Опыт использования учебника в предметной области "Технология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Изучаемое пособие посвящено вопросам изучения учащимися 5 класса курса «Технология». Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология». Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте использования учебника «Технология. Обслуживающий труд»
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология»
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника в предметной области «Технология»
Выводы по главе
Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника в предметной области «Технология» в 5 классе
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника «Технология»
§3. Результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по пед.(испр).doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

По окончанию опыта большинством учителей были сделаны положительные заключения о проведённом испытании. Администрация школы закупила весь комплект учебников для внедрения их в полный учебный процесс.

 

 

§4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника

 

При исследовании поисковых систем в Интернете, было выяснено, что опыты по внедрению учебников по технологии вообще не освещались. Но были найдены мнения автора учебника и учителей о данном пособии.

О технологическом образовании в школе в сети Интернет представлены интересные, содержательные сайты, содержащие полезную информацию.

К примеру, на сайте http://www.uroki.net/doctrud.htm предоставлена информация для учителя технологии. Также на этом сайте можно ознакомиться с авторскими программами уроков для разных возрастных  групп.

На сайте http://www.websib.ru/noos/technology/method1.php можно ознакомиться со списком литературы, которая поможет учителю подготовить интересный урок. Помимо этого на данном сайте много полезной информации для учителей. Например, методические рекомендации, рабочие программы и проекты к урокам технологии. На этом сайте можно найти обсуждение учителями актуальных тем. Например, на сайте обсуждается такая проблема, как стандарт основного общего образования по технологии. Рассматриваются важнейшие темы уроков, которые, по мнению учителей, должны в обязательном порядке применяться в обучении. При переходе на ссылку http://www.websib.ru/noos/technology/sibiriana2.php можно ознакомиться с другими опытами проведений занятий по технологии.

На сайте http://trudovik.narod.ru/ можно ознакомиться с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебного предмета согласно Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования. Помимо этого там можно найти необходимые инструкции по проведению уроков и инструктаж по технике безопасности. Что немаловажно, на этом сайте размещены рисунки и фотографии поделок, которые мастерили дети. Также на этом сайте можно ознакомиться с результатами Олимпиады по трудовому обучению. Помимо этого можно разрабатывать собственные программы и присылать на этот сайт.

На сайте http://www.rvsn2.narod.ru/doc352.htm можно ознакомиться с анализом работы учителей трудового и профессионального обучения в 2007-2008 учебном году Белгородской области.

На сайте http://www.booksiti.net.ru/books/25000174225.html можно ознакомиться с учебной литературой по трудовому обучению для 5 класса. Существует возможность заказать книгу почтой.

 

Выводы по главе:

 

1. было рассмотрено содержание практического опыта использования в 5 классе учебника «Технология. Обслуживающий труд». Опыт проводился в течение недели. Учителя провели три испытательных урока с новым учебником.

2. было доказано, что уроки стали интереснее. Девочки стали выполнять задания живее, активнее и последовательнее; домашнее задание выполнялось каждой ученицей добросовестно и полностью. Учебник не только помог облегчить учебный процесс, но и стал наглядным помощником для девочек.

3. проанализирован тот факт, что успеваемость в классе с новым учебником повысилась, дети стали активнее принимать участие на уроке. Дети проявляли желание учиться творчески. Число хороших отметок увеличилось.

4. установлено, что в учебнике весь материал описан доступно, содержание учебника логически выстроено. Учебник соответствует возрастным особенностям и Государственному образовательному стандарту. В учебник помещены иллюстрации, которые выступают в роли наглядного помощника, так как у многих девочек возникает вопрос: «Правильно ли я сделала?».

5. были рассмотрены технологии и методы, используемые в проведённом опыте. Дано полное описание методов работы с учебником. Определилась роль учителя при работе с учебником. Учитель должен провести вступительную беседу и поставить цель и определить ряд вопросов, ответы на которые ученики должны сами найти, исходя из материала учебника. Ученики должны уметь самостоятельно работать с учебником, уметь понимать учебную литературу и усваивать новый материал.

6. были описаны результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, вариант для девочек, который проводился в Омской области, Азовском районе, в с. Александровка. Опыт убедительно доказал, что учебник положительно влияет на учебный процесс. Систематическое использование учебника развивает в учениках такие качества как самостоятельность, последовательность, усидчивость, целенаправленность и ряд других положительных качеств. Успеваемость по урокам труда повысилась по сравнению с классом, который занимался по старой системе (без применения учебника).

7. были рассмотрены Интернет адреса, посредством которых можно рассмотреть информацию об авторских программах проведения уроков технологии, опыты проведения уроков, методы работы в данной предметной области.

 

 

Заключение

 

§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта

Информационная  карта опыта

Информационный раздел

Наименование  опыта

Опыт  использования учебника на уроке в предметной области "Технология" в 5 классе.

Адрес опыта

Омская  область, Азовский район, с. Александровка, МОУ «Александровская СОШ»

Сведения  об авторах опыта

Беценко Ирина Владимировна 1947 г.р. и Миллер Константин Викторович 1955 г.р.

Главная идея опыта

Повысить  интерес учащихся к предмету «Технология».

Материалы, которыми представлен опыт

Материалы для курсовой работы были предоставлены по запросу из Омской области. Помимо этого, была использована учебная литература и материал из сети Интернет.

Степень новизны опыта

Полученные  результаты имеют высокую степень  научной новизны. Опыт способствует становлению технологического образования в школе. Авторы опыта раскрывают сущность использования учебника на уроке, раскрывают качества, развивающиеся в учениках при систематическом использовании учебника.

