Опыт использования учебника в предметной области "Технология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Изучаемое пособие посвящено вопросам изучения учащимися 5 класса курса «Технология». Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология». Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте использования учебника «Технология. Обслуживающий труд»
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология»
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника в предметной области «Технология»
Выводы по главе
Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника в предметной области «Технология» в 5 классе
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника «Технология»
§3. Результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по пед.(испр).doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Анализ применения учебников «Технология» в школьной практике показывает, что педагоги используют его для формирования у детей положительных качеств личности. Учитель технологии, используя банк творческих проектов в учебнике, может помочь подростку не только выбрать, но и разработать такие темы творческих проектов, которые максимально соответствуют интересам подростка и представляют возможности для самоутверждения, что так необходимо в этом возрасте.

4) Содержание учебного материала в рассматриваемом пособии соответствует возрастным особенностям учащихся, нагрузка так же соответствует возрасту учеников 5 класса. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту.

Применение учебника на уроке стимулирует такие качества личности обучаемого, как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности ученика.

§2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника

 

Слово «метод», в переводе с греческого языка, означает «исследование, способ, путь к достижению цели». [1] В философском словаре сказано: «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность». [9] В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определённых учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения, каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. [4, c. 27] На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся даётся познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. [4, с. 29]

Ю.К. Бабанский всё многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. [4, c. 35]

В исследовании, проводимом в Омской области, Азовском районе, в селе Александровка, в МОУ «Александровская СОШ», среди учениц 5 класса в 2009 году, использовались следующие технологии:

1) Иллюстративно-демонстрационная технология усвоения материала.

Сущность данной технологии заключается в том, что в процессе учебной деятельности учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний. В данном случае это был учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс» вариант для девочек, автор Симоненко В.Д.

Эффективность применения данной технологии зависит от сочетания вводной лекции и наглядности, от умения учителя выделять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Данный метод является необходимым  звеном в целостной системе урока. Без наглядности невозможно выстроить  правильные образы итогового результата. Ребёнок должен знать, что должно получиться при практической деятельности в конечном результате.

Работа над новым материалом только лишь при устном изложении, как правило, не полностью усваивается учащимися. Устное изложение учителя должно подкрепляться самостоятельной работой с учебником, после которого необходимо подытожить изученное, выявить закономерности, сделать выводы. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он просто побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность учащихся.

2) Работа с учебником.

В курсе каждого учебного предмета есть темы, которые с трудом усваиваются учениками. В таком случае, необходима самостоятельная работа с учебником. Только после этой работы учитель может провести беседу с учениками, и разъяснить те моменты, которые он не понял. Работа без учебника делает урок не полным, да и развитие детей происходит медленнее. Поэтому, из проводимого опыта стало понятно, что класс, работавший с учебником самостоятельно, опередил в усвоении учебного материала тот класс, который работает без учебника.

Отсюда вытекает необходимость на каждом уроке после объяснения учителя предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Чтобы прочно усвоить новый материал, требуется систематическое использование учебника. Организованная таким образом работа не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттенки, глубже подходить к их осмыслению. Учителям необходимо так организовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал.

Важнейшими элементами проведения эксперимента использования учебника являлись следующие:

а) отработанная, чёткая цель урока по новому материалу;

б) определение ряда вопросов, которые ученики должны проработать самостоятельно;

в) постановка самостоятельной и практической работы;

г) наблюдение учителем за ходом самостоятельной работы и оказание помощи учащимся, которые затрудняются с выполнением задания;

д) проведение беседы по закреплению усвоенного материала.

3) Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний.

Сущность этой технологии состоит  в том, что получение новых знаний осуществляется каждым учеником самостоятельно, без объяснения учителя, путём вдумчивого освоения нового материала по учебнику, осмысления содержащихся в нём терминов, заданий. При выполнении данной работы учащиеся приобретают умение работать с книгой, в них развивается самостоятельность.

