в котором активно взаимодействуют сенсорные процессы, мышление и речь. Сущность его заключается в чувственном познании природы, объектов познания их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное.
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Яркие впечатле-ния от быстро меняющихся движений предметов и явлений – результат не-произвольного впечатления детей. Наблюдение – это деятельность, самостоя-тельно организованная самим наблюдателем. Для проведения наблюдений важным является знание моментов наличия природных объектов; определение содержания наблюдения, поиск соответствия их организации оптимальных форм и приемов. Наблюдение – важнейший метод познания животного мира – характеризует следующие особенности:
а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного,
что позволяет
увидеть его проявления и
условиях;
б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведе-
ния животного, который становится объектом длительного изучения;
в) оно представляет возможность непосредственного общения с
животными.
Планировать наблюдения необходимо с учетом требований к его организации и проведению:
Необходимо наметить основные линии наблюдения. Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Представители этого класса легко идут на контакт и вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка.
Расширяя представление детей о живых существах, необходимо рассказывать об их пользе, обращать внимание на правила гуманного отношения к ним.
Таким образом, представления, накопленные в результате наблюдений, помогают решать различные умственные задачи. В результате у детей выраба-тывается внимательное, заинтересованное отношение к природе, стремление узнать что-то новое о животных, научиться охранять их и помогать им.
При воспитании у дошкольников бережного и заботливого отношения к животным эффективно применять словесные методы (рассказ воспитателя, чтение природоведческой и художественной литературы, стихи т.д.). Они решают следующие задачи: получение новой информации о представителях животного мира, формирование эмоционального отношения и отклика у детей.
При воспитании у дошкольников
заботливого и бережного
В форме диалога, как
наиболее личностного способа
Через монолог дети посвящаются в новые сферы знания.
Третья форма речевого воспитания – проведение построенной в опреде-ленной логике беседы с детьми, в которой формируется понимание свойств природы, зависимость жизни живых объектов от среды обитания, происходит осознание закономерности явлений.
Также большое значение роли слова в ознакомлении детей с животными при воспитании у дошкольников заботливого и бережного отношения к живым существам придавала Е.И. Зотова.
Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение пе-дагога, вовремя использованное художественное слово – все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников. Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающими большое значение имеют рассказы педагога. Особая их ценность в том, что они допол-няют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. Среди разнообразных сведений есть такие, которые необходимы для воспитания правильного отношения. Этот материал должен найти отражение в рассказе педагога.
Действенным методом является беседа. Знания о полезности того или иного животного и заботе человека о нем тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей постепенно складывалось представление о человеке, как о хозяине, который должен бережно относиться не только к тем животным, польза которых очевидна, а к любому представителю фауны.
Таким образом, используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного отношения человека к природе, воспитывать у ребят ответственность, доброту, учит проявлять заботу о животных.
Трудовые действия являются значительными в воспитании у детей заботливого и бережного отношения к животным.
Этот метод способствует развитию
у детей эмпатии, совершенствует
эмо-ционально волевую сферу
Интересные впечатления приобретают дети во время ухода за животны-ми, в процессе общения с ними. Поэтому необходимо предоставить детям дос-туп к животным, давать возможность установить с ними контакт. Это поможет ребятам ощутить и понять состояние живого существа. Они лучше узнают необходимость действий, удовлетворяющих те или иные потребности живот-ного, условия, которые нужны для его нормального существования. Однако при организации дежурств в уголке природы основное внимание уделяют сооб-щению знаний о животных и выполнению детьми обязанностей дежурных. Важнейшим педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность должна быть регулярной и важно приобщить к ней каждого ребенка.
Одной из наиболее интересных форм работы по воспитанию бережного и заботливого отношения к животным является экологический тренинг. Данный метод направлен на развитие эмоциональной сферы ребенка, расширение его чувственного опыта, на обучение умениям и навыкам взаимодействия с объектами природы.
Цель данного метода – формирование
у детей «экологического
Основной формой обучения в детском саду являются занятия. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме детей. Под руководством воспитателя на занятиях дети получают определенные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей, развивается их умственная активность и самостоятельность.
Знания, которые получают дети в процессе обучения можно объединить в три группы:
Детям 5 – 6 лет доступны сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания. Подобные знания, как отмечает Е.И. Золотова, способствуют углублению представлений о животных, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к живым существам. Задача воспитателя – обеспечить усвоение материала всеми детьми.
Методика воспитания
у детей бережного и
Таким образом, можно
предположить, что практическая значимость
исследования определена возможностью
использования предложенной методики
работы по воспитанию бережного и
заботливого отношения к
Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного
отношения к животным у детей 5-6 лет
2.1 Задачи исследования. Анализ педагогических условий
На основе выводов теоретической части нашей работы были сформулированы конкретные задачи практического исследования:
Информация о работе Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет