Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.
Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I Психолого-педагогические основы природоохранного воспитания
детей старшего дошкольного возраста…………………………………6
Понятие «бережного» и «заботливого» отношения к природе
в психолого-педагогических исследованиях………………………6
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного
возраста представителей животного мира………………………..13
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого
отношения к животным…………………………………………….18
Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным
у детей 5-6 лет………………………………………………………….27
Задачи исследования. Анализ педагогических условий………….. 27
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и
заботливого отношения к животным………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………… 46
Библиография…………………………………………………………
О – средний уровень – ребенок самостоятельно или по просьбе взрос-лого различает и показывает объекты природы. Проявляет интерес и выражает свое отношение к ним. Знает как ухаживать за данными животными и обитате-лями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животного. Проявляет интерес к объектам природы.
О – уровень ниже среднего – ребенок по просьбе взрослого показы-вает и называет объекты природы. По просьбе взрослого принимает участие в уходе за животными. Интерес к животным выражен слабо, зависит от обстоя-тельств. Не всегда устанавливает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животного.
О – начальный уровень – по просьбе взрослого ребенок показывает и называет объекты природы. Под руководством взрослого выполняет некоторые поручения. Эпизодически принимает участие в уходе за животными. Эмоцио-нальные реакции при общении с обитателями уголка природы выражены слабо.
По результатам диагностики проведенный анализ показал, что на начало учебного года представления детей на начальном уровне составляют 38,8% от общего количества; 33,3% имеют уровень ниже среднего; 27,8% детей имеют средний уровень.
Эмоциональное состояние : 33,3% детей имеют средний уровень; 44,5% - ниже среднего; 22,2% - начальный уровень.
Практические умения и отношения: 38,9% - начальный уровень; 22,2% - ниже среднего и 38,9% - средний уровень.
Из всего вышесказанного
можно сделать следующие выводы
Для решения второй задачи
исследования нами был осуществлен
анализ условий экологоразвивающей
среды, в которой находятся дети,
а также выявлен уровень
На протяжении всего
учебного года, в соответствии с
программой плани-руется экологически
направленная деятельность: наблюдение
и труд в приро-де; проведение занятий,
дидактических игр и
Экологический аспект наблюдается при проведении занятий по изодеятельности, по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Большая роль для воспитания
бережного и заботливого
Не все в окружающей среде является источником ее психического разви-тия, а только то, с чем он активно взаимодействует, то, чем овладевает, что усваивает под руководством взрослого.
Основными показателями
для анализа среды стали
В группе имеется уголок природы. Все обитатели в основном живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, морская свинка).
При отборе обитателей уголка природы для старшей группы учитывались особенности восприятия детьми предметов и объектов окружающего мира, а также рекомендации С.Н. Николаевой. [ ]
Большинство объектов расположены
на уровне детей, что позволяет
Дети поливают растения, обтирают листья, моют поддоны, кормят рыбок, помогают воспитателю мыть содержимое аквариума и обратно оснащать его. Рыбки, а это золотые рыбки, сом и меченосцы, привлекательны для детей. Дети вместе с воспитателем ухаживают за ними, наблюдают за внешним видом, получают представление об образе жизни, способах функционирования. Дети знают, где хранится корм и как его надо использовать.
То же самое по отношению к морской свинке. Дети помогают воспита-телю ухаживать за ней: кормить, чистить клетку, менять воду, одновременно получают представление о взаимоотношении человека и животного, а также о правилах поведения с данным существом. Приносят фрукты и овощи для свинки, что свидетельствует о формировании заботливого отношения к тем, кого приручили.
Растения и животные в уголке природы находятся в хорошем состоянии, что свидетельствует о том, что за ними осуществляется уход и объектам природы уделяется большое внимание.
В группе создана игровая зона, где имеются разнообразные дидактичес-кие игры экологического содержания, настольно – печатные игры, лото. Это позволяет создать у детей положительный эмоциональный фон и позволяет овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, закреп-ляют полученные знания.
Имеются наборы игрушек – животных, фланелеграф, уголок худо-жественной и природоведческой литературы, где в соответствии с программой старшего возраста подобраны произведения о природе.
Проведенный анализ выявил, что в группе созданы необходимые условия для воспитания бережного и заботливого отношения к животным. Однако, хотелось бы рекомендовать педагогам расширить природную зону обитателей уголка, а также разнообразить свободную деятельность детей за счет создания новых зон: изобразительного творчества; расширить подбор материала в уголке художественной литературы. Все вышеперечисленные условия помогают в работе с детьми по воспитанию заботливого и бережного отношения к животным.
Обучающий эксперимент был представлен специально разработанной нами методикой, направленной на воспитание заботливого и бережного отношения к животным у детей 5 – 6 лет.
заботливого отношения к животным
Цель обучающего эксперимента – сформировать у детей 5 –6 лет бережное и заботливое отношение к животным
Работа проводилась в трех направлениях, которые в конкретном итоге привели к желаемому результату:
По каждому из трех направлений нами проводилась целенаправленная работа, которая включала в себя ряд занятий, экологические тренинги, беседы, циклы наблюдений, а также совместную деятельность воспитателя и детей в учебное время и в повседневной жизни.