Перед самостоятельной работой  учеников с учебником, учителя обязаны провести вступительную беседу, определить тему нового материала, поставить цель работы с учебником, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить. В процессе урока учитель должен наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся. Если некоторые ученики встречаются с затруднениями или недопонимают новый материал, учителю необходимо помочь им разобраться в возникших вопросах.

Учителю необходимо из урока в урок вырабатывать у учеников умение самостоятельно работать с учебником, чтобы они  научились понимать учебную литературу. Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.

Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению тем, пройденных ранее. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не даёт желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использовать самостоятельную работу с учебником, который поможет освежить полученные ранее знания.

Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Её необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давая соответствующие упражнения.

Приведенные примеры показывают, что  самостоятельная работа учащихся с  учебником по усвоению нового материала  как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического  владения разнообразными приёмами организации учебной деятельности.

 

 

§3. Результаты педагогического  опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе

 

Проведённая работа по апробации учебника Виктора Дмитриевича Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 5-х классов позволяет сделать следующие выводы:

  1. содержание учебника соответствует возрастным особенностям учеников 5 класса;
  2. в учебнике собран материал для развивающего обучения;
  3. содержание учебника способствует формированию технологического мышления школьников;
  4. данное пособие развивает интерес учеников не только к уроку, но и к труду;
  5. в учебнике собраны лучшие рецепты по приготовлению пищи и советы по шитью.

Итак, учебник был введён как средство обучения учениц 5 класса. Опыт показал, что со временем у учениц начал повышаться интерес к обучению. Их активность на уроках также повысилась. Девочки быстро ориентировались в учебнике, на практике использовали учебник как подсказку, ведь в нём всё описано и разъяснено.

Были выявлены основные качества, которые развиваются у учеников в процессе обучения «Технологии». Работа с учебником развивает у учеников усидчивость, целенаправленность, последовательность.

Был проведён сравнительный анализ класса, в который был внедрён учебник, и класса, который занимался по старой схеме обучения. Он показал, что в классе, работающем с новым учебником, уроки стали проходить интереснее, живее и активнее. У девочек повысился уровень самостоятельности, ответственности. Девочки выполняли домашнее задание полностью. Учебник позволяет быстро и доступно помочь ребёнку сориентироваться в задании. Даже если ребёнок недопонял задание, которое предложил учитель, он может самостоятельно прочитать его в учебнике.

Основной проблемой, связанной с нововведением стало, прежде всего, недоверие некоторых учителей к новому учебнику. Эти учителя привыкли к тому, что учитель полностью контролирует урок. Эксперимент породил волну недоверия и разногласий между учителями. Перед учителями-экспериментаторами встала задача переубедить недоверчивых учителей в обратном.

Так же при обсуждении данного опыта учителя отметили ряд недостатков самого учебника. Во-первых, в учебнике отсутствовал раздел техники безопасности. Основы техники безопасности, по мнению учителей, непременно должны присутствовать в учебнике. Дети должны знать о последствиях неправильного обращения с огнём, электричеством, посудой, кухонными приборами. Во-вторых, в учебнике недостаточно полная терминологическая база, что может затруднить процесс обучения. В учебнике должны быть собраны не только важнейшие понятия, но и интересные факты и заметки, которые бы способствовали развитию интересов во внеурочной деятельности.

Анализ применения учебника «Технология. Обслуживающий труд» в школьной практике показывает обогащение умственных способностей детей, пользующихся этим учебником. Поэтому очень важно поощрять стремление детей самостоятельно получать новые знания путём использования учебника. Во многие разделы учебника «Технология. Обслуживающий труд» включены задания по развитию умения наблюдать, определять характерные признаки, анализировать результаты наблюдений изучаемых предметов, явлений.

Впервые, создан учебник, отвечающий программе образовательной области «Технология». Он является своеобразной ступенью к учебникам нового поколения, в основе которых лежит метод проектов.

Информация о работе Опыт использования учебника в предметной области "Технология"