Опыт использования учебника в предметной области "Технология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Изучаемое пособие посвящено вопросам изучения учащимися 5 класса курса «Технология». Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология». Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте использования учебника «Технология. Обслуживающий труд»
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология»
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника в предметной области «Технология»
Выводы по главе
Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника в предметной области «Технология» в 5 классе
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника «Технология»
§3. Результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по пед.(испр).doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Развитие интереса у  школьников в первую очередь зависит от уровня его психологического и биологического развития, от накопленного опыта, знаний, которые питают интерес, но так же зависит и от способа подачи информации. В данном случае учебник должен стать объектом познавательного интереса. Ведь если он в полной мере соответствует интересам школьника, то будет способствовать формированию у личности стабильного интереса к учёбе, повысится уровень хороших отметок в школе.

Развитие познавательного интереса школьников к учебнику является важнейшим  фактором в процессе овладения знаниями, навыками. Педагоги всегда подчёркивают важнейшее значение интереса в обучении, так как если ученику интересен предмет, значит, появится любовь к занятиям. Интересное обучение развивает умение работать с материалом с воодушевлением, ученик вкладывает душу в свой труд.

Отсюда можно сделать  вывод: педагоги должны выявить у каждого ученика его способности и максимально постараться заинтересовать его учебной деятельностью с помощью учебника.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание  целей деятельности. [9] Интерес способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому Е.И.). [6, с. 115] Отсюда интерес может определяться как эмоционально - познавательное мотивированное отношение, имеющее тенденцию переходить в познавательную направленность личности.

И всё-таки познавательный интерес  не всегда пробуждает в учениках активную учебную деятельность. Необходимо, чтобы этот интерес превращался в жажду познания, и только тогда начинает подниматься уровень духовной потребности личности, начинает формироваться её целенаправленность.

Значение интереса подтверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблем в классической педагогике главную функцию интереса все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. [5, с. 5]

Познавательный интерес можно  признать одним из важнейших и  значимых факторов учебного процесса, неоспоримо влияющих как на созидание благоприятной атмосферы обучения, так и на активность познавательной деятельности учеников.

Методика формирования интересов школьников к предмету «Технология» – это актуальный вопрос, как для данного исследования, так и для всего школьного образования. К методам исследования познавательного интереса учащихся к предмету «Технология» необходимо подходить, прежде всего, с позиции воспитания и развития интереса.

Процесс формирования познавательного  интереса к предмету «Технология, обслуживающий труд» происходит в процессе учебной деятельности, структура которой составляют объективную основу развития познавательного интереса. Способы развития познавательной деятельности зависят от умений и навыков, которыми обладают ученики. Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

  • освещать объективные возможности интересных сторон предмета, учебника, приводить примеры из жизни;
  • побуждать учеников к активной деятельности на уроке, а так же, поддерживать у детей состояние заинтересованности в учебнике, показывать доступность и простоту «общения» с учебником;
  • в процессе учебной деятельности целенаправленно формировать интерес, который рождает творческую активность на уроке «Технологии».

Познавательный интерес представляет собой совокупность главных для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский поиск;
  • готовность к решению задач;
  • эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес;
  • эмоции и удивления;
  • чувство ожидания нового;
  • чувство интеллектуальной радости;
  • чувство успеха. [8, c. 45]

 

 

§ 2 Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология»

 

В 5 классе школьники переходят  к систематическому изучению наук. А это требует от их психической  деятельности более высокого уровня развития: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлечённых понятий. Ученик начинает играть более значительную роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьёзные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и окружающих его людей. На формирование интереса ученика влияют также активность самой личности, её позиции и её роль в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид  интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область  – познавательная деятельность, в  процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет  учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое. Тягостно учить тех, кто смотрит на учение, на школу как на тяжёлое бремя, и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному, воздействию со стороны.

Анализ психологической структуры  познавательного интереса привёл советских психологов (С.Л. Рубиштейн, Л.А. Гордон, А.П. Леонтьев) к заключению, что познавательный интерес – это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями, в котором в органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. [11, с. 38]

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и её мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, – писал А. Н. Леонтьев, – это, значит, сделать действительным или создать вновь определённый мотив, а также создать соответствующие цели школьников». [2, с. 73] «Процесс формирования интересов, – отмечает Г. И. Щукина, – происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов». [2, с. 72]

За внешними проявлениями интересов школьников учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.

Особое значение для  воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развёртывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию добываемых знаний их в социально-значимых видах деятельности.

На этом уровне познавательный интерес  часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого это действие происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не настолько проникает в сознание ученика, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных стадиях. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые ещё не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже подошли к дедуктивному, самостоятельному подходу в учении.

Ещё более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжён с элементами исследовательской, творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс у ученика ощутимо продвигается. У ребёнка обнаруживается не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого. Ученик уже способен видеть диалектику явлений. На этой стадии обнаружится глубокий интерес ребёнка к познанию закономерностей.

В образовательных системах применяются  различные подходы, связанные с  принципами отбора содержания образования, методами и формами обучения и  т.д. Условно и, конечно, довольно грубо их можно подразделить на «личностно-отчужденные» и «личностно-ориентированные» (или «личностно-центрированные»). [3, c. 182]

В качестве классификационных оснований  можно выбрать категориальную пару – потребление знаний и их производство. Эта пара обозначает противоположные, но диалектически связанные процессы – использование и созидание значимых ценностей. В зависимости от преобладания той или иной составляющей процесса обучения задаются исходные различия двух моделей образования: модели передачи знаний или трансляционной модели и производственной (или созидательной) модели. Для классификации, конечно, можно выбрать и другие признаки, например, самостоятельное познание и преобразование информации, полученной кем-то и когда-то. [4, с. 55]

В любой исторический период почти во всех странах мира крупнейшие мыслители человечества, часто весьма далёкие и от теоретической педагогики, и от её практических проблем, всегда считали своим долгом высказаться по поводу наилучших методов обучения. Опровергая свой же диалектический метод, предельно категоричен Гегель, полностью отрицая право ребенка на самостоятельность: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с ней и развивать её, является совершенно пустым и ни на чём не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание». [2, c.125] В приведённой цитате чётко выражены внутренние убеждения и ценности, поддерживаемые и защищаемые автором. Столь же чётко просматривается и отсутствие хоть какой-то аргументации в пользу высказанной точки зрения.

Существует противоположная модель образования, содержащая рефлексивную составляющую, которая возможна только в отсутствии принуждения и даже внешнего управления. Ведь, по Л.С. Выготскому, всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды: сначала в социальном плане, что, конечно, требует управления и организационных усилий педагога. Затем в психологическом, точнее, интрапсихологическом плане, с помощью которого формируются новые психические структуры личности. Пусть эти примеры и будут демонстрацией «мирного» сосуществования противоположных моделей образования. [15]

Новые оттенки приобретает структура  цикла усвоения в теории, разработанной П.Я. Гальпериным и развиваемой Н.Ф. Талызиной. В соответствии с этой теорией имеется пять этапов усвоения новых действий:

    • предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения;
    • формирование действия в материальном (или материализованном с помощью людей) виде с развёртыванием всех входящих в него операций;
    • формирование действия как внешне речевого;
    • формирование действия во внешней речи;
    • формирование действия во внутренней речи, переход его в глубокие, свёрнутые процессы мышления. [14, c. 25]

Вся эта цепь умственных действий обеспечивает переход действий из внешнего плана во внутренний. Такой процесс называют интеризацией. Эта концепция более применима к объяснительно-иллюстративному, но не к проблемному обучению, которое далеко не всегда начинается с предметного воспитания, а предполагает осмысление логических задач сразу же в словесной форме внешнего или внутреннего плана. Несмотря на целый ряд возможных подходов к характеристике учебной деятельности, всё же можно охарактеризовать некоторые типичные варианты действий учеников под руководством учителя и во время полностью самостоятельной учебной деятельности, как на уроке, так и в домашней работе.

Условно можно выделить два типичных варианта учебной деятельности школьников. Первый протекает во время урока или другой формы обучения школьников, где ведущую, направляющую роль осуществляет учитель, второй – во время самостоятельной работы учеников на уроке или при выполнении домашних заданий.

В случае, когда учебная деятельность протекает под руководством учителя, можно выделить следующие учебные действия школьников:

    • принятие учебных задач и плана действий, предлагаемого учителем;
    • осуществление учебных действий и операций по решению поставленных задач;
    • регулирование учебной деятельности под контролем учителя и при самоконтроле;
    • анализ результатов учебной деятельности, осуществляемой под руководством учителя.

Информация о работе Опыт использования учебника в предметной области "Технология"