Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.
Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I Психолого-педагогические основы природоохранного воспитания
детей старшего дошкольного возраста…………………………………6
Понятие «бережного» и «заботливого» отношения к природе
в психолого-педагогических исследованиях………………………6
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного
возраста представителей животного мира………………………..13
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого
отношения к животным…………………………………………….18
Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным
у детей 5-6 лет………………………………………………………….27
Задачи исследования. Анализ педагогических условий………….. 27
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и
заботливого отношения к животным………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………… 46
Библиография…………………………………………………………
Также мы использовали наблюдения за детьми в ходе общения дошкольников с животными. В начале мы провели беседу, из которой дети узнали о правилах общения с живыми объектами, а затем уже наблюдали за детьми в ходе общения с животными. Действия некоторых дошкольников нуждались в коррекции. В данном случае мы использовали индивидуальную беседу с ребенком и направляли их действия в нужное русло.
В третий блок вошли экологические тренинги, совместная деятельность детей со взрослым (воспитателем), а также самостоятельная трудовая деятельность детей.
В ходе совместной деятельности с детьми большую роль мы отводили формированию желания у детей трудиться на благо живых существ. Для более эффективной работы мы принесли в группу клетку с попугаем и аквариум с морской свинкой, так как разнообразие представителей животного мира и осо-бенности ухода за ними побуждают детей к ежедневному и самостоятельному труду.
Мы отметили, что Глеб Д., Аня С., Илья Р., Женя Б., Катя В. не только проявляли инициативу в уходе за животными, но и помогали Насте М., Ане Б., Юле Ч., Ване О., объясняли, направляли на правильные действия.
Дети выражали инициативу по уходу за животными. Они не только само-стоятельно кормили птиц, как уже говорилось, но и кормили рыбок, участво-вали в уборке, а затем и в оснащении аквариума. Дети мыли камушки, затем укладывали их обратно. Очень заинтересованно следили за тем, как рыбок пе-реносили из аквариума в банку. Самостоятельно отвечали на вопросы о том, почему рыбки не могут жить в грязной воде, в банке и что необходимо для естественного существования рыбок в группе. Ваня С. отметил, что в аквариу-ме кроме рыбок есть еще и улитки. Он пояснил другим детям, что они очищают аквариум.
Таким образом, мы отметили, что у детей повысился уровень сформиро-ванности бережного и заботливого отношения к животным благодаря развитию эмоциональной сферы детей, а также повысился уровень знаний об объектах природы и изменилось отношение к ним в лучшую сторону.
Проведя контрольную диагностику по описанному выше плану нами были получены следующие данные.
Таблица 3. Уровень сформированности бережного и заботливого
отношения к животным у детей на март 2005 года
Ф.И. ребенка |
Возраст на сентябрь 2004 г |
Представ-ление |
Эмоции |
Практические умения и отношение |
Баженова А. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Бачурин Ж. |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Вязанкина К. |
5 лет 4 мес. |
O |
O |
O |
Гусева А. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Дынин Глеб |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Кабанов П. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Кочерова К |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Кротова К. |
5 лет 4 мес. |
O |
O |
O |
Мозаева Н. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Овчинников В. |
5 лет 1 мес. |
O |
O |
O |
Руденко И. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Седова Л. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Ситников К. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Сиренко В. |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Соболева А. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Соболева К. |
5 лет 4 мес. |
O |
O |
O |
Соколова В. |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Чашина Ю. |
5 лет 1 мес. |
O |
O |
O |
О – средний уровень О – выше среднего
О – ниже среднего О – начальный
В результате применения
методики мы можем наблюдать как
изменился уровень
Таблица 4. Сравнительный анализ уровней по результатам диагностики
Уровень |
Представления |
Эмоции |
Отношение к животным | |||
Сентябрь 2004 г. |
Март 2005 г. |
Сентябрь 2004 г. |
Март 2005 г. |
Сентябрь 2004 г. |
Март 2005 г. | |
О |
- |
27,8% |
- |
33,3% |
- |
38,9% |
О |
27,8% |
50% |
33,3% |
50% |
38,9% |
38,9% |
О |
33,3% |
22,2% |
44,5% |
16,7% |
22,2% |
22,2% |
О |
38,9% |
- |
22,2% |
- |
38,9% |
Как показывает анализ результатов
проведенной работы, резких скачков
в изменении уровней не произошло,
однако, очевидно, что есть позитивные
сдви-ги. Постепенно повышается процент
детей к более высоким показате
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце экспериментального исследования, показали действенность и эффективность разработанной нами методики по воспитанию бережного и заботливого отношения к животным.
В заключении мы подвели основные итоги, подтверждающие гипотезу исследования, сделали следующие выводы:
Информация о работе Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет