Опыт использования учебника в предметной области "Технология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Изучаемое пособие посвящено вопросам изучения учащимися 5 класса курса «Технология». Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология». Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте использования учебника «Технология. Обслуживающий труд»
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология»
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника в предметной области «Технология»
Выводы по главе
Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника в предметной области «Технология» в 5 классе
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника «Технология»
§3. Результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по пед.(испр).doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

В ходе самостоятельной учебной  деятельности, осуществляемой без непосредственного руководства в данный момент, обычно выделяются следующие действия:

    • планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности, планирование методов, средств и форм учебной деятельности;
    • самоорганизация учебной деятельности;
    • саморегулирование учения; самоанализ результатов учебной деятельности.

[14, с. 145]

 

 

§3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология»

 

Базовое образование – общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школьной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессиональной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования, что является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. [16]

Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. [6, с. 7] Путь В.т. – включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку. [16]

Внедрение – использование в производстве, практике результатов каких-нибудь исследований, экспериментов. [9. с. 91]

Инновация – это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека и его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов, интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом совершенствования.

Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. [16]

Исследование – это процесс научного изучения чего – либо. Исследование может быть так же определено как развитие знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. [16]

Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения. Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в художественной, технической, научной и других видах деятельности. [16]

Методы обучения – это совокупность приёмов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. [15]

Миссия – ответственное задание; поручение, роль (возложить важную миссию на кого-либо). [9, стр. 357]

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. [9, с. 305].

Образование в Российской Федерации – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. [16]

Опытное знание – это знания, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления, это единство знании и умений. [9, с. 326]

Методика в образовании – описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах или собирание правил воспитательной деятельности. [15]

Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или планомерное и последовательные решения на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующие успех педагогических действий. [11, с. 330]

Программа – 1) план деятельности работ; изложение содержания и цели деятельности; 2) краткое содержание учебного предмета. [9, с. 606]

Подросток – юноша или девушка в переходном возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны и культурно-национальных особенностей, а так же пола (от 12-14 до 15-17 лет). [15]

Развивающее обучение – обучение, создающее условия для реализации каждым учеником своих индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, социальных установок, направленности личности. [7, с. 181]

Стратегия – искусство планирования какой-либо деятельностью. [1, с. 663]

Технология – (от греч. τέχνη искусство, мастерство, умение) – комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных уровнем технического развития науки, техники и общества в целом. [16]

Учебник – это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. [15, с. 7]

Целенаправленный – имеющий перед собой чётко поставленную цель. [9, с. 503].

Цель – предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить. [9, с. 870]

 

 

Выводы по главе

Выявлены:

  • основные цели проводимого опыта. Основной целью эксперимента является повышение интереса учеников к предмету «Технология» с помощью внедрённого учебника. Необходимо было проследить реакцию учеников на нововведение;
  • приведена актуальность темы. Она заключается в том, что до 1997 года не было специализированного учебника по технологии обслуживающего труда, в 1997-1998 годы выпуск учебника по технологии только зарождался. В данной работе анализируется опыт использования учебника с целью выявления становления учебного процесса в предметной области «Технология, обслуживающий труд»;
  • рассмотрено понятие интереса школьников, ведь интерес побуждает учеников к хорошей учёбе, к стремлению быть лучшим. Интерес побуждает учеников к саморазвитию. Интерес вызывает чувство эмпатии к самому учебнику и к учебному процессу, доставляет удовольствие от проделанной работы и вместе с этим порождает новые знания, новые качества в подростке. Помимо этого интерес побуждает ребёнка к активной деятельности;
  • показан педагогический подход к решению вопроса о повышении интереса. Необходимо отражать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни, возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) к окружающим явлениям, моральным, эстетическим, научным ценностям. Необходимо всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие её творческой активности;
  • приведены психолого-педагогические теории, в которых рассматривается решение вопроса о повышении познавательного интереса учащихся. Был приведён анализ психологической структуры познавательного интереса советских психологов С.Л. Рубенштейна, Л.А. Гордона, А.П. Леоньтьева;
  • также были рассмотрены основные понятия, раскрывающие суть проводимого опыта. Важными для данного исследования являются понятия: «педагогическая технология», понятие интереса, понятие цели и стратегии, мотивации и методов обучения. Так же важнейшими понятиями в области использования учебника «Технология», как средства обучения, являются понятия «учебник», «технология», «развивающее обучение» и другие понятия.

Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе

 

 

§1. Содержание практического опыта

 

Итак, как было сказано в главе 1, опыт проводился в декабре 2009 года, в Омской области, Азовском районе в селе Александровка, в МОУ «Александровская СОШ». Преподаватели решили провести опыт использования учебника на уроке «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе среди девочек. Для исследования был применён учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс», вариант для девочек, автор Симоненко В.Д. Для проведения эксперимента данный учебник закупили в нужном количестве. Опыт проводился в 5 «а» классе, списочный состав которого 15 человек, среди них 9 девочек. Опыт проводился в период с 12 декабря 2009 года по 19 декабря 2009 года. За неделю учителя должны были провести 3 урока по технологии обслуживающего труда на 3 разные темы. По результатам недельного опыта учителя должны были оценить учебное пособие, написать свои отзывы о нём. При преобладании положительных отзывов школа должна была закупить весь комплект учебников.

Для опыта по разделу «Кулинария» были выбраны следующие темы:

1) Общие сведения  о питании (2 часа)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока и желчи  в пищеварении. Понятие питания (правильное, рациональное). Значение питания для нормального физического и нервно-психического развития ребёнка и подростков. Витамины.

Основные  понятия темы: пищеварение, питание, витамины.

2) Блюда  из яиц. (2 часа)

Значение яиц в питании  человека. Использование яиц в  кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.

Основные  понятия темы: диетические яйца, столовые яйца, яйца «в мешочек», яйца вкрутую.

3) Бутерброды  и горячие напитки. (2 часа)

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола кофейных зёрен.

Основные  понятия темы: бутерброды (открытые, закрытые, горячие, холодные, простые, сложные, закусочные), кофемолка, кофеварка, турка.

На первом уроке, тема которого называлась «Общие сведения о питании», девочки разбирали понятие «пищеварение», изучали общие сведения о питании. После вступительного объяснения учителя, девочкам раздали учебники и предложили изучить содержимое темы самостоятельно. Первое, что отметили учителя, девочки с интересом принялись изучать тему и рассматривать картинки. После чего девочки без труда и волнения смогли ответить на вопросы учителей по теме. Справившись с заданием, девочки написали на листочках о своих впечатлениях, о пройденном занятии. После занятия учителя отметили, что на уроке девочки вели себя спокойно, с воодушевлением и интересом изучали учебник. По их отзывам стало понятно, что дети хотят и дальше работать с учебником. Главный плюс учебника состоит в том, что ученики будут вовлечены в проектную деятельность. Как известно, проектная деятельность является основой решения многих проблем, она может помочь учителю научить школьников исследованию, что в свою очередь подготовит их к принятию правильных решений в жизненных ситуациях, расширит их кругозор.

На втором занятии  девочкам предложили изучить тему «Блюда из яиц». Первая половина первого урока началась с вводного инструктажа и вводной лекции учителя на данную тему, вторую же часть урока девочки самостоятельно изучали тему по учебнику. Второй урок занятия был посвящён практике. Проведённая работа с учебником, самостоятельная работа учениц имели целью развивать самостоятельность, последовательность, умение работать с учебником и понимать его содержание.

Третье занятие было посвящено теме «Бутерброды и горячие напитки». Первый урок был посвящён работе с учебником, изучению материала о том, какие продукты должны использоваться в приготовлении бутербродов, какие бывают виды горячих напитков, как их приготовить. Второй урок был посвящён практике, девочки учились готовить бутерброды и горячие напитки.

При обсуждении проведённых  занятий педагоги пришли к следующим выводам:

1) Учебник хорошо иллюстрирован. Каждая технологическая операция воспроизведена в мельчайших деталях, что позволяет более наглядно представить весь процесс приготовления пищи. Учебник учит детей применять технологии изготовления швейных изделий, создавать уют в доме, готовить пищу, развивать фантазию и смекалку, придумывать сувениры для близких. Автор учебника считает, что умение делать многое собственными руками – это залог уверенности в себе. А умения – это власть над миром вещей. Человек, владеющий каким-либо мастерством, не пасует перед проблемами, так как знает, что он сможет осилить и другое дело.

2) Учебник формирует у учащихся знания о способах и средствах преобразования и превращения различных материалов, продуктов в потребительский продукт. Так же учебник развивает у детей способность адаптироваться к изменяющимся условиям; даёт основы политехнических знаний о наиболее популярных, распространённых и перспективных технологиях, о способах приготовления пищи, о технологиях конструирования одежды, о методах шитья и кройки, помогает самостоятельно решать возникающие задачи и проблемы.

У детей подросткового возраста необходимо развивать такие качества, которые помогут им ориентироваться в жизни; например, такие качества как целенаправленность, последовательность. У девочек, которые занимаются рукоделием, развивается точность движения руки. И это впоследствии может помочь кому-нибудь из девочек стать, например, хорошим хирургом или первоклассным сборщиком часовых механизмов.

3) Учебник учит детей исследовательской деятельности, у детей просыпается интерес к обучению. И всё это помогает им не только в последующем изучении других предметов, но и в умении строить своё свободное время. Ребёнок начнёт заниматься интересным ему делом, а учебник будет служить домашним помощником, заглянув в который можно будет без труда отыскать то, что забылось. Так же учебник, если он интересен ученику, развивает у него усидчивость. Впоследствии было выявлено, что в процессе систематического использования учебника ученики начинают приобретать такие важные качества, как развитие у подростков силы воли, дисциплинированности, выдержки, настойчивости.

Информация о работе Опыт использования учебника в предметной области "Технология"