Содержательно-целевая  направленность опыта

Компонентом педагогического процесса является взаимосвязь между применением  учебника в процессе образования и воспитанием. Можно сделать вывод, что важнейший компонентом данного процесса является развивающее обучение, которое закладывает в учениках положительные качества для будущего  развития личности учеников.

Длительность  функционирования опыта

Опыт проходил в течение недели. После чего по положительным отзывам учителей, администрация школы обязана была закупить комплект учебников для всей школы и для разновозрастной группы.

 

Технологический раздел

Основная  цель опыта

Внедрить учебник Виктора Дмитриевича Симоненко «Технология. Обслуживающий труд» в процесс обучения учеников 5 класса.

Задачи опыта

  • Повысить интерес учащихся к предмету «Технология. Обслуживающий труд»;
  • Выявить основные качества, которые развиваются у учеников, использующих учебник «Технология»;
  • Сделать сравнительный анализ класса, в который был внедрён учебник и класса, который обучался по старой схеме обучения;
  • Выявить основные проблемы с нововведением;
  • Выявить недочёты используемого учебника;
  • Сделать выводы о проведённом опыте.

Методы, формы, средства, используемые в опыте.

Основной  метод, используемый в опыте – это самостоятельная работа учеников с учебником. Средство, используемое в опыте – это испытуемый учебник, который был закуплен в нужном количестве только для проведения опыта.

Этапы выполнения действий

Всего было три этапа (3 занятия) проведения опыта. Был выбран раздел «Кулинария», по которому проходил анализ использования учебника. На каждом уроке девочки сначала усваивали материал по учебнику, а на втором часе урока делали практические задания.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность  опыта

Ученицам  было предложено самостоятельно изучить  новый материал, что стимулировало их к активной деятельности в изучении, а далее в практическом занятии.

Степень научной обоснованности опыта

Степень научной обоснованности довольно высокая, потому что многие учёные рассматривали  методы обучения с использованием учебника и отмечали пользу от работы с учебником на занятиях.

Внедренческий раздел

Перспективы применения опыта

Проведённый опыт позволил не только повысить интерес учащихся к предмету, но и повысить успеваемость учеников.

Необходимые ограничения и запреты

отсутствуют


 

 

§ 2. Рефлексивное отношение к описанному опыту

 

Исследовав материал по проведённому в декабре 2009 года опыту использования учебника в 5 классе, у меня сложилось личное отношение и восприятие данного опыта. Данный опыт оказал положительное влияние на ход учебного процесса. Опыт внедрения учебника в ход учебного процесса показал, что учебник воспринят позитивно и учащимися, и учителями. Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Благодаря применению учебника в детях будут закладываться многие положительные качества.

Сейчас существует огромное разнообразие учебников по «Технологии. Обслуживающий труд». Учебная литература представлена не только различными учебниками, но и рабочими тетрадями, наглядными материалами. Важнейшей задачей опыта внедрения данного учебника было стремление, чтобы как можно больше исключить недочёты и усовершенствовать обучающий процесс.

Учителя-экспериментаторы поставили перед собой задачу, чтобы урок технологии проходил как можно интереснее и живее, чтобы у школьников повысилась успеваемость и желание творить. Они добились этого посредством внедрения учебника «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс», вариант для девочек, автор Симоненко В.Д. Учителям удалось настроить учеников на творческий лад, на самостоятельную работу с учебником. Это в свою очередь положительно повлияло не только на ход учебного процесса, но и на развитие личности каждого учащегося, на развитие таких качеств, как самостоятельность, последовательность, целенаправленность. Всё это позволяет говорить о правильном процессе обучения. Учебник является важным звеном в цепи обучения, в такой творческой области образования, как технология. Ученики получили возможность сравнивать полученный результат своей учебной деятельности с образцом в учебнике.

Я считаю, что учителя-экспериментаторы смогли в полной мере осуществить цель и задачи опыта.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. [Текст] Изд. 2-е. испр. – М.: Мартин, 2008. – с.663
  2. Горбушина О. П. Возможности трудового взаимодействия. [Текст] – СПб.: Питер, 2008. – с.245
  3. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Гусинский, Ю.И Турчанинова. – М.: Логос, – 2008. – 248 с.
  4. Данилов Т. А. Воспитание самостоятельности у школьников в процессе ручного труда. [Текст] – Кострома, 2008. – 355 с.
  5. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. [Текст] 1996. № 6. 3 – 5 с.
  6. Кобрин В. Б. Проблемы формирования у детей интереса к трудовой деятельности. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2007. – 352 с.
  7. Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма [Текст] - СПб.: Питер, 2004. – 181 с.
  8. Немов Р.С. Психология. Часть II. [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М. Просвещение, 2006. – 307 с.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990. – 924 с.
  10. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 2007. – 432 с.
  11. Сластенин В.А. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие - М.: Школа пресс, 2007. – 330 с.
  12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. [Текст] – М.: Педагогика, 2007. – 358 с.
  13. Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. [Текст] – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.
  14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. [Текст]: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
  15. Шуринов А. С. Развитие творческих способностей подростка. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 371 с.
  16. http://ru.wikipedia.org

 

Приложение

 

Слайд 1

Слайд 2

 

Слайд 3

Слайд 4

 

Слайд 5

Слайд 6

 

Слайд 7

Слайд 8

 

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12


Информация о работе Опыт использования учебника в предметной области "Технология"