В первый блок (программа знаний) входили занятия, беседы и циклы наблюдений.
В процессе работы мы провели ряд занятий, направленных на формирова-ние знаний о животных, а также гуманного отношения к объектам природы.
Занятие 1. «Все нужны на Земле».
Цель: способствовать развитию у детей:
Занятие 2. «Что нам делать, как нам быть?».
Цель: способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к жи-вотным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой; обогащению конкретной взаимосвязи животных с окружающей средой.
Занятие 3. «Носы, уши. зубы».
Цель: показать детям, как помогают животным приспосабливаться к жизни их носы, уши, зубы. Воспитывать бережное отношение к живому.
В ходе занятия «Все нужны на Земле» мы познакомили детей с «краси-выми» и «некрасивыми» животными. Объяснили, что внешний вид животных не обязательно должен быть привлекательным, он должен соответствовать условиям обитания живых существ. Дети поняли, что внешне непривлека-тельные животные могут быть полезными и о них тоже необходимо заботиться и беречь их.
Дошкольники проявили активность при ответе на вопросы, что было обусловлено интересом детей к данному материалу.
На занятии «Носы, уши, зубы» мы познакомили детей со способами приспособления животных к среде обитания и их жизни, таких как носы, уши, зубы. Мы рассматривали таких животных как кошка, собака, мышь.
На занятии «Что нам делать, как нам быть?» дети познакомились с правилами ухода и средой обитания птиц, лягушки.
На данном занятии была использована модель ответа. Дети активно работали со словесной моделью, самостоятельно составляли по ней собствен-ные рассказы. Если возникали затруднения, то мы вместе помогали ребенку.
Таким образом, мы выяснили, что нужно не только заботиться о животных, но и знать как правильно это делать.
Для наблюдений мы выбрали объекты, которые доступны для детей, с которыми дошкольники сталкиваются не только в детском саду, но и в повседневной жизни. Однако, также в качестве объекта наблюдения мы выбрали морскую свинку, чтобы показать на ее примере, что даже те животные, которых дети не знают, тоже нуждаются в заботливом и бережном отношении. (Приложение )
Наиболее удачная форма наблюдений – циклические наблюдения, поэтому мы спланировали именно их. Мы разработали их так, чтобы показать детям зависимость животных от среды обитания и ухода за ними. Мы установили, что у детей повышается интерес к животным и желание ухаживать за ними, если дошкольники узнают о живых объектах интересные сведения. Поэтому мы рассмотрим научно – популярную литературу о природе, чтобы отобрать нужное содержание циклов наблюдений.
В ходе проведенных нами циклов наблюдений мы не только сообщили детям знания о строении животных, функциях их частей, связях с окружающей средой, но и добились того, чтобы дети поняли необходимость проявления бережного и заботливого отношения к ним.
В частности при проведении цикла наблюдений за золотыми рыбками (Приложение ) дети узнали особенности внешнего вида рыбок, познакомились со средой обитания. Интересно наблюдение за внешним строением рыбок. Детей заинтересовало, как они дышат, что дыхание происходит через жабры. Проследили, где они находятся, сначала на макете (игрушке), а затем и у живой рыбки. Мы проследили за поведением рыбок в аквариуме. Определили, что строение плавников определяет скорость передвижения их в воде. Объяснили правила ухода за данными живыми объектами, показали, как необходимо правильно кормить рыбок.
После данного цикла дети сами выражали инициативу по уходу за рыбками.
В процессе беседы о зимующих птицах (Приложение ) мы дали понятие «зимующие» и «перелетные» птицы. Показали необходимость ухода за зимующими птицами. Объяснили, для чего нужны кормушки.
После этого мы провели наблюдение за птицами на участке детского сада (Приложение ). Дети активно отвечали на вопросы, тем самым мы закрепили не только знания, но и практические действия детей. В конце прогулки дети проявили инициативу в подсыпке корма в кормушку.
После данного наблюдения на прогулку брали с собой зернышки, кусочки хлеба. Дети самостоятельно брали корм и насыпали его в кормушку.
Второй блок был направлен на развитие эмоциональной сферы детей. На данном этапе мы использовали экологические тренинги, как наиболее дос-тупную форму для развития эмоций детей, а также отношения дошкольников ко всему живому.
В частности при упражнении «Птицы» дошкольники не только правильно называли птиц, но и придумывали совершенно необыкновенных пернатых. Мы попросили детей представить себя птицами и показать это. Очень яркими были рассказы и выступления Ксюши К., Вани С., Глеба Д. и Леры С.
В ходе упражнения «Лесной карнавал» дети активно имитировали животных, старались представить образ в мимике и жестах. Причем образ животного угадывался сразу. Необходимо отметить Аню Б., Настю М., Ваню О., та как их образы были самыми яркими.
Информация о работе Